Немного о Як-130. Часть два: усложняем.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Первая часть ( https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_yak130_6252255 ) понравилась общей массе, но возникли вопросы про управление. Самолет интересный, у него мног особенносте как простых, так и сложных технически, в один пост никак не уместить всю информацию. Скорее всего, сегодня буду рассказывать про кабину и системы.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Управление. На самолете реализовано "управление по проводам", причем собственной разроботки Яковлевцев (не взято, а значит и не обкатано на других самолетах). Схема проста: отклоняю ручку, сигнал идет в блок, там информация обрабатывается и сигнал идет на рулевую поверхность (элероны по крену, стабилизатор по высоте, руль направления по курсу). Причем умный блок ограничивает (!) отклонение руля до безопасной. Я, как летчик, могу взять ручку на себя до упора, а самолет отклонит ручку так, чтобы не свалиться или не достичь предельной перегрузки (ограничение тоже прошиты в блоке и зависят от 1)подвесок; 2) скорости)

Чтобы было понятнее, на старых самолетах с прямым управлением по тягам, затянув ручку управления до безумия на себя можно было либо свалиться в штопор (потерять устойчивость), либо отключиться от большой перегрузки (8ед), либо сломать самолет.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Система, как это модно в авиации, 4кратно дублирована. Это как у Вас одна мышка с 4мя сенсорами, 4проводами в 4USB одного компьютера. Канал, котрый "врет", отключается автоматически. Эта же система управления и ведет самолет по автопилоту. На автопилоте, в теории, можно пролететь от набора высоты на взлете, по маршруту, обратно на аэродром, по глиссаде посадки вплоть до 60м высоты (выпускать шасси и сажать надо самому)

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Система управления может увести с заранее установленной "опасной высоты" (допустим 150м) на 100м выше и лететь в горизонте до тех пор, пока летчик не сообразит что произошло. Если пилот потерялся в облаках или ночью в пространственной ориентировке и внутреннее чувство кричит, что ты вверх колесами, а приборы говорят обратное, скорость вместо роста стремительно падает, достаточно нажать белую кнопку на ручке управления и самолет примет горизонтальное положение и опять же будет лететь в горизонте, пока летчик не вкурит, что к чему.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Думаете это все, что я расскажу про управление? Нет. На Яке впервые ввели систему репрограммирования управления, позволяющую прям в полете имитировать высокомаломаневренный (как Миг-29), маневренный (как Су-24) или тяжелый неманевренный (как ту-160) самолеты, включением режимов из задней кабины. Как это достигается? Пересчитываются коэффициенты отклонения ручки управления. Как чувствительность на мышке поменять.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

На самолете стоит ИЛС. Индикатор лобового стекла. Крайне полезная и интересная вещь. Наверное, каждый видел, как в небе перед летчиком зеленым цветом горит вся необходимая информация, циферки и полосочки. Да, это все реально и пилотировать можно только глядя вперёд на ИЛС. Там и скорость, и высота, углы крена/тангажа, курс. В режиме посадки еще и полоса обводится зеленым уветом и прям в торец линия снижения идёт. Интересное для себя сделал открытие, что под каким углом не посмотреть в ИЛС, он будет показывать без искажения (например при прицельном пикировании, перекрестие будет на мишени хоть я слева смотрю, хоть справа). Приближаясь или отдаляясь от прицела, размер изображения меняться не будет. Смысл как в коллиматорном прицеле автомата. В армию идут лучшие разработки.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост
Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

На самолете стоят катапультные кресла К-36, модифицированные под Як (сняты лишние агрегаты, необходимые для катапультирования на сверхзвуке, кресло этим облегчено). При катапультировании кресла расходятся в разные стороны (влево и вправо), чтобы у летчиков парашюты раскрылись на безопасном расстоянии друг от друга.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Узорчик над головой пилотов -- пирошнур. При катапультировании он взрывается и кресло выходит через дырку в остеклении (фонаре кабины). Обычно, в самолетах фонарь отстреливается целиком, но в случае с Яком фонарь слишком большой и тяжёлый (на две кабины один) и отойти на безопасное расстояние не успеет. Получает ли летчик травму? Во-первых, есть зашитный шлем с маской, во-вторых жить хочется больше. По рассказам, раскаленое стекло остается на одежде и руках, поэтому летчики всегда должны летать в кожаных перчатках и при катапульировании опускать светофильтр шлема.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Если пирошнур не сработает, кресло пробъет его заголовником и все норм. Кстати, пирошнур особой формы, получается направленный взрыв, что тоже бережет голову летчика.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Надеюсь, все прочитавшие остались довольны и разобраться в технических аспектах самолета было не трудно. Спасибо за драгоценное внимание!

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчики, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Авиация и Техника

9.4K поста17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Т.е. управление осуществляется электронным способом (как на автомобилях, там вместо гидравлического усилителя используют электронный), а что будет, если противник применит ЭМИ (электро-магнитный импульс)?
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Фарадея на вас нет. С его клеткой...

1
Автор поста оценил этот комментарий

Над проектами такого вооружения сейчас работают, идея в принципе реальна. Серийных образцов пока нет - сложно реализовать эффективное поражающее действие техники такого рода боеприпасами.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Там вроде как вся электротехника экранирована, и что бы её вывести из строя, во-первых: нужен не слабый такой импульс, во-вторых: умудриться попасть этим импульсом в незащищенные узлы (корпус самолета сам по себе препятствует этим импульсам и отражается). К тому же, на сколько помню, у некоторых типов самолетов, управление дублируется немного по другому: 1) электрическое 2) гидравлическое. Из этого следует, что такой импульс может максиму "ослепить" самолет (вырубить радар и навигацию, ибо радар находиться под брюхом, либо на носу, иной раз в двух местах сразу) соответственно, на управление самим самолетом это никак не скажется.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

А этого мало? Участвовать в бою, будучи ослепленным, он уже не сможет.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Как и противник.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

А противник-то с фига ли ослепнет? На него-то импульс не подействует, он далеко будет.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда какой бой, если противник далеко?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

20 км, это далеко? Для того, чтобы тебя поразило подобным импульсом - далеко. А для того, чтобы залочить цель и пустить ракету - нет.

Автор поста оценил этот комментарий

Сложно достигнуть превосходства в ТВД, отсутствуя полностью.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку