632

Немного о Як-130. Часть два: усложняем.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Первая часть ( https://pikabu.ru/story/nemnogo_o_yak130_6252255 ) понравилась общей массе, но возникли вопросы про управление. Самолет интересный, у него мног особенносте как простых, так и сложных технически, в один пост никак не уместить всю информацию. Скорее всего, сегодня буду рассказывать про кабину и системы.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Управление. На самолете реализовано "управление по проводам", причем собственной разроботки Яковлевцев (не взято, а значит и не обкатано на других самолетах). Схема проста: отклоняю ручку, сигнал идет в блок, там информация обрабатывается и сигнал идет на рулевую поверхность (элероны по крену, стабилизатор по высоте, руль направления по курсу). Причем умный блок ограничивает (!) отклонение руля до безопасной. Я, как летчик, могу взять ручку на себя до упора, а самолет отклонит ручку так, чтобы не свалиться или не достичь предельной перегрузки (ограничение тоже прошиты в блоке и зависят от 1)подвесок; 2) скорости)

Чтобы было понятнее, на старых самолетах с прямым управлением по тягам, затянув ручку управления до безумия на себя можно было либо свалиться в штопор (потерять устойчивость), либо отключиться от большой перегрузки (8ед), либо сломать самолет.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Система, как это модно в авиации, 4кратно дублирована. Это как у Вас одна мышка с 4мя сенсорами, 4проводами в 4USB одного компьютера. Канал, котрый "врет", отключается автоматически. Эта же система управления и ведет самолет по автопилоту. На автопилоте, в теории, можно пролететь от набора высоты на взлете, по маршруту, обратно на аэродром, по глиссаде посадки вплоть до 60м высоты (выпускать шасси и сажать надо самому)

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Система управления может увести с заранее установленной "опасной высоты" (допустим 150м) на 100м выше и лететь в горизонте до тех пор, пока летчик не сообразит что произошло. Если пилот потерялся в облаках или ночью в пространственной ориентировке и внутреннее чувство кричит, что ты вверх колесами, а приборы говорят обратное, скорость вместо роста стремительно падает, достаточно нажать белую кнопку на ручке управления и самолет примет горизонтальное положение и опять же будет лететь в горизонте, пока летчик не вкурит, что к чему.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Думаете это все, что я расскажу про управление? Нет. На Яке впервые ввели систему репрограммирования управления, позволяющую прям в полете имитировать высокомаломаневренный (как Миг-29), маневренный (как Су-24) или тяжелый неманевренный (как ту-160) самолеты, включением режимов из задней кабины. Как это достигается? Пересчитываются коэффициенты отклонения ручки управления. Как чувствительность на мышке поменять.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

На самолете стоит ИЛС. Индикатор лобового стекла. Крайне полезная и интересная вещь. Наверное, каждый видел, как в небе перед летчиком зеленым цветом горит вся необходимая информация, циферки и полосочки. Да, это все реально и пилотировать можно только глядя вперёд на ИЛС. Там и скорость, и высота, углы крена/тангажа, курс. В режиме посадки еще и полоса обводится зеленым уветом и прям в торец линия снижения идёт. Интересное для себя сделал открытие, что под каким углом не посмотреть в ИЛС, он будет показывать без искажения (например при прицельном пикировании, перекрестие будет на мишени хоть я слева смотрю, хоть справа). Приближаясь или отдаляясь от прицела, размер изображения меняться не будет. Смысл как в коллиматорном прицеле автомата. В армию идут лучшие разработки.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост
Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

На самолете стоят катапультные кресла К-36, модифицированные под Як (сняты лишние агрегаты, необходимые для катапультирования на сверхзвуке, кресло этим облегчено). При катапультировании кресла расходятся в разные стороны (влево и вправо), чтобы у летчиков парашюты раскрылись на безопасном расстоянии друг от друга.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Узорчик над головой пилотов -- пирошнур. При катапультировании он взрывается и кресло выходит через дырку в остеклении (фонаре кабины). Обычно, в самолетах фонарь отстреливается целиком, но в случае с Яком фонарь слишком большой и тяжёлый (на две кабины один) и отойти на безопасное расстояние не успеет. Получает ли летчик травму? Во-первых, есть зашитный шлем с маской, во-вторых жить хочется больше. По рассказам, раскаленое стекло остается на одежде и руках, поэтому летчики всегда должны летать в кожаных перчатках и при катапульировании опускать светофильтр шлема.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Если пирошнур не сработает, кресло пробъет его заголовником и все норм. Кстати, пирошнур особой формы, получается направленный взрыв, что тоже бережет голову летчика.

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Надеюсь, все прочитавшие остались довольны и разобраться в технических аспектах самолета было не трудно. Спасибо за драгоценное внимание!

Немного о Як-130. Часть два: усложняем. Летчик, Авиация, Самолет, Як-130, Профессия, Длиннопост

Найдены дубликаты

+11

Вроде многое читал, а про пирошнур для меня новость. Спасибо.

раскрыть ветку 2
+6
Его еще при царе Горохе придумали, и, если не ошибаюсь (а могу) чуть ли не раньше, чем, собственно, откидной фонарь, ибо гарантии не было, что тяжеленную плексигласовую хреновину успеет сдуть на безопасное расстояние прежде, чем ты с ускорением в ~20g впилишься в переплет фонаря. Сейчас для этих целей ставят твердотопливные реактивные двигатели (белые на фото. Беспереплетный фонарь от F-22). А в случае палубной авиации пирошнуры - вообще обязательны, ибо под водой ты эту "крышку" никак не сдвинешь. https://youtu.be/CfVKUdA433Q
Иллюстрация к комментарию
0

На Ка-52 примерно то же самое.

+9
Офигенный самолёт)
+5
поэтому летчики всегда должны летать в кожаных перчатках и при катапульировании опускать светофильтр шлема.
на ЗШ7 стоит пиропатрон, в случае катапультирования светофильтр автоматом опустится
раскрыть ветку 1
+2

Что логично: в критический момент не до этого может быть.

+5

Красивый самолет, жаль в Краснодаре его почти не видно

раскрыть ветку 4
+2
Это военный самолёт. Очень хорошо, что его не видно. И пусть он не понадобится никогда.
раскрыть ветку 3
+16

Это учебный самолет, в основном, как боевой он слабо применим в той конфигурации, в которой он поставляется в войска.

Он хорош именно как завершающий этап обучения военных пилотов.

раскрыть ветку 2
+4

Параллакс (зеленая хуета на ИЛС и в коллиматорных прицелах, которая всегда "в одном месте") хрен знает когда изобрели. Еще в ВОВ использовали. Сейчас на легковушках даже в бюджетном сегменте встречается.

+4

так рассказываешь, что прям захотелось полетать на этом супер-пепелаце. даром, что учебная, и явно прощает многие ошибки нубов. только вот по здоровью я даже в пехоту не сгодился, и ваще почти что офисный хомяк :(

раскрыть ветку 3
+11
Хомяки тоже перегрузки испытывают. В колесе. Когда его центробежной силой наматывает)
раскрыть ветку 2
0

не, колёса я не люблю, они слишком круглые

раскрыть ветку 1
+3
Расскажу тоже чуток. Во первых, система управления называется СДУ (система дистанционного управления), это уже ноухау, такое везде стоит, я про истребители. Во вторых, кроме шнура в кресла пилотов вставлены рога, ну грубо, они доразбивают стекло. А что касается катапультирования, то первым вылетает задний, второй пилот, потом первый, это чтобы первый не поджарил второго.
раскрыть ветку 4
+1
Сначала из передней выходит 0.3с от дергания за ручки. Через 0.9 от вытяга вторая кабина. Хз почему
раскрыть ветку 2
0
Эм, товарищ, во первых, кабина одна, так как фонарь один во вторых, я уже сказал, если первый вылетит, второй сгорит от первого.
раскрыть ветку 1
0
ЭДСУ "электродтстанционная система управления "
</зануда>
+3
"внутреннее чувство кричит, что ты вверх колесами, а приборы говорят обратное, скорость вместо роста стремительно падает, достаточно нажать белую кнопку на ручке управления и самолет примет горизонтальное положение и опять же будет лететь в горизонте, пока летчик не вкурит, что к чему."

Как SAS в KSP =)
Автостабилизация)
+3

Как раз на него ВСУ разрабатывали) и сейчас работы ведутся

раскрыть ветку 8
+5
Очень ценю технарей и конструкторов, надеюсь, что не дискриминирую своими рассказами Ваш труд))
раскрыть ветку 5
+2
А как понять выражение высокомаломанёвренный?
+1

Добрый вечер, очень интересный пост. Но какие дополнительные агрегаты бывают на кресле, при катапультировании на сверхзвуке?

раскрыть ветку 3
+2

Привет коллегам. СУО и Бортовые регистраторы с вами %)

0

Долго думал при чем тут Украина)

+5

ЯК об палубу хуяк

раскрыть ветку 1
+7

Это про другой,  с вертикальным взлетом )

+2
Автор пишите ещё. Очень нравятся ваши посты!Настолько, что я сначала плюсую пост, а потом уже раскрываю и читаю до конца :) Ждём ещё :-)
+1
Причем умный блок ограничивает (!) отклонение руля до безопасной. Я, как летчик, могу взять ручку на себя до упора, а самолет отклонит ручку так, чтобы не свалиться или не достичь предельной перегрузки

На боевых машинах алгоритм похожий, только вместо принудительных ограничений стоит автомат загрузки (или как-то так, забыл уже за давностью лет). То есть пилот может дергать РУС как угодно, но при приближении, например, к критическим углам атаки ручку тянуть становится тяжелее, и чем дальше - тем больше. Максимально вроде 16кг усилия выдает автомат.

раскрыть ветку 3
-1
Но если перетянет, инстинктивно, самолет свалится и маневр сорвется. А Як тупо не дает такой возможности (но можно отключить ограничитель пред режимов, что дает +1ед и критические углы атаки)
раскрыть ветку 2
+4

Конечно, на боевой машине решение остается всегда за пилотом. Иногда это нужно, выход на сверхкритические режимы (активное пилотирование при противоракетном маневре, например).

+2

Сделать это инстинктивно невозможно, поскольку помимо усилия 6-13 кгс (зависит от скорости и высоты) при полном отклонении ручки на себя, по достижении угла срабатывания системы ограничительных сигналов, толкатели создадут дополнительное усилие 17 кгс, пересилить которое не так то просто.

+1

мне кажется, или на фото катапультирования - у чела слегка грустный вид?

раскрыть ветку 2
+17

А чего ему радоваться? Он сжатой задницей позвоночник еле держит

+5

Это наземные испытания САПС на Су-34 в ГкНИПАС и там манекен.

0
И да, кресла в бок вылетают, бред! Вверх, сначала 2й, потом 1ый
раскрыть ветку 1
0
Не о том речь. Двигатели ориентирования после выхода из кабины обоих пилотов разводят кресла в стороны друг от друга.
0
Жили-были три самолёта : Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрони........
0

А кто на первом фото? Разве у нас есть военные летчицы?

раскрыть ветку 4
+1
Есть, два курса по 15 девушек
раскрыть ветку 3
+1

Все , с вас фото. И подробности ).

раскрыть ветку 2
0
Катастрофы и аварии с як-130 были- каковы причины?
раскрыть ветку 1
+2
Глюки в управлении, но после каждого крушения идёт расследование и полеты прекращают, пока не разберутся в причине и не устранят её
0
Шикарный самолёт, сколько у него кГс в движках и максимальная скорость на высоте?
0
Т.е. управление осуществляется электронным способом (как на автомобилях, там вместо гидравлического усилителя используют электронный), а что будет, если противник применит ЭМИ (электро-магнитный импульс)?
раскрыть ветку 9
+1

Фарадея на вас нет. С его клеткой...

+1

Над проектами такого вооружения сейчас работают, идея в принципе реальна. Серийных образцов пока нет - сложно реализовать эффективное поражающее действие техники такого рода боеприпасами.

+1

Там вроде как вся электротехника экранирована, и что бы её вывести из строя, во-первых: нужен не слабый такой импульс, во-вторых: умудриться попасть этим импульсом в незащищенные узлы (корпус самолета сам по себе препятствует этим импульсам и отражается). К тому же, на сколько помню, у некоторых типов самолетов, управление дублируется немного по другому: 1) электрическое 2) гидравлическое. Из этого следует, что такой импульс может максиму "ослепить" самолет (вырубить радар и навигацию, ибо радар находиться под брюхом, либо на носу, иной раз в двух местах сразу) соответственно, на управление самим самолетом это никак не скажется.

раскрыть ветку 6
0

А этого мало? Участвовать в бою, будучи ослепленным, он уже не сможет.

раскрыть ветку 5
0
Дайте фото приборной панели в хайрезе, если оно не секретно, с описанием того, какие крутилки что значит и что делают =)
раскрыть ветку 1
+4
Типа три месяца обучения в одном комменте рассказать ?
0
Спасибо! Пиши ещё!
0

Мне вот непонятно. Иногда истребителя в бою, да и не только истребителя, ограничивать нельзя. Пусть ломает себя, технику, но вырвет победу. Именно поэтому боевой технике "защита от дурака" может только навредить.

Т.е. 130й с этой точки зрения только учебный, но никак не боевой.

Или я не прав?

раскрыть ветку 11
+2
FlyByWire вообще работает сильно сложнее, чем тут было описано,он использует всю доступную механизацию, чтобы выполнить тот маневр, который заказал у него пилот отклонением стика. Так что тут ограничения в основном в том, что если при текущих параметрах полёта заказ пилота вообще возможно выполнить - он выполнится, если нет - то и управляющие поверхности зазря дергать, рискуя свалить самолёт, не нужно.
раскрыть ветку 3
+1

А если пилот ведёт бой, предполагая сваливание как внезапный элемент программы? Штопор? Или дикий угол атаки, от которого трещат и кости, и самолёт, но иначе никак?

Военная техника на то и военная, что зачастую одноразовая, но при этом позволяет работать на нерасчётных, закритичных режимах.

Да, развалится, но сперва вдруг получится? Один же хуй помирать, если не потянет.

раскрыть ветку 2
+3

Он учебно-боевой, скорее всего можно отключить, но честно говоря выйти победителем уйдя за технические ограничения - так себе затея для кЕно

+1

Зачастую, все блокировки можно снять.

раскрыть ветку 2
0

А в 130 есть кнопка - съема блокировок? Собственно хочется  если заглючил комп, все переключить на дефолтную чуйствительность и не додумыват за летуна чем и куда рулить?

раскрыть ветку 1
+1

если у тебя самолет развалится, о какой победе идет речь?

раскрыть ветку 2
+2

Тут как раз тонкий вопрос - у кого он развалится раньше.

раскрыть ветку 1
0

Кстати, а бывают аналоги ИЛС, но для шлема летчика?

раскрыть ветку 11
+1

Нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ).

Самые известные - американские IHADSS для вертолётов и JHMCS для истребителей.

0

На "Апачах" есть такое.

0

для американского ф-35 допиливают вроде, но там скорее не илс, а более сложная, с системой "прозрачный кокпит"

раскрыть ветку 4
0

на ф35 очень много фишек в шлем внедрить хотели. От прозрачной кабины, до захвата целей глазами пилота. По слухам получается пока не очень и крайне дорого, хотя мое мнение за этим будущее.

раскрыть ветку 3
0
У нас точно нет. Вроде система громоздкая, так что даже не уверен, что можно такое на голову цеплять. Но не ручаюсь
раскрыть ветку 3
+1

А то единственное, что приходит в голову - окуляр на шлеме у пилотов "Апачей", от которого глаза рассинхронизируются

0

А разве на Су-57 нет такого?

0

Это не совсем так. Палубные МиГ-29К для ВМФ закупались в экспортной версии, включавшей в себя НСЦИ TopSight от Thales.

0

Мне кажется, будто дырка в фонаре после сработки пирошнура заметно меньше кресла с пилотом?

раскрыть ветку 4
+2

Разваливается в стороны скорее всего

+1
Мне тоже так кажется, но все ведь просчитаго и испытано
0

Голова и колени прошли, а дальше комбез со шлемом и кресло, на раз хватит.

0

В целом там вообще пофиг на стекло. Кресло взлетает с такой скоростью и ускорением, что подголовником сломает любое стекло.

0

А что там с пилотами которые пропали в азовском море? Ничего так и не слышно.

раскрыть ветку 6
+2
Погибли, по фрагментам собирали и самолет, и экипаж
раскрыть ветку 3
0

Там вроде не Як-130 был?

раскрыть ветку 2
0

Погибли же.

0

Была, вроде, новость, что нашли погибшими.

-1

Чтобы было понятнее, на старых самолетах с прямым управлением по тягам, затянув ручку управления до безумия на себя можно было либо свалиться в штопор (потерять устойчивость), либо отключиться от большой перегрузки (8ед), либо сломать самолет.

Таких истребителей не делают уже, наверное, лет 70.

-2

А вот скажите мне, почему у нас даже не разрабатывают винтовые штурмовики? Многоие страны ставят на вооружение что типо вот таких SuperTucano.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 27
+5

Зачем он нужен?

раскрыть ветку 21
+5
Раскатывать противника, не имеющего средств ПВО.
раскрыть ветку 8
+2

Представляет из себя аэродинамическое тело, в отличие от реактивных, которые, как правило, построены по электронной устойчивости. Это позволяет долго и эффективно оперировать на малых скоростях. При борьбе с партизанами, например, или в дуэльной ситуации с вертолетом.

0

Он нужен где у противника нет реактивной авиации. Как правило для локальных конфликтов, для борьбы с повстанцами и прочими бармалеями.

-Дешевле обслуживание.

-Меньше требования к обучению пилотов.

-Меньше требование к ВПП и инфраструктуре.

раскрыть ветку 10
+1

Нам не нужно по сельве разнообразную охуевшую герилью гонять, у которой натуральные базы в джунглях.

0
Он не нужен. Те же самве цели может и Як130 выполнить, а "профессиональных штурмовиков" су25 у нас много. Легкие штурмовики делают страны, которые не могут раскошелиться на серьезный проект
раскрыть ветку 3
+1

Поэтому США собирается закупить до 200 штук таких штурмовиков. Совсем денег нет.

раскрыть ветку 2
-7

По моему скромному мнению, не составит особых проблем заработать на рекламе в Инстаграм, телеграм и иже с ними, просто надо в закладках держать Пикабу и со скоростью света копирайтить себе в канал.

Да, я слоупок

ещё комментарий
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: