770

Немного о Як-130

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Огромное спасибо всем на меня подписавшимся и тем, кто интересуется авиацией. Хочу рассказать тонкости Як-130, надеюсь, многим будет интересно. Я фанат голубеньких Яков, так что прикреплять постараюсь именно их.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Первое, что я узнал о самолете, так это то, что у него огромная такая жопа.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Еще на самолете непропорционально огромный киль. Был бы меньше -- на больших углах атаки он затенялся бы крылом, и самолет бы терял путевую устойчивость.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

В общих чертах Як-130 является современным учебно-боевым самолетом. Современнее него только Су-57. Курсанты летают на нем с 2016г. Для погдотовки летчиков к двухдвигательным совершенным боевым самолетам как раз и нужен такой "маленький иструбитель". Маневренность не хуже Миг-29, а кабина еще проще, чем на Су-30см.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

На Як-130 есть 9 точек подвески (!). Он может нести до трех тонн боевой нагрузки: 4 ракеты + 4 бомбы до 500кг и пушка? Можно вешать. Или вместо бомб подвесные топливные баки? Или блоки неуправляемых ракет? Или вместо упр ракет тепловые ловушки? Все зависит от задачи. Кстати, пушка ГШ-23Л, как на Су25 вешается под брюхо.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Двигатели самолета расположены под углом 9град относительно оси, так как над двигателями находится ВСУ. Видмо, по-другому сделать не получалось.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Як-130 разрабатывался совместно с итальянской и китайской компаниями. Китайцы пошли немного другим путем: отказались от ВСУ, поставили двигатели с форсажной камерой и получили сверхзвуковой учебно-боевой самолет L-15.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

На крыле и стабилизаторе самолета есть уступы, "аэродинамический зуб". Если на крыле он нужен для устойчивого полета на больших углах атаки, но на руле высоты -- чтобы рулевая поверхность не попадала в струю выходящих газов двигателя. Просто вырезали мешающий кусок (на китайском L-15 уступа нет).

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Интересное техническое решение: флюгер угла атаки объединили с ПВД (приемник воздушного давления) и получили "ДАП" (датчик аэродинамических параметров). Но для надежности на самолете ниже установлены два приёмника полного давления (ппд), два отверстия приемника статического давления (псд). Все на фотках. В итоге система дублирована 4кратно.

Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост
Немного о Як-130 Летчики, Авиация, Як-130, Профессия, Самолет, Длиннопост

Особеннтстей еще много можно вспомнить, но, пожалуй, напишу еще один пост немного позже.

Найдены дубликаты

+70

Моделька лежит на ковре, а рядом пульт от телевизора

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+2

зачем ты меня обманул?

+33

Красивый самолетик, но вид с жопы меня удивил ))) вот почему его никто не фотографирует с этого ракурса )

раскрыть ветку 2
+21

У-у, грязный извращенец!

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

МАКС'2011?

+16
Автор, маленькая просьба, расшифровывайте, пожалуйста, аббревиатуры. В остальном здорово пишете! Хотим ещё :-)
раскрыть ветку 2
+4
Я тоже хотел бы знать что там делает ВСУ... Причем тут Украина)))
раскрыть ветку 1
+3

ВСУ- Вспомогательная силовая установка, аналог стартера. На тракторе стоит бензиновый пускач, на самолете стоит ВСУ, который дает энергию для запуска систем самолета.

+11

пили исчо

раскрыть ветку 2
+20

Он итак на руле высоты кусок выпилил, а говорит что конструкторы.

раскрыть ветку 1
+7

пили исчо

+18

Боже мой, пост висит уже 3 часа, в горячем, а еще ни одной шутки про СУ- 30см.

Что же, начнем. В ВВС России начали массово поступать самолеты ЯК-130 (мм), т.к. СУ-30см предъявляет слишком высокие требования к пилотам. Обслуживающий персонал говорит, что с ЯК конечно проще, но ощущения не те.

раскрыть ветку 8
+5

Что же, начнем. В ВВС России начали массово поступать самолеты ЯК-130 (мм), т.к. СУ-30см предъявляет слишком высокие требования к пилотам

Милостивый государь, извольте разъяснить свою инвективу? D:

раскрыть ветку 7
+6

Ну просто же, ЯК - 130 (мм) миллиметров тобишь, а СУ - 30СМ, сантиметров тобишь

раскрыть ветку 6
+8
У меня в училище преподаватель по основам конструкции самолётов почему-то не любил ОКБ Яковлева, а про палубный самолет с вертикальным взлётом Як-38 он вообще периодически говорил "Вот взлетает грозный Як! И об палубу - ХУЯК!!!"
раскрыть ветку 5
+9
Самолёты фирмы Ту выпускают хуету. Такие стихи про любое КБ есть.
раскрыть ветку 4
0

Давай теперь про МиГ и Су

раскрыть ветку 3
+8

На Су-25 стоит ГШ-30, сааамую малость другой зверь, нежели ГШ-23Л.

раскрыть ветку 5
0
Ух блин. Я не знал. Судил тодько по принципу действия: спаренная пушка. Спасибо )
раскрыть ветку 4
+3

Не совсем спаренная. Орудие системы Гаста. Да, по принципу и конструкции они очень близки, но вот эффект различается кардинально)

раскрыть ветку 3
+7

"Кар-кар, ёпта!"

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+7

курлык

Иллюстрация к комментарию
0

А ну-ка, погавкай (с)

+8
Для меня как-то удивительно что при разработке сотрудничали с итальянцами и китайцами
раскрыть ветку 7
+10

Государство денех не давало. Пришлось искать за рубежом.
Собственно, Як-130 разрабатывался в те времена, когда авиационные фирмы существовали в основном за счёт иностранных вливаний и экспорта.

+9

Там скорее всего принцип, вы нам башляете на разработку, а мы вам чертежи потом дадим

+3
Его делали с хитрой системой имитирующей характеристики других самолетов. Вот вроде как для этого и сотрудничали
раскрыть ветку 2
0
Хмм. Интересно как это реализовано
раскрыть ветку 1
+1
Итальянцы, как и китайцы переработали конструкцию под себя. Итальянцы сделали клее-клепаное крыло, тем самым увеличили ресурс, боевую живучесть и слегка уменьшили вес.

Так что это не одинаковые самолеты.
раскрыть ветку 1
+1
Я тут заметил, американцы тоже рассматривали свой проект Т-100 в качестве учебного. Тоже с итальянцами сотрудничали
Иллюстрация к комментарию
+3
Задняя часть фюзеляжа с соплами кажется похожей на МиГ-9 (в интернете фото именно сзади не нашел, пишу по воспоминаниям от игры ил 2)
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+2

А вот еще пример подобного решения - задняя часть F-4 Phantom II

Иллюстрация к комментарию
+5

У меня он ассциируется с медоедом - мелкий, но благодаря богатому вооружению навалять может как два больших. Очень изящный и удачный (на мой дилетантский взгляд) самолёт получился.

раскрыть ветку 3
+6
По мне воробей)
Сильно он не наваляет: если ты не видишь цель напрямую, то ты ее не уничтожишь. Т е это простые метеоусловия и ближний бой. Легким штурмовиком его не назвать, скорее боевой плевок. Ну или в учебных целях полигон перекапывать (дешевле, чем на су-25)
раскрыть ветку 2
+6

Он, кстати, совсем не дешёвый, как замена L-39 он не годится. И для начального обучения слишком сложен. Так что он скорее для "отшлифовки практически готового материала" перед посадкой на "взрослые истребители". И для поддержания навыков потом, чтобы ресурс планеров поберечь.

+5

ну это богатые и технически развитые страны могут выбирать самолет под задачу. А какая нибудь камбоджа насобирает денег на пяток таких машинок, купит к ним вооружения и все, ввс готово.

+2

Двигатели так развёрнуты из-за воздухозаборника, а не ВСУ.
И ещё, 9-я фотка лишняя - это моделька ))))

раскрыть ветку 7
+3

Вот Вам не моделькина фотка )

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+1

Спасибо.

Вот вам за это моделькина фотка.

Иллюстрация к комментарию
0
Иллюстрация к комментарию
0
Обычно ось вектора тяги двигателей направляют через центр масс, дабы не нужно было парировать моменты рулевыми поверхностями и увеличивать сопротивление. На таком угле потери тяги меньше чем потери на сопротивление при отклрненной механизации. Еще при отказе одного из моторов расчет должен быть на сохранении управляемости, так что отклонение вектора тяги не через центр масс может плохо сказаться, а рули чрезмерно большими делать тоже не хорошо
0
Какая разница, если модель повторяет контуры реального? Почему на китайском вздхзб такие же, а движки прямо?
раскрыть ветку 2
+3

У L-15 двигатели стоят дальше и можно сделать ВУ двойной кривизны, так чтобы перед входом в двигатель был прямой участок ВУ.
И ещё одна причина - стабилизаторы. У L-15 они по бокам и не мешают выхлопу, а у Як-130, если движки повернуть в ноль, они будут жечь стабы.

+1

Не повторяет - видно, что тяп-ляпистое тиснение и модельный привод руля направления.

0
Еще нарыл информацию об СР-10. Можете что-нибудь сказать на счет него?
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0
В общих чертах, взгляд со стороны. Про Як и Лку рассказываю, потому что тесно с ними работал
0

Правда, что антиобледенительная система работает не очень?

раскрыть ветку 2
+2
Зимой не летал, про ПОС не знаю. По сути, она и не обогревает ничего: обогрев вхоных лопаток движка постоянный (он сам себя обдувает), ни крыло ни воздухозаборник не обогревается. Зато можно лобовуху обогреть))
Кондиционер слабый и про него можно будет рассказать потом
раскрыть ветку 1
0

Ясно, спасибо

0
Смотрел про него в "Полигоне", там показывали как автоматика моделирует поведение разных типов самолёт, вплоть до пассажирских)
раскрыть ветку 3
+2
Про систему упоавления не рассказал, в следующем посту будет
раскрыть ветку 2
0

Слышал я, это его самое проблемное место? Уже несколько машин по ее вине потеряли...

раскрыть ветку 1
0

он почти с автомобиль размером. Например су-27 как олимпийский бассейн в длину почти.

раскрыть ветку 2
+1

11,5 м - Як-130

18,5 м - Су-27


Вот это вы натянули сравнения. Не журналистом, случайно, работаете?

раскрыть ветку 1
0

я вживую видел эти аппараты. ощущаются они сильно по-разному.

0

И че такое ВСУ от которого отказались китайцы, а мы нет?

раскрыть ветку 8
+9

Вспомогательная силовая установка. Если в самом самолете её нет, то для запуска двигателей нужно подгонять специальную машину, которой на аэродроме может и не быть.

+7
Маленький реактивный двигатель, польза которого в подаче воздуха (например, запуск основного двига) или в электроэнергии (генератор стоит на ВСУ). Мы свои самолеты можем запускать автономно, а китайцам нужно наземное питание (аккумы не потянут)
раскрыть ветку 4
+2
Стоило бы упомянуть поподробнее проо итальянский Aermacchi M-346.
раскрыть ветку 1
0

Это типа маленького бензинового движка для пуска большого двигателя на тракторах?

раскрыть ветку 1
+4
Вспомогательная силовая установка
-4

Вооруженные силы Украины

-1

Курсанты летают на нем с 2016г

Но ведь самолёт массово поступает в учебные части уже шесть лет. Неужели курсантов допустили к пилотированию Як-130 только в 2016 году?

раскрыть ветку 4
+4
Кроме Армавира и Борисоглебска никто не летает. Три года летают курсанты, год-два переучивались офицеры (сначала управление баз, потом инструктора). Плюс-минус испытания и временные ограничения. В этом году Як освоили третий набор по счету
раскрыть ветку 1
0

Эвона как... А я-то думал, раз с завода пачками улетают, так значит и молодёжь уже летает. Выходит, ошибался.

0

Да где ж массово-то? Его на крыло более менее 6 лет назад только поставили, а массово он в последнее время стал поступать.

раскрыть ветку 1
0

Где-где... Своими глазами регулярно наблюдаю перелёты изделий с Иркутского завода аж с октября 2012 года (у нас происходит одна из промежуточных посадок на маршруте). Пролетают партиями аж по три-четыре борта. И довольно часто. Не думаю, что сильно погрешу против истины, если скажу, что число Як-130ых в строю уже приближается к сотне.

-1

Пеши есчо.

-7

А к вам ещё не выехали за разглашение всяких секретов?

раскрыть ветку 3
+15

Это несекретные секреты.

+10
Товарищ майор, я программист
0

А где тут секреты?

-17

А если иностранные военные прочитают этот пост, они же могут использовать эти данные в плохих целях.

раскрыть ветку 4
+14
Ага, например итальянцы или китайцы
+9
Все фотки из интернета, а информация самая простая. Тут нет секретов
+5

Наяривать на толстую жопу, например.

0
Секретны только отдельные узлы. Компоновка не секретна. Еще с ттх не все гладко, поэтому в разных источниках данные могут разниться, а реальные ттх знает только тот кто летал.
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: