Немного истории... ВАЗ 2108

Как ни странно, но и в этом посте не будет историй из будней автоподбора в большом городе. На этот раз решил написать о совсем иной истории. 

Ленинград в далёком 1985 году, малолюдная улица неподалёку от станции метро "Технологический институт".
И советские граждане, которые с удивлением разглядывают необычную новинку автопрома — ВАЗ 2108.

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

Сложно представить, но тогда новейший советский автомобиль у прохожих вызывал куда больше интереса, чем сейчас последняя модель Bentley или же Lamborghini.

Ведь в 1985 году народ ещё использовал вполне себе буднично такие "раритеты", как ГАЗ 21 или даже Победу. Абсолютно привычно, как сейчас Фокусы второго поколения, по дорогам раскатывали Москвич 403-407 и его более "современный" преемник — 408-й. А ту же Копейку сняли с производства только лишь спустя год. То есть Копейка на 1985 год являлась новым авто в самом прямом смысле.

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108
Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

Но никто из создателей Зубила в те годы и не подозревал о том, насколько длинным окажется жизненный путь их детища. И куда он свернёт после событий августа 1991 года.

Но вернёмся пока в семидесятые.
Продажа современных по меркам тех лет автомобилей Тольяттинского завода на внешний рынок была одним из источников валюты для СССР. Москвичи и Волги к середине семидесятых сильно устарели по сравнению с западными аналогами. Основой для советского экспорта к тому времени стали заднеприводные Жигули. Комфортные для своего класса, построенные на простых технических решениях и самое главное по доступной цене. Для Европы 70-х советская Lada была чем-то вроде знакомых нам корейских авто в конце 90-х и начале двухтысячных. Но вот только бесконечно долго одну и ту же модель в Европу поставлять было невозможно. И даже невысокая цена ситуацию не спасала. Падающие всё сильнее из года в год продажи в Европу Москвичей и Волги были тому показательным примером.
В середине 70-х принимается решение о разработке нового по своей конструкции автомобиля с передним приводом. С совершенно иным подходом к геометрии кузова и салона. Была даже к 1977 году сделана ходовая часть с двигателем и поставлены для обкатки на кузов Копейки. А в 1978 году уже появился дизайнерский макет будущего Зубила.

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108
Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

Но вот на этом этапе и появились трудности. Одно дело создать штучный опытный образец. А совсем иное — запустить его в массовое производство вместе со смежниками. Да так, чтоб этот автомобиль не вышел за рамки проектной себестоимости и мог откатать хотя бы свой гарантийный срок. Времени и ресурсов на это просто не хватало.
Рассматривалось на высшем уровне два варианта решения этой проблемы:
— покупка лицензии на производство уже готового автомобиля на примере запуска завода в Тольятти с Копейкой
— покупка технологий у капиталистического Запада.


В итоге выбран был второй путь. И к созданию принципиально нового советского автомобиля приложили свои наработки крупнейшие автомобильные компании. Например такие как Lucas, ZF и даже VW. Была куплена у Magneti Marelli лицензия на производство многим знакомых карбюраторов Солекс. А основной доводкой двигателя, подкапотного пространства и подвески занимались инженеры из Porsche.

В конце 1984 года был наконец дан старт серийному производству ВАЗ 2108. На тот момент самому современному и технологичному советскому автомобилю.

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108
Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

Но вопреки ожиданиям он не вызвал ажиотажа ни у избалованной Европы, ни у советских граждан.
Потенциальные покупатели из капстран были разочарованы крайне низким качеством сборки новинки. Но стоит отдать должное — в те годы эффективный менеджмент помогал в сложных ситуациях. А не генерировал их разнообразие как в нынешнее.
На экспорт стали отправлять полуфабрикаты. Которые уже по прибытию дилерскими центрами разбирались и затем собирались заново. С новой оптикой, бамперами и обвесом. Менялись колёса, перешивался салон и подгонялись все его пластиковые панели. В опциях появлялись невиданные на советских просторах кондиционеры, люк в крыше и стеклоподъемники. В таком виде и при своей невысокой цене Lada уже могла успешно конкурировать на европейском рынке.

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108
Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108
Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108
Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

Но вот что могло разочаровать совсем неизбалованных советских покупателей?

Давайте попробуем представить себе это время. Частный автомобиль как массовое явление возник всего лишь полтора десятка лет назад. С тех самых пор, как в Тольятти запущен самый крупный в СССР автомобильный завод. Несколько поколений водителей ездили только на заднем приводе и в том числе машинах совершенно иной технологической эпохи. Волги и Москвичи образца 60-х годов вполне были привычны на улицах Ленинграда и даже Москвы. Никого не удивляла ещё такая процедура, как "слить воду с двигателя на ночь зимой". И то, что на ночь так же уносили с собой дворники и зеркала. А как заводится капризный авто с "кривого стартера" знал даже подросток.

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

На этом фоне новинка Автоваза выглядела слишком сложной и незнакомой. Водителей пугал неизвестный им передний привод. Они банально не понимали, как на нём ездить на скользкой дороге. И это в первые годы приводило к авариям. Сейчас ситуация ровно обратная — народ почему то пугается заднего привода. Потому что таких авто стало очень мало.
Вы будете сильно удивлены, но к аварийным ситуациям с Зубилом приводила и необычная форма его кузова. Почему? Водители не видели через окно край капота! Вы сейчас об этот моменте даже не задумываетесь, а тогда поколения людей привыкли на ходу видеть передний край своего авто. И за рулём новой Восьмёрки они приходили в замешательство. По сравнению с заднеприводными Жигулями и Москвичами новая Лада была значительно динамичнее и с куда более резкой рулёжкой.
Ещё одной причиной отсутствия ажиотажа в первые годы продаж Восьмёрки стал синоним последнего десятилетия большой страны — дефицит. Даже на массовые классические Жигули найти запчасти было целым квестом. А для новой Лады это стало вообще невыполнимой задачей. При этом "сырые" первые Лады ломались явно чаще проверенных временем Жигулей, которые ещё и были дешевле не внушающей доверия новинки.

Наступил 1991 год.

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108
Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

В сложные времена 90-х та самая Лада стала аналогом Ford Model T для Америки времён эпохи великой депрессии. Лада легко вписалась в потребности абсолютного любого владельца. От студента до бизнесмена в красном пиджаке. Она не выделялась на рынке с товаром на покрытом ковром капоте, так и на вечерней парковке у Большого театра или же дорогого ресторана. Лада стала основным автомобилем для передвижения для народа в те реально нелёгкие годы. Единственный доступный для людей современный автомобиль. И не только по своей стоимости на вторичном рынке, но и по возможности постоянно поддерживать машину в рабочем состоянии. И вывезти себя и свою семью во всех смыслах этого слова.

Вы только представьте себе на миг автомобильные будни 90-х.
Дилеров тогда ещё не существовало. Вот прям нет и всё. Целыми потоками завозились в страну иномарки разной лохматости. Но вот где их ремонтировать и где покупать запчасти? Целые поколения мастеров и сервисов выросли на ремонтах отечественных изделий. Совершенно иные инженерные концепции буржуйских авто зачастую им были неподвластны.
С запчастями квест ещё запутаннее, чем с Ладой с советским дефицитом. Страну наводнило огромное количество самых разнообразных машин при отсутствии каких-либо привычных нам сетевых магазинов по запчастям. Поиск какой-либо детали мог занимать месяцы обходов местных частных разборок и поездок в соседние города. Поиск в интернете кстати тогда так же отсутствовал по причине его банального отсутствия в том виде, в котором мы привыкли его видеть сейчас.
В Доме книги на Невском проспекте продавался увесистый талмуд для автомобилистов с повествованием о том, что можно поставить в иномарки от изделий отечественного производителя. А если не подходит, то как и где нужно обработать напильником, чтоб точно встало. Тормозные колодки и диски сцепления в те годы не меняли, а зачастую клепали просто новые накладки. Как вам такое?

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

Именно тогда Лада и стала единственным автомобилем, который мог закрыть практически все потребности. Она в 90-е превратилась в члена почти каждой семьи. С ней вместе проходили годы жизни и вырастали дети. Которые с малых лет уже знали как справится на морозе с её замерзающими дверными ручками. И навсегда запомнили запах её салона. Лёгкий аромат бензина, тосола и нотки тёплого пластика. Лада переходила от родителей в руки уже выросших детей как фундамент их будущей взрослой жизни. Как например сейчас квартира в мегаполисе. Для многих Лада стала больше, чем просто машиной.

"Зачем менять хорошее на что-то неизвестное?.."
Видимо именно поэтому, спустя полтора десятка лет после начала её выпуска, Ладу так и не сменила принципиально новая модель. А ей лишь просто обновили внешность, не меняя больше ничего. На следующие полтора десятилетия.
Та самая Лада, которую начали разрабатывать ещё в конце 70-х, продержалась на конвейере целых три десятилетия. И стала даже неким символом сложной эпохи так же, как в своё время первый сошедший с конвейера автомобиль Генри Форда. Вряд ли её создатели могли подобное предположить.
На фоне современного автопрома Лада выглядит уже давно архаичной. Но не стоит её ругать. Она свою задачу выполнила полностью.
И старалась, как могла…

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

Вскоре после окончания Политеха я купил за огромные для бедного студента 80 тысяч вот эту Девятку. И пошёл работать торговым представителем на один из питерских заводов.

Немного истории... ВАЗ 2108 Длиннопост, Лада, СССР, Покупка авто, Детство в СССР, Ваз-2108

А через некоторое время перешёл работать на ещё один завод, получив при этом новую Ладу. И за короткий срок проехал на ней более 100 тысяч км по улицам Петербурга. Бывало, что за рулём проводил по 24 часа в сутки. Но это совсем иная история...

Как и обычно, с вами был Антон, странная питерская компания и до новых встреч!
По давней традиции - первым комментом оставлю ссылку на нашу группу ВКонтакте.

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
24
Автор поста оценил этот комментарий
Все круто, но на последнем фото рестайлинг девятки, то бишь четырка
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я таксовал на такой)))
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Не исклбчено что сейчас на ней таксует кто то другой)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Чепырка же
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку