Немного фантастики

Ник Харкуэй. Гномон: Роман / Nick Harkaway. Gnomon, 2017. Перевод с английского Ефрема Лихтенштейна. М.: АСТ, 2020


Новый роман Ника Харкуэя начинается как традиционная алармистская антиутопия в духе «Черного зеркала». Великобритания ближайшего будущего обменяла право первородства на чечевичную похлебку, свободу и гражданские права — на безопасность. Интеллектуальная система Свидетель ведет тотальную слежку за каждым англичанином на самом глубоком уровне, анализирует все данные, включая медицинские, обеспечивает народное голосование, предупреждает о возможных угрозах, охотно дает подсказки по любому вопросу — от карьеры до личной жизни. Свидетель полностью автономен, не подвержен человеческим страстям, его нельзя ни подкупить, ни соблазнить, ни взломать. Ну, по крайней мере, так считает подавляющее большинство британцев. Единственное, чего он не может, — без запроса залезать в голову, читать человеческие мысли. Зато по запросу, по решению врачей или спецслужб — запросто! Святое же дело — спасти общество от опасного социопата или человека с психическими проблемами от него самого. Все на благо людей — и, если с пациентом во время такой операции, не дай бог, случится что-то неладное, инцидент будет расследован со всей строгостью и беспристрастностью.

Немного фантастики Фантастика, Что почитать?, Длиннопост

Одна из центральных героинь «Гномона», инспектор с экзотическим именем Мьеликки Нейт, ведет именно такое дело: расследует смерть подозреваемого, находящегося под арестом, случившуюся не то по преступной халатности, не то по злому умыслу. А для этого ей приходится погрузиться в воспоминания, примерить личность покойной Дианы Хантер, культовой писательницы, затворницы и опасной криптоанархистки.


Вроде бы никаких сюрпризов этот сюжет не предвещает, но стоит читателю расслабиться, обмякнуть и приготовиться к привычному течению антиутопического нарратива (верный раб Системы внезапно прозревает, осознает, насколько та бесчеловечна, и начинает заведомо обреченную борьбу), как Харкуэй наносит ошеломляющий удар. Печальная повесть о Мьеликке Нейт и Дине Хантер обрывается на полуслове, действие переносится в Грецию 2010-х; в современную Великобританию; в Древний Рим; на миллионы лет в будущее, где наши отдаленные потомки давно покинули Солнечную систему, ставшую для них слишком тесной. Миры и времена мелькают перед глазами, загадки множатся, герои появляются и исчезают. И, разумеется, все эти истории неразрывно связаны друг с другом, пронизывают друг друга, работают вместе как один гигантский и хорошо смазанный механизм. Ник Харкуэй, сын Дейвида Джона Мура Корнуэлла, более известного миру как Джон ле Карре, — мастер путать следы, сбивать с толку, мистифицировать читателя: это было видно уже по «Миру, который сгинул», первому его роману, переведенному на русский, ну а в новой книге автор довел свой творческий метод до совершенства.


«Гномон» из числа тех редких для жанровой литературы романов, которые не просто рассказывают историю, но ставят под сомнение природу человеческой личности и самой реальности. Это роднит книгу Харкуэя с сочинениями не столько Уильяма Гибсона, как утверждает Уоррен Эллис в цитате на задней стороне обложки, сколько с произведениями Филипа Дика. Писатель исподволь подводит нас к мысли, что мир Мьеликки Нейт не более (но и не менее) реален, чем вселенная Афинаиды, женщины-алхимика IV века нашей эры, или Тысячеглазого демона из далекого постчеловеческого будущего, — и делает это с исключительным мастерством. В финале Харкуэй вроде бы расставляет все по полочкам, упорядочивает хаос, восстанавливает иерархию — но в том-то и фишка, что ни один из многочисленных рассказчиков, включая авторское «я», не выглядит тут стопроцентно надежным: как ни крути, как ни верти эту сложную головоломку, а зерно сомнения неизбежно остается.

Немного фантастики Фантастика, Что почитать?, Длиннопост

Адам Нэвилл. Никто не уйдет живым: Роман / Adam Nevill. No One Gets Out Alive, 2014. Перевод с английского Романа Демидова. М.: АСТ, 2020


У девятнадцатилетней Стефани Бут нет ни профессии, ни образования, ни преданных друзей, ни любящих родителей, ни солидного банковского счета. Даже со своим молодым человеком, таким же неудачником, она решительно рассталась несколько недель назад. Во времена более вегетарианские со всем этим можно было бы постепенно разобраться — но только не в эпоху экономического спада, охватившего всю Великобританию. Полная безнадега: жизнь Стефани вроде бы только началась, а уже с грохотом катится под откос. И глубочайшей точкой ее падения становится «нехороший дом» № 82 по Эджхилл-роуд, убогая комнатушка, которую сдает скользкий тип с повадками мелкого уголовника, — зато сдает за такие копейки, так что Стефани готова закрыть глаза на некоторые странности и переехать немедленно.


Если на этом месте вы заподозрили, что речь у нас пойдет о традиционной истории про «дом с привидениями», поздравляю: бинго, угадали! Не раскрываю никаких тайн — сам Адам Нэвилл отчетливо декларирует свои намерения не то на пятой, не то на седьмой странице. Загадка не в том, что именно происходит со Стефани Бут (ежу понятно — до нее пытаются достучаться призраки), а почему это происходит. Мотив, причина, скрытая подоплека. Вообще примерно так же построены все подобные истории: самими призраками читателя (а уж тем более зрителя) сегодня не удивишь и не напугаешь, но вот заинтриговать сопутствующими обстоятельствами можно — и с этим Нэвилл справляется вполне успешно. Более того, во второй половине книги автор одним движением отсекает все лишнее — и выясняется, что дело по большому счету не в злосчастном доме № 82, что в жизни богатых и знаменитых чудовищные события случаются не реже, чем с несчастными запуганными девочками. Перед экзистенциальным ужасом все равны, все одинаково уязвимы, известность и капитал не остановят тьму, исподволь вползающую в душу.


«Никто не уйдет живым», разумеется, литература насквозь формульная: читатель, знакомый с жанром, без труда угадает, что было, что будет, чем сердце успокоится. Однако у Адама Нэвилла есть еще и собственная универсальная формула, которую он с минимальными изменениями использует в «Ритуале», «Судных днях», «Доме малых теней». Главный герой — с юношеской психологической травмой и сомнениями в собственной вменяемости, желательно человек творческий; дикая секта с членовредительскими ритуалами; кровожадные чудовища из-за пределов нашей реальности; внезапный сюжетный поворот ближе к финалу. Все это есть и в новой его книге. Да, с одной стороны — самоповтор, до некоторой степени даже автоплагиат. С другой стороны, такая предсказуемость успокаивает, создает ощущение комфорта вопреки жуткому сюжету — и, чтобы получить Премию Августа Дерлета за «No One Gets Out Alive» в 2015 году, Адаму Нэвиллу этого вполне хватило.

Книжная лига

22.2K постов78.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.