Нации и национализм

Эрнест Геллнер "Нации и национализм"


В теории национализма есть свои классические труды, конечно для постсоветского пространства главным теоретиком был Сталин)) который попытался дать своё определение, насколько оно удачное можете судить сами, попытавшись применить его к той или иной нации.


«Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры... Только наличность всех признаков, взятых вместе, дает нам нацию. Сталин И.В.». Большая Советская энциклопедия, 1 изд., т. 31, М., 1934.


Определить нацию, в принципе очень сложно, например, классическое определение даёт Эрнест Ренан в 1882 году, нация- это духовная солидарность. Нужно понимать что это определение звучит после франко-прусской войны, где-то там была ещё и русско-турецкая, просто попытайтесь вообразить как вы только что воевали с условными поляками и после этого пытаетесь сформировать для себя понятие нации)) Но поезд наций тронулся и вирус национализма начал ширится и распространятся.

Нации и национализм Национализм, Нация, Нон-фикшн, Длиннопост

Поскольку дать определение нации очень трудно, то её пытались определить через её функцию национализм- каждая нация имеет право на суверенитет и политическое самоопределение. Отсюда у каждой нации, в идеале, должно быть собственное государство. Национализм бывает разным: левым, правым, анархическим, коммунистическим, консервативным. либеральным. По сути нация в такой парадигме- это социальный конструкт, лучше всего об этом пишет Геллнер, его книгу я настоятельно рекомендую к прочтению, она небольшая и даёт очень много пищи для ума))


Итак по Геллнеру нация это такое состояние общества на пути к модерну. До урбанизации, модернизации общество было аграрным, жило в деревнях и воспроизводило себя естественным способом: отец передавал сыну свои умения и появлялась новая копия отца, которая занималась тем же что и его предки: сеяла, пахала, выпасала скот и прч.. Такое общество не нуждалось в школах для крестьян, крестьяне получались естественным способом, между делом, так же незя было выучится и на воина со священником, свои знания они тоже передавали внутри закрытого общества, отсюда сословное или кастовое устройство такого аграрного общества.


Специализация в зрелом аграрном обществе иногда может быть доведена до предела: она может быть плодом продолжающихся всю жизнь, очень упорных и сосредоточенных занятий, возможно начинающихся в ранней юности и требующих полной отрешенности от всех прочих забот. Произведения ремесла и искусства в этих обществах являются результатом кропотливейшего труда и высочайшего мастерства и часто достигают такого уровня виртуозности и совершенства, к которому всем позднейшим достижениям индустриального общества не удалось даже приблизиться, настолько примитивны их прикладные искусства и архитектура, кулинарное искусство, орудия труда и украшения.

Но в новых условия индустриального производства, когда основная масса крестьян ломанулась в город и стала осваивать новые профессии появилась потребность в общем образовании, на основе которого человек мог бы легко получить любую профессию.


Современное общество в этом отношении напоминает и даже превосходит современную армию. Оно обеспечивает своим новобранцам очень длительную и основательную подготовку, обязательно включающую овладение определенными необходимыми для всех областями знания: грамотой, счетом, основными навыками работы и общежития. Для огромного большинства населения специальные навыки, необходимые в рабо¬те, накладываются на основные знания либо в процессе самой работы, либо в результате гораздо менее длительного дополнительного обучения. Предполагается, что всякий, кто получил типовое образование, общее для всего населения, может без большого труда овладеть основным набором профессий.

Нации и национализм Национализм, Нация, Нон-фикшн, Длиннопост

Общество, чья политическая и, по существу, космогоническая и нравственная системы основываются на экономическом прогрессе, на росте универсального "подкупного" фонда и на ожидании все большего удовлетворения потребностей, общество, чья законность зависит от способности поддерживать и оправдывать эти надежды, обречено тем самым на постоянное обновление, а значит, на подвижную профессиональную структуру. Из этого следует, что обязательно в каждом новом поколении и очень часто в течение одной жизни люди должны быть готовы к изменению рода деятельности. Этим отчасти объясняется важность типового обучения и тот факт, что малая толика дополнительных знаний, необходимых для овладения большинством профессий, не играет существенной роли и, более того, содержится в учебниках, доступных пониманию всякого, получившего общественное типовое образование.

То есть по Геллнеру нация возникает на новом экономическом и культурном базисе. Основные постулаты его работы: нация -это естественное состояние общества в эпохе модерна, нация это такой социальный конструкт, не нации создают национализм, а национализм нации, в том смысле что у государства появляется потребность распространять общее образование и культуру как способ производства в условиях модерна. то есть модерн и индустриальное общество вообще невозможно без наций и национализма.


Работа в индустриальном обществе не эквивалентна процессу перемещения материи. Пахота, жатва, молотьба уже не являются типичными видами труда. Работа в основном заключается в манипулировании не вещами, а значениями. Обычно она включает обмен информацией с другими людьми и управление машинами. Процент людей, которые на лоне природы прикладывают собственную физическую силу к естественным объектам, постоянно уменьшается. Большинство профессий предполагает если не непосредственную работу «с людьми», то управление кнопками, включателями и рычагами, которые требуют понимания и опять же объясняются с помощью стандартного языка, доступного каждому новичку. Умение считать становится более ценным, чем умение владеть шпагой. Искусное владение шпагой теперь мало что дает.

Нужно сказать что это не единственная парадигма в которой принято мыслить нации. Ещё одной уже классической работой является книга Андерсона "Воображаемые сообщества", в значительной мере она была написана как ответ Геллнеру. Многие неправильно читают название книги и сперва кажется что воображаемые это то что не существует, на самом деле Андерсон имеет ввиду что нации это такие сообщества которые существуют в нашем воображении и это естественный способ существования сообществ, ну типа как болельщики Спартака)) нигде нет конкретного списка болельщиков в который можно было бы вступить или выйти, он существует лишь в нашем воображении, но от этого он не становится менее реальным. Если аграрные общества существовавшие в виде деревни можно было охватить наочным условным взглядом, то индустриальные, например, общество города можно только вообразить, вы не можете познакомится со всеми))


Кроме этого существуют такие сакральные сообщества, способ воображения которых религия, их объединяют священные книги (библия, коран) сакральный язык (еврит, арабский, латынь) и время, которое замкнуто в цикл условно между первым и вторым явлением Христа народу. И нация возникает как только эти понятия десакрализуются, как только священные книги переводят на разговорный, национальный язык, то время и сакральное общество размыкается.

Нации и национализм Национализм, Нация, Нон-фикшн, Длиннопост

Ещё одну концепцию представляет Лия Гринфельд в книге "Национализм- пять путей к современности" где она исследует историю возникновения пяти наций, историю национального самосознания в России, Англии, Франции, Германии и США. Какие предпосылки приводили к возникновению наций? Что за люди стояли у истоков, какие события влияли на этот процесс? Почему столь различными оказались как пути развития, так и сформированные национальные идеи? В своем фундаментальном труде автор детально и глубоко разбирает упомянутые проблемы в историческом контексте, начиная с зарождения наций и до сегодняшнего дня. Точка зрения автора во многом революционна, но исключительно убедительна, благодаря привлечению огромного количества фактологического материала: исторических трудов, свидетельств, писем и литературных источников, в том числе редких. Если вкратце то Гринфельд убеждена что национализм это английское изобритение, то есть это такой конструктивизм только в более мягкой форме чем у Геллнера.

Книжная лига

22.5K пост78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.