Наш ответ Маску! Когда появится российский многоразовый космический грузовик?

Илон Маск упорно доказывает миру: будущее за возвращаемыми кораблями и ступенями ракет. Чем ответит Россия? Об этом “РГ” говорит с председателем совета директоров компании “Многоразовые транспортные космические системы” Сергеем Соповым.

Наш ответ Маску! Когда появится российский многоразовый космический грузовик? Космос, Многоразовая ракета, Илон Маск, Роскосмос, Арго, Луна, Марс, Колонизация Марса, Длиннопост

Сергей Алексеевич, вы тоже считаете, что космос обязательно должен быть “многоразовым”?


Сергей Сопов: Космос должен быть в первую очередь доступным. И в этом смысле многоразовость космических систем играет очень важную роль в снижении себестоимости космических услуг. Прежде всего пусковых. Одноразовая ракета и одноразовый космический корабль, так же “эффективны”, как одноразовый самолет. Создавать что-то одноразовое сегодня – это даже не топтание на месте. Это дорога вспять.


В свое время и наш “Буран”, и американские шаттлы стали мощным технологическим рывком вперед. Да, эти многоразовые системы оказались не оптимальными, супердорогими. Но американцы сделали выводы и пошли дальше. В итоге они уже имеют (или в ближайшее время получат, если говорить о ракетах-носителях) дешевую многоразовую транспортную космическую систему. Тот же Маск, со своими нестандартными решениями, реализовал ракетно-динамическую схему посадки первой ступени.


Мы также рассматривали такой вариант, но считали, что это невозможно из-за высокого нагрева ступени за счет аэродинамического торможения. Поэтому выбор остановили на спасении ступени с использованием парашюта или же самолетной схемы посадки. В результате на первой ступени появлялись крылья. Маск сделал невозможное. А мы спустили в никуда технологические достижения, которыми можно было бы и сейчас гордиться.


И технологии “Бурана”, и планы спасения боковых блоков сверхтяжелой ракеты “Энергия”?


Сергей Сопов: К сожалению, это так. Я принимал участие в создании советской многоразовой космической системы 1К11К25 – ракеты “Энергия”. Помню тот труд, достигнутый уровень технологий и сложность решаемых задач. Это сейчас для нас все неимоверно трудно. Мы давно отвыкли от решения таких трудных задач, поэтому и смотрим на Илона Маска как на чудотворца. Вместе с тем для нас, как технических грамотных специалистов, за плечами которых вся история советской космонавтики, в вопросе многоразовости ничего нового нет.


А что есть “старого”?


Сергей Сопов: Решение заключается в первую очередь в многократном ресурсе двигателей, разработке специальной системы управления, создании простой системы послеполетного обслуживания для подготовки к повторному использованию ступени ракеты и корабля, их ремонтопригодности в условиях космодрома. И такие технические решения были реализованы на первой ступени “Энергии”, унифицированной с первой ступенью ракеты “Зенит“: системы не имели одноразовых элементов, кроме клапанов и агрегатов, срабатывающих в аварийном режиме, а также одноразовой системы запуска двигателя. Все соединения внутри были разборными, что в случае многократного применения обеспечивало эксплуатацию и послеполетное обслуживание, замену вышедших из строя узлов.


Конструкция блока ракеты должна была обеспечить 10 циклов подготовки и проведения пуска-посадки, послеполетного обслуживания в условиях космодрома. С момента первого полета “Зенита” прошло почти 35 лет. К чему мы пришли? Сегодня все агрегаты и системы российских ракет, кроме некоторых типов двигателей, одноразовые. То есть не подлежащие повторному использованию.


Корабль, и это наше новшество, будет на 58 процентов изготовлен из композитных материалов. Это позволит существенно уменьшить его вес.


Многие эксперты считают: с разработкой многоразового корабля мы опоздали лет на двадцать. Согласны?


Сергей Сопов: Это очевидно. Если мы сейчас не сдвинемся с точки, то опоздаем еще больше. Космический корабль “Орел”, который еще недавно назывался “Федерация”, делают уже одиннадцатый год. Но пока кроме макета показать нечего. На днях “Роскосмос” объявил стоимость серийного корабля – 8 млрд рублей, указав при этом, что исполнитель работ еще не выбран. Не знаю, может, и нам принять участие в конкурсе?


И пока мы делаем первые шаги, в США практически готовы два новых космических корабля для околоземных полетов – Dragon Crew и Starliner. Несколько затянулось, но идет к завершению создание корабля, способного отправить человека к Луне – Orion.


Говорят, нашим ответом американскому грузовику Dragon может стать многоразовый корабль “Арго”, который разрабатывает ваша команда?


Сергей Сопов: Я бы не стал называть его “ответом”. Скорее “Арго” сыграет роль некого стенда для отработки новых технологий, которые в последующем будут реализованы в новой и более совершенной версии корабля. Приведу некоторые технические данные корабля, над которым мы сейчас работаем. Объем грузового отсека – 11 куб. м. Диаметр – 4,1 м. Высота – 5,6 м. Полная масса корабля – 11,5 тонны.


Аппарат сможет доставлять на орбиту 2 тонны груза и спускать на Землю 1 тонну. Последнее – очень важно. Сейчас у России нет возможностей возвращать на Землю такую массу грузов, а это серьезный фактор для развития промышленного производства в космосе. Корабль сможет находиться в составе околоземной станции до 300 суток, в автономном полете – месяц.


Его можно будет использовать для проведения исследований на борту, выполнения прикладных задач с возможностью возвращения оборудования и грузов на Землю. И, собственно, о многоразовости: корабль будет взлетать и возвращаться не менее 20 раз.


А что за оригинальная схема посадки “Арго”. В чем фишка?


Сергей Сопов: Главная, как вы сказали, “фишка” – в выдвижном лобовом теплозащитном экране, амортизирующим и гасящим часть ударной нагрузки. Спуск с орбиты будет проходить по баллистической схеме с аэродинамическим торможением, а на заключительном участке – торможением с использованием посадочных двигателей. Они включаются на высоте 250 м, а на высоте 100 метров выдвигается посадочный щит.


Основное назначение корабля – снабжение орбитальной пилотируемой станции. Экспериментальную отработку конструкции мы планируем провести на ракете-носителе “Союз-2.1б”. Рассчитываем, что корабль будет готов к первому полету в 2024 году.


Какая ракета разрабатывается как составная часть многоразовой транспортной системы?


Сергей Сопов: Конечно, корабль создается не сам по себе. Он станет частью многоразовой транспортной космической системы. Пока мы не видим возможного носителя, который мог бы логично вписаться в наши требования и обеспечить в 2024 году начало летных испытаний “Арго”. Поэтому вынуждены были адаптировать проект под существующую ракету “Союз-2.1б”. Применение современных композитных материалов в конструкции корабля позволило уложиться в необходимые параметры по весу.


А затем мы бы хотели перейти к использованию ракеты-носителя с многоразовой первой ступенью. По перспективному носителю сейчас работаем с предприятиями “Роскосмоса”. Тут, конечно, надо точно понимать: цель создания ракеты с многоразовой первой ступенью – это максимальная экономическая эффективность принятых технических решений.


К сожалению, простых решений уже нет. И причина – исключительно в применяемых материалах и устаревших технологиях. Скажем, они не позволяют нам существенно, примерно в 2 раза, снизить вес конструкции ракеты. А это тянет за собой необходимость использования разгонного блока – по существу третьей ступени, что удорожает общую стоимость носителя на 10-14 млн долларов.


За рубежом пошли другим путем: вместо разгонных блоков используют вторые ступени с возможностью многократного включения двигателей?


Сергей Сопов: И правильно. Это, кстати, одно из наших требований к “Роскосмосу” по перспективной ракете – уйти от использования разгонных блоков. Но для этого нужно иметь конструктивное совершенство второй ступени в районе 25-30 и двигатель многократного включения не менее 3 раз в полете .


Еще одно направление снижения стоимости ракеты-носителя – многоразовый блок первой ступени. Главное наше требование, чтобы стоимость послеполетного обслуживания и повторного пуска была не дороже 15 процентов цены изготовления новой ракеты. С кораблем та же ситуация. Да, для этого нужно постараться. Но мы уверены, что технически это достижимо.


Стоимость выведения одного килограмма груза на корабле “Арго” с помощью многоразовой ракеты будет вдвое дешевле, чем сейчас.


Предполагается ли использовать “грузовик” при строительстве лунной станции?


Сергей Сопов: Конечно. Мы просчитываем возможность доставки грузов и к Луне. Не сразу, но в перспективе. Как и в перспективе видим корабль пилотируемым.


А кто будет делать “Арго”?


Сергей Сопов: В проект вовлечена широкая кооперация. Прежде всего это предприятия “Роскосмоса”. За двигатели отвечает КБХМ имени А.М. Исаева, систему обеспечения теплового режима – Центр Келдыша, систему управления – КБ “Марс”, систему электроснабжения, комплекс электро- и радиосистем – НПО ИТ. Наша компания разрабатывает и делает сам корпус корабля, систему посадки и разделения, обеспечивает итоговую сборку.


Вы говорите, что корабль будет готов к 2024 году. Это реальный срок? Спрашиваю, потому что слишком много скептиков, которые не очень в это верят.


Сергей Сопов: Срок реальный. Во-первых, на этом этапе мы создаем космический грузовик, а не пилотируемый корабль. Что значительно уменьшает объем экспериментальной отработки и количество разных согласований. Во-вторых, центральная проблема – изготовление легких и прочных элементов корпуса корабля. Для этого нужно было решить сложнейшую задачу – построить соответствующий завод.


Задача трудная, если учитывать, что ее решение увязывается с санкциями, ограничивающими передачу в Россию современных технологий и сырья. Но наше предприятие, созданное без участия государства, может официально получать необходимый доступ к этим технологиям и оборудованию. Поэтому в прошлом году мы организовали производство в особой экономической зоне Воронежа. Уже идет монтаж технологического оборудования первой очереди.


С кем будет конкурировать космическая транспортная система “Арго”?


Сергей Сопов: По нашим оценкам, с которыми согласились независимые эксперты, стоимость выведения одного килограмма груза на корабле “Арго” с помощью многоразовой ракеты будет вдвое дешевле, чем сейчас при использовании ракеты-носителя “Союз-2” и грузового корабля “Прогресс-МС”. Кроме того, многоразовый грузовик сам по себе будет эффективнее, чем “Прогресс-МС”. И дело даже не в том, что “Прогресс” не может возвращать грузы. Многоразовый грузовик – это новый этап в российской космонавтике.


Обслуживание десяти полетов “Арго” можно будет проводить непосредственно на космодроме, без транспортировки на завод. А через десять пусков корабль должен уйти на завод-изготовитель: на “тяжелый регламент”, когда проверяются весь корабль, все узлы и детали.


Мы исчерпали технологический запас, который оставило предыдущее поколение. Нужны новые материалы, сплавы, технологии, двигатели, нормы проектирования.


Признайтесь честно: а для Илона Маска вы конкуренты?


Сергей Сопов: Честно? Нет. Если мы сумеем сделать, что задумали, то, в лучшем для нас случае, мы к 2025 году будем иметь уровень технологий, как у Маска сегодня, а по средствам выведения будем отставать на 15-20 лет. Чтобы достичь конструктивного совершенства, как у Маска, нужно очень многое сделать. Нужны новые материалы, новые сплавы, новые технологии, новые, более совершенные и легкие двигатели.


Мы исчерпали технологический запас, который нам оставило предыдущее поколение, не сделав сами ничего. Нужны новые нормы проектирования по прочностным характеристикам.


Нужно внести изменения в некоторые законодательные акты. Так, есть механизмы концессии, частно-государственного партнерства, на которые мы опираемся. Но в отношении космических инициатив они толком не прописаны. Мы начинаем этот путь. И это лучше, чем сидеть и смотреть, как весь мир уходит вперед, а ты остаешься на месте.


Вас поддерживает “Роскосмос”?


Сергей Сопов: Мы находимся в переговорном процессе с “Роскосмосом”, они в курсе нашего проекта. Плодотворно работаем с предприятиями отрасли. Естественно, мы бы хотели еще более активного и плотного сотрудничества. Не всегда наши мечты и надежды находят понимание со стороны госкорпорации.


А в это время


Американец Илон Маск намерен к 2050 году отправить на Марс миллион человек.


Илон Маск преподнес еще одну суперидею – к 2050 году отправить на Марс миллион человек.

Предполагается запускать по три ракеты каждый день и создать для колонизаторов “много рабочих мест”.Маск заявил, что надеется за 10 лет построить 1000 космических кораблей многоразового использования, которые SpaceX уже разрабатывает. Какой видит основную цель миллиардер-креативщик? “Должно быть так, чтобы полететь смог любой желающий, с кредитами для тех, у кого нет денег”, – его слова.


Кстати, впервые об амбициозном плане по колонизации Красной планеты Илон Маск рассказал еще четыре года назад, на конгрессе Международной астронавтической федерации. И о намерении создать марсианский город-миллионник, и запустить космические “электрички” между Землей и Марсом.


Мнения экспертов разделились. Кто-то откровенно называет это бредом. А кто-то, напротив, считает: проект абсолютно реальный, поскольку есть реальные источники финансирования.


Вот что сказал “РГ” Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и “Энергия-Буран”:


– То, что Илон Маск собирается осуществить первые полеты на Марс, можно только приветствовать. Как мы уже видим, этот человек делает реальные вещи, а не просто рисует красивые космические перспективы. Проблема доставки на поверхность Марса миллионного города требует не только богатой фантазии, но и ответов на конкретные технические вопросы. И главный из них, какую массу необходимо вывести с Земли на околоземную орбиту, чтобы переселить на Марс миллион человек. В конце 50-х годов Вернер Фон Браун в своем проекте для отправки экспедиции из 70 человек на Марс предполагал собрать на околоземной орбите 38 000 тонн. Это и по сегодняшним меркам фантастика: условно говоря, по 500 т на человека.В 1962 году Сергей Королев, разрабатывая межпланетную программу, представил экспертной комиссии вполне реалистичный проект экспедиции на Марс, в котором для отправки 3 человек предполагалось собрать на орбите искусственного спутника Земли общий комплекс массой 500 т. Условно говоря, по 165 т на человека. И спустя годы эти данные сократить не удалось. Даже в проектах, ориентированных на многоразовые электрореактивные корабли.


Судя по видеоролику, который я видел в Сети, Маск может полететь на ЖРД Raptor с удельным импульсом 382 сек., и чтобы не тратить топливо на торможение у Марса, предполагает использовать аэродинамическое торможение в его атмосфере. Именно так строил свой проект экспедиции Королев в 1962 году. Увы, у нас в 1974 году были уничтожены не только металл и документация по проекту Королева, но и сама идея межпланетных полетов, то есть главное из наследия Циолковского и Королева. Так что сегодня можем радоваться за других.


Между тем


Основным барьером для пилотируемого полета на Марс ученые считают радиацию. Установлен годовой предел облучения, превысить который никто не имеет права: 500 миллизиверт. Есть и так называемый профессиональный лимит, или лимит за карьеру. Он не должен превышать 1 зиверт. Так вот если брать в среднем, то космонавт за полет на Марс получит примерно 1 зиверт, то есть выберет всю допустимую дозу. Правда, специалисты делают оговорку: это с учетом современных космических технологий и без учета невыясненного до конца влияния на здоровье тяжелых заряженных частиц. Вот почему медикам чрезвычайно важно знать, как реагируют на радиацию “критические” органы: кроветворная система, мозг, легкие, печень, почки…

Наш ответ Маску! Когда появится российский многоразовый космический грузовик? Космос, Многоразовая ракета, Илон Маск, Роскосмос, Арго, Луна, Марс, Колонизация Марса, Длиннопост
Источник

Исследователи космоса

16.4K постов46.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)