Музыкальная энтропия смыслов

Обозначим это как черновик на тему "понимания музыки". Сказать точно — чистовиком ему не стать.

Перед кем вы изъясняетесь, того понятийный лексикон вы и используете. Упростив до примитивного предмет изысканий, теряете жировой слой и весомость задачи. Поместите здесь вместо переменной {музыка} свой многолетний, даже многодесятилетний предмет изучения.

Разучивая месяц за месяцем музыкальное произведение, а затем оттачивая год за годом, исполнитель приближается к заложенному в произведении сначала километровыми, затем метровыми, и под конец миллиметровыми шагами по формуле: у=1/х, так сказать.

Разумеется, мы сейчас говорим о композиторах-гениях, которые останутся на века. Их список не ограничивается фамилиями на слуху, а о многих мы с вами и не догадываемся. Например, сколько вы знаете композиторов американцев? Бразильских? Словацких? По одному, парочку? Их очень много, это факт.

Может небезосновательно казаться, что исполнитель проводит время над произведением лишь с целью выучить его точно и не делать ошибок в техническом плане. Вместе с тем, из такого предположения вытекает, что музыкальное образование лишь показатель грамотности и степени технического мастерства. Так ли это? Давайте посмотрим.

Исполнительское мастерство — это лишь формальный кирпичик в искомом смысле музыки. Без мастерства смысл уловить можно, но удовольствия не добыть. Можно же и так почитать ноты в автобусе.

Годами на множестве примеров человеческий "искусственный" интеллект обучается на паттернах: почему в том или ином случае следует играть так, а не иначе. Такие знания талантом не заменить.

Всем известен феномен "вундеркинда"? А куда, по-вашему деваются все вундеркинды потом, когда они выходят из возраста "киндера"? А они всего лишь догоняют ушедших вперёд не вундеркиндов, которые паттерн за паттерном скармливали своему мозгу примеры, формируя последовательно нейронные связи: здесь нужно играть так, а здесь сяк, потому что потому!

Кстати, существует реально проблема трактовки: а можно ли трактовать и исполнять разными способами? Если вам кажется, что можно, то это только кажется. Есть мнение, что существует единственное идеальное исполнение каждого произведения, и нам дано лишь максимально к нему приближаться. Это предмет музыкальной философии, и не нужно здесь мне фыркать: у каждого из вас есть любимое исполнение то ли песни, то ли не песни, и это говорит в пользу одного из течений философии исполнительства и мастерства.

Образы, которые рисует музыка, не являются изобразительными в фотографическом смысле. Встречаются и утверждения, что смысл музыки именно в образах, которые она рисует. Безусловно, существуют приёмы для подобной изобразительности, даже существуют целые произведения, посвященные тому или иному явлению, животному, подражанию неким звукам, присущим этим явлениям или сущностям.

Даже существуют приёмы обозначить религиозный крест, чем почти в каждом произведении пользовался Бах отец и современники в диапазоне дат плюс-минус столетие. Аналогично с этим изображался анабасис и катабасис. Что уже немного глубже, но тоже достаточно банально и не относится к тому смыслу музыки, к которому приближается исполнитель.

Можно встретить и мнение, что музыка вызывает эмоции, и в этом заключается её смысл. Кто-то растрогался, кто-то улыбнулся. Да, это утилитарная функция музыки: под похоронный марш плакать, под польку плясать, минор — грустим, мажор — улыбаемся и т.д.

Вышеперечисленное и многое другое вполне себе доступно пониманию слушателя. И оно имеет смысл. И всё это заключено в музыке.

Параллельно вышеописанному в двух словах поверхностному легкодоступному слою существует математический слой. Абсолютно вся теоретическая составляющая музыки подчиняется математическим законам. Вся музыка в мире подчиняется математике. Абсолютно вся. Все музыкальные математические формулы и уравнения выражены через музыкальные законы: теория, гармония, контрапункт, мелодика, ритм и форма. Все эти предметы изучаются и совершенствуются столетиями. Три блатных аккорда, куплет-припев-куплет — как ярчайшие из доступных примеров этой математики. Какую бы вы не взяли для примера музыку, вся она подчиняется своим формулам: джаз, индийские песни Болливуда, реп, народные песнопения. Самые простые музыкальные уравнения передаются интуитивно, благодаря этому мы вообще понимаем, что перед нами музыка, а не набор звуков.
Не побоюсь сказать, что и это не является тем самым искомым смыслом музыки. Хотя на этом уровне и хранится 100% информации, из которой воспринимается смысл. Но и в то же время, чем больше познания в музыкальной математике, тем больше смысла они позволяют извлечь носителю знаний.

Нельзя не указать на значимость чтения сведений как о самом композиторе, так и об окружающих его личностях, его увлечениях, быте и принципах той эпохи. Если даже персонаж книги требует всестороннего раскрытия, то стиль исполнения музыки напрямую зависит от устоев своего времени, а знания о композиторе дают возможность почувствовать и передать те побуждения, которые двигали им в момент создания.

Исполнитель, приближаясь к осознанию произведения посредством владения музыкальной математикой и историей музыки, понимает, почему автор написал так, а не иначе каждую ноту, каждый такт, каждый штрих, длительность, темп, громкость, атаку и затухание. Последовательность гармоний, аккордов оказывается исполнителю единственно верной, мелодия — единственно возможной из миллиардов. В самых исключительных случаях исполнитель понимает, что эту музыку написал Бог через композитора, настолько она идеальна, а замена единственного звука рушит баланс и логику, пусть даже эта замена на первый взгляд незаметна. Друзья, кажется, в этом абзаце я описал музыку Баха. И Моцарта. Но мне бы хотелось добавить в этот ряд много кого еще.
Понимание причинности музыкального произведения дарит исполнителю абсолютное знание исполнительской интерпретации, а натасканность на тысячах паттернов и настроенные нейронные связи через моторику исполнительского аппарата, под контролем логики осознанности, воспроизводят смысл музыки.

На все 100% такого исполнителя может понять только такой же исполнитель. На каком-то уровне и остальные понимают, что исполнение гениально. В зависимости от уровня познаний и опыта, слушателю открываются те или иные глубинные смыслы композиторского замысла, как открывается и то, насколько исполнитель хорош как проводник, и достиг ли он сверхпроводимости и синергии с Богом.

Воспринимающим только простые ответы скажу, что смысл музыки растянут во времени настолько, что объяснять его нужно бесконечно. Проще будет исполнять.

Писательская

19 постов28 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Развернутые посты. Никаких жалоб на торговые площадки, банки и доставки. Разве что вы это сделаете красиво: с чувством, тактом, расстановкой :) При этом обойдясь одними лишь словами.