80

Можно ли лазерной указкой ослепить пилота самолёта?

Можно ли лазерной указкой ослепить пилота самолёта? Указка, Лазерная указка, Лазер, Луч, Авиация, Пилот, Самолет, Безопасность, Человек, Небо, Шалость, Факты, Проверка, Исследования, Познавательно, Интересное, Длиннопост

Во всём мире власти борются с хулиганами, которые светят лазерами в кабину самолёта. Проверяем, можно ли этим ослепить лётчика.

Спойлер для ЛЛ: лазерные указки могут причинить пилотам значительные неудобства, но нанести глазам реальные повреждения не военными лазерами с расстояния более 100 м невозможно

До 2004 года в США было зарегистрировано 400 попыток ослепления пилотов лазерными приборами различной мощности. В одном только 2016 году FAA зафиксировала рекордные 7398 таких случаев. Рост в первую очередь связан с появлением доступных по цене лазерных указок и их повсеместным распространением среди населения Земли.

В прессе встречаются сообщения о том, что ослеплённые лётчики временно теряли зрение, а некоторые из них даже попадали в больницу с травмами сетчатки глаза. По словам представителя Росавиации Владимира Исаева, «это страшно тем, что при ослеплении человек в течение нескольких секунд теряет пространственное положение… Это влияет на безопасность полёта». Однако в 2015 году британская пресса сообщала, что пилот British Airways после одной из «лазерных атак» попал в больницу с повреждением сетчатки глаза.

На самом деле нанести органам зрения человека реальные повреждения не военными лазерами с расстояния больше чем 100 м невозможно. При этом мишень должна быть статичной, а не двигающейся, как летящий самолёт. Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованные в 2015 году в авторитетном Британском журнале офтальмологии. То же показали проведённые в разных странах эксперименты — например, организованный российским журналом «Популярная механика» в 2017 году.

Из примерно 80 000 зафиксированных на сегодня в разных странах «лазерных атак» ни одна не окончилась авиакатастрофой либо необратимым вредом для глаз пилотов или пассажиров воздушных судов. Описанная выше единственная попавшая в прессу история с повреждением сетчатки у английского лётчика вызывает у специалистов серьёзные сомнения, поскольку факт не был должным образом зафиксирован и подтверждён. Они не верят, что врачи больницы Шеффилда, в которую якобы был помещён пострадавший, упустили бы возможность сделать о первом в истории медицины событии такого рода научную публикацию.

Однако специалисты по авиационной безопасности по-прежнему настаивают, что лазерный луч нельзя направлять в сторону самолёта даже в шутку. Они уверены, что опасность существует. Действительно, многие пилоты, подвергавшиеся таким атакам (в Великобритании их чуть ли не 50%), говорят, что луч, попадая на стекло кабины, преломляется и бликует. Это может вызвать у лётчиков испуг, потерю концентрации, а то и временную слепоту, которая может продлиться несколько секунд. В критические моменты полёта, то есть во время взлёта и посадки, это может кончиться трагически.

Согласно менее радикальной точке зрения, «лазерная указка "сбить" самолёт в теории сможет, но только в совокупности с другими факторами (чрезвычайная ситуация на борту или плохие погодные условия)».

Поскольку нет ни одной разумной причины светить лазерными указками в самолёты, а опасность, пусть и гипотетическая, такого поведения для жизни людей существует, законодательство разных стран карает за него довольно сурово. В России с 2017 года за такие действия можно поплатиться штрафом в размере от 150 000 до 300 000 рублей либо сесть в тюрьму на два года. В США всё гораздо строже: штраф там может доходить до $250 000, а тюремное заключение для особенно злостных и постоянных нарушителей — до 20 лет.

Не говоря о том, что, например, в Австралии и Великобритании продажи лазерных указок мощнее 1 мВт запрещены. В США пороговая мощность легальных устройств, продающихся без специальных лицензий, немногим выше — 5 мВт. У нас же можно не очень дёшево, но свободно купить лазер мощностью 300 мВт. «Популярная механика» ставила эксперимент именно с таким. Но и такой для глаз пилотов оказался не опасен.

Можно ли лазерной указкой ослепить пилота самолёта? Указка, Лазерная указка, Лазер, Луч, Авиация, Пилот, Самолет, Безопасность, Человек, Небо, Шалость, Факты, Проверка, Исследования, Познавательно, Интересное, Длиннопост

Наш вердикт: полуправда

Другие проверки

Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и во Вконтакте

В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)

Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream и Google.Подкаст

Можно ли лазерной указкой ослепить пилота самолёта? Указка, Лазерная указка, Лазер, Луч, Авиация, Пилот, Самолет, Безопасность, Человек, Небо, Шалость, Факты, Проверка, Исследования, Познавательно, Интересное, Длиннопост