Мой Шелковый путь. Средняя Азия ч.3

Продолжение путешествия. Начало здесь.

Мой Шелковый путь. Средняя Азия ч.3 Автопутешествие, Лада Веста, Казахстан, Балхаш, Узбекистан, Длиннопост

...А потом понял, что нагрелся уже как в парилке и, обливаясь потом,  ретировался обратно в машину. Вы ели когда-нибудь горячий виноград? А я ел. Как и горячую дыню, и горячий арбуз. Восток – дело жаркое. Гулять по такому пеклу не хотелось, а ждать вечерней прохлады было долго, и я поехал в сторону Ташкента.


Самарканд был самой южной точкой моего путешествия. Теперь я буду двигаться на север, и каждый шаг будет приближать меня к дому.

Узбекистан не только красивая страна, но и очень самобытная. Например, на дорогах 9 из 10 машин – белые шевроле (узбекскую Дэу купил Шевроле, а на ввоз импортных машин ввели большие пошлины)  и почти весь транспорт ездит на метане. Бензиновых заправок мало и нормально работают они только в крупных городах. Вместо 92 бензина у них льют 80-й но он, говорят, хорошего качества. Зато метановые заправки там на каждом углу и они огромные, красивые, с множеством огней и издалека больше смахивают на казино чем на заправки. Я, чтобы не заливать 80-й, в Таджикистане заправился под пробку нормальным 92-м и в Узбекистане про бензин не думал.

В Ташкенте я был рано утром и решил погулять по городу пока не слишком жарко. Оставил машину где-то в центре города и пошел бродить по улицам.

Мой Шелковый путь. Средняя Азия ч.3 Автопутешествие, Лада Веста, Казахстан, Балхаш, Узбекистан, Длиннопост

Очень красивый город. Много зелени, парки, скверы, фонтаны. Особенно поразителен воздух – удивительно чист, свеж и пахнет цветами и зеленью.

Так как весь транспорт в Узбекистане работает на метане, в городе нет выхлопных газов, а обилие зелени делает воздух таким прекрасным.

Прокатился на Ташкентском метро, оно там такое же, как в Казани, маленькое, в три ветки. И очень недорогое, на наши - 10 рублей (если черным курсом)

На узбекско-казахской границе чуть было не нарвался – сказал пограничнику что катался по Средней Азии – Киргизия, Таджикистан, Узбекистан…  «Вы были в Таджикистане?» - недобро прищурившись, переспросил он, и тут я понял что меня опять ждет полный обыск, тут же начал объяснять что еду из Узбекистана, и там меня проверяли уже как могли и вообще я просто транзитный автотурист и домой хочу, в Россию… Тот полистал паспорт, посчитал печати и полный досмотр устраивать не стал.

Вообще я понял как надо вести себя при переходе границы. Погранцы там боги, а ты – никто, и поэтому надо выполнять все что скажут и соблюдать все знаки, даже если они просто нарисованы на стенах. Когда въезжаешь в страну, лучше сказать что въезжаешь для транзита, мол едешь дальше, в следующую страну, – тогда вопросов меньше и, как мне показалось, меньше придираются. И ни в коем случае не спорить. Лучше всего сказать: «Я здесь в первый раз, помогите мне, пожалуйста, подскажите куда дальше?» В такой просьбе мне никогда не отказывали, всегда помогали, а в Киргизии пограничник вообще прошел со мной все инстанции, показывая куда давать документы и объясняя что делать.

Следующий мой чекпоинт – озеро Балхаш. Я рассчитывал по-быстрому до него доехать и позагорать денек, искупаться. Но, как известно, просто было на бумаге… 

Дорога до Балхаша - еще то испытание. Сначала была просто разбитая, потом пошел асфальт, вроде ровный, но попадающиеся ямы на нем глубокие и с острыми краями. Самая нехорошая и коварная дорога. Пока было светло я еще от ям уворачивался, а как стемнело, залетел в такую яму, что загнул диск и переднее колесо сразу спустило. В темноте поставил запаску и уже потихонечку добрался до городка по имени Шу. Там и лег спать в машине.

Мой Шелковый путь. Средняя Азия ч.3 Автопутешествие, Лада Веста, Казахстан, Балхаш, Узбекистан, Длиннопост

Утром поехал искать шиномонтаж. Оказалось что основным занятие жителей Шу, является именно автосервис. В этом городке встречаются три трассы и все три дороги в ужасном состоянии, поэтому автосервисов в этом селе – на каждом углу.

Мой Шелковый путь. Средняя Азия ч.3 Автопутешествие, Лада Веста, Казахстан, Балхаш, Узбекистан, Длиннопост

В одном из них местный умелец Рома мне вручную, при помощи простейших инструментов, выправил диск, и я двинул дальше.

Но, только выехав из городка, я расслабился и опять залетел в глубокую яму и снова замял диск. Колесо на этот раз не спустило, но могло спустить в любой момент и я, развернувшись, покатил обратно к Роме.

Казахи посмеялись надо мной, и Рома сделал мне скидку «за опт». В принципе, жаловаться грех, Рома выправил диск так, что при балансировке он без единого груза показал ноль. Да и денег я потратил на правку дисков в три, или даже в четыре раза меньше, чем отдал бы за такую работу в России. (правка двух литых дисков, снять\поставить\забортовать\отбаласировать – за все я отдал на наши деньги 1000рублей! )

Дальше я ехал уже очень осторожно. Уставал, останавливался, ел дыньку… (если загнуть коврик на полу пассажирского сиденья и положить за него дыньку, то при включенном кондиционере и обдуве в ноги, за ним получается что-то типа холодильника. Холодная дынька в пыльной жаркой степи – то, что нужно, самое то.)

Дорога здорово утомила. Вот даже, наверное, те, кто раньше гонял тут караваны с китайским шелком, так не уставали… Чо им, сидишь себе на верблюде, покачиваешься…

К Балхашу выехал уже на закате. Заросли камыша, теплый озерный воздух с запахом тины и стоячей воды, множество уток и бакланов. Быстро опустилась темнота, и над головой развернулось серебряное полотнище Млечного Пути. Такое чистое небо и такое невероятное количество звезд, я видел только раз – в горном Алтае, в долине реки Малая Сумульта. Жаль фотоаппарат не может передать это великолепие.

Я лежал, смотрел на звезды пока не стих ночной бриз с озера. И пространство вокруг наполнилось мириадами комаров. Их там, наверное, не меньше чем звезд на небе. Я запрыгнул в машину и долго воевал там с успевшими проникнуть в машину вместе со мной. Да уж. Ночевать на озере в безветренную погоду – то еще испытание.

Утром долго купался, вода в озере не сказать что слишком теплая, но именно то, что нужно человеку приехавшему из Самарканда. Вода красивого бирюзового цвета, такая же как в Катуни на Алтае, видимо и здесь впадающие в озеро речки текут по гипсовым месторождениям. Балхаш очень понравился, и в голове уже поселилась идея приехать сюда с лодкой и мотором, оставить машину на берегу и уехать на лодке на острова, пожить недельку, порыбачить…

От Балхаша дорога сворачивает в степь, в сторону города металлургов – Караганде. Там, в каком-то пыльном, безлюдном поселке в три дома, я попадаю в ловко расставленную полицейскую ловушку.

Знал же что в Казахстане строгие правила и огромные штрафы… Знал, но за все путешествие меня ни разу не остановили, вот и расслабился. А тут останавливают только если нарушаешь. Ну, я и нарушил.

Т-образный перекресток, подъезжаю, да еще отметил про себя – а чего это сплошная разделительная линия так далеко на перекресток выведена, что ее объезжать приходится? Да еще и по таком разбитому асфальту… Особо не задумываясь, срезаю угол и поворачиваю по нормальной траектории.

Конечно же, пересекаю край сплошной разделительной и только тут понимаю, почему она так нарисована – ко мне бежит радостный полицейский и машет палочкой.

Сидим у них в машине, они мне радостно показывают на смартфоне запись аж с трех(!) камер висящих над перекрестком. Я в трех разных проекциях смотрю как я пересек сплошную с выездом на встречку… Не отвертишься. Никак. Соглашаюсь, они мне показывают казахские правила из которых следует что меня или надо лишить прав на полгода или снять с меня штраф 225000 тэнге, что на наши российские – 40000 рублей. Нехило. Ставят перед фактом – забираем права, пишем протокол, выписываем временное, и через три дня надо будет подойти в такой-то суд, где уже судья решит лишить меня прав или выписать штраф. Нарушение есть, никуда не денешься. Закон суров, но это закон.

«- Или вы хотите что-то предложить?»

Конечно же я хочу предложить оплатить штраф на месте и разойтись, другого то варианта для меня нет. Смотрят заинтересованно, ждут, когда я начну им ручки золотить.

Что ж, восток – дело тонкое, надо торговаться. Чтобы не особо затягивать процесс, выворачиваю им свой кошелек – в нем 10тыс. русских рублей. Но! Сразу поясняю, что из этих денег мне надо заправиться, чтобы доехать до дома и что-то еще кушать в дороге! Менты кисло морщатся и начинаются качели – они  поясняют мне что человек, который «удалит видеозапись нарушения из базы» возьмет не менее 30000 рублей. А я им – что у меня больше нет ни копейки, что я сирота, бюджетник, и помочь мне некому, а я еще и жрать хочу и машинка жрать хочет…

В конце концов мент запускает на телефоне калькулятор и начинает подсчитывать  сколько мне требуется денег на бензин чтобы доехать до дома, а не остаться бомжом в Казахстане. Прибавляет к получившейся сумме от щедрот своих 500 рублей на «покушать», и мы приходим к консенсусу – мои наличные деньги делим по-братски – пять тысяч им, и пять тысяч мне на бензин и «покушать». Они явно торопятся – второй уже успел тормознуть следующего такого же как я.

Они возвращают мне документы и абсолютно искренне желают: «Приезжайте еще!». Я иду к своей машине, а они уже кошмарят следующего нарушителя.

Меня разбирает смех – надо же так лохануться, проехать 20000 километров по шести странам и тут, в каком-то пыльном, полуразрушенном казахском селе, попасться на таком простом разводе – немного удлиненной линии разметки.

Вывод делаю однозначный – очень строгие правила и огромные штрафы в Казахстане созданы именно для того, чтобы не платить их официально, а договариваться на месте за половину суммы. Таким же образом коррумпирована и вся остальная власть. Типа, выдали тебе удостоверение, и кормись как хочешь. Да уж… кто там сказал, что казахи бедно живут?

Мой Шелковый путь. Средняя Азия ч.3 Автопутешествие, Лада Веста, Казахстан, Балхаш, Узбекистан, Длиннопост

Вечером я въезжаю в Караганду. Большой, красивый город с шестиполосным центральным проспектом. Часто встречаются большие рекламные щиты с лозунгом: «Бери вершины, а не взятки!» Множество огней - подсвечены даже крыши домов, все смотрится очень красиво. Вдоль проспекта переливающиеся цветными огнями бары, рестораны, клубы, бутики, и ни одного продовольственного магазина. С трудом нахожу работающий маркет и затариваюсь водой и продуктами.

Следующим и последним моим чекпоинтом, до которого осталось каких-то 150 километров, будет Астана. Я хотел провести в ней день, погулять по городу и посмотреть достопримечательности – там действительно есть что посмотреть.

Хотел, но вот что-то уже не хочу. Нет, деньги то у меня еще есть на карте, мне хватит на все, но эта встреча с казахскими гаишниками оказалась той, последней соломинкой, что ломает спину верблюда.

Я понял, что все, я устал путешествовать. Слишком уже много впечатлений. Я хочу домой.

Я проехал через Астану на машине через центр города и посмотрел, сколько смог из окна автомобиля. Центр города шикарен, все красиво и интересно. Когда-нибудь я сюда обязательно еще раз приеду.

Границу прохожу быстро, никто не задерживает. До дома тыща верст – рукой подать. Урал встречает холодом и дождями.

Домой прибываю вечером. Как обычно включаю Gorillaz и медленно качусь по вечернему Закамску. Мой Шелковый путь завершен.

Я сделал это. Съездил на край континента, посидел на берегу Тихого океана и посмотрел шесть близлежащих стран. За сорок дней пройдено 22000 километров и потрачены все деньги. Мой загранпаспорт раскрасился еще двадцатью печатями, а моя копилка впечатлений будет волновать меня воспоминаниями еще долго.

Мой Шелковый путь. Средняя Азия ч.3 Автопутешествие, Лада Веста, Казахстан, Балхаш, Узбекистан, Длиннопост

Резюме

Впечатления от Азии остались неоднозначные, но точно очень сильные. Первое и неприятное – там грязно. Везде. Например, китайцы мусор бросают себе под ноги, смачно харкаются, плюются.

В Китае я, в первый день, долго искал урну, чтобы выбросить пустую бутылку из-под воды. В конце концов, зашел в какой-то банк и выбросил ее в корзину для чеков возле банкомата. Потом, конечно, привык и уже не стесняясь, бросал мусор себе под ноги, как все. Но китайцы хоть прибираются на улицах два раза в день и два раза в день у них там чисто.

В Казахстане же, хоть урны и присутствуют, но они чаще всего погребены под горой мусора. Часто видел, как мусор вылетает из окон едущих автомобилей, это там в порядке вещей. (здесь я имею ввиду Казахстан в общем а не отдельные суперсовременные города из стекла и бетона)

Все доступные для свободного посещения места засраны неимоверно. На моих фотографиях вы не увидите берега озера или обочин дороги – там настоящие помойки, горы пластика, использованных памперсов и салфеток, гниющего мусора. Чтобы сделать приятную фотографию приходится искать правильный ракурс. Чище чем везде только в Узбекистане, сложилось такое впечатление.


Второе – очень эмоциональные и темпераментные люди. Китайцы, например, могут запросто  хлопнуть тебя по плечу, могут кричать, размахивать руками. Часто видел, как идут парень с девушкой, она идет ровно, а он скачет вокруг нее, размахивает руками и возбужденно орет – если у нас такое поведение приняли бы за буйство, то там это обычно.

В Таджикистане обедал в какой-то кафешке. Молодая, но уже с полным ртом золотых зубов, официантка, принесла мне плов и осталась стоять рядом, глядя в висящий на стене телевизор.

Там какой-то таджикский поп-певец, пел что-то эмоциональное про любовь и по ходу клипа подкатывал к своей возлюбленной то на коне, то на кабриолете. Официантка наблюдала за разворачивающимся действием, подпевая и качая головой. А когда в конце певец, со своей возлюбленной, взявшись за руки побежали в закат, она всплеснула руками и чуть не плача захлопала в ладоши.

Честно говоря, у русского, такого сомнительного качества клип не вызвал эмоций вообще никаких. По сравнению с азиатами русские холодны как налимы зимой. И этим Средняя Азия привлекательна для туризма – люди. Там интересные и самобытные люди.

Третье – потрясающая природа. От пыльных, полупустынных степей, до медовых высокогорных перевалов с бирюзовыми озерами и снежными шапками вершин. Там везде очень красиво. В любом месте.

Ну, и четвертое – вкусная и недорогая еда.  Вот куда устраивать кулинарные туры, так это в Азию.

Хочу ли я побывать там еще раз? Однозначно да. Если у меня будет личный выбор, куда ехать, в Европу или в Азию? Однозначно в Азию.

Лада Веста показала себя отличной машиной. Честно говоря, я даже не ожидал. Она удобна, неприхотлива и надежна как автомат Калашников.

Мой Шелковый путь. Средняя Азия ч.3 Автопутешествие, Лада Веста, Казахстан, Балхаш, Узбекистан, Длиннопост

Вот, наверное, и все. Путешествуйте! Ведь путешествие – это одна из немногих вещей, на которые стоит тратить любые средства и время.

Автотуризм

473 поста3.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно делать все что не противоречит правилам сайта.