Москвич-2139 "Арбат" - советский минивэн
История отечественного автопрома полна интереснейших страниц, среди которых немало нереализованных проектов. Одним из таких автомобилей стал "Москвич-2139", также известный под названием "Арбат".
Хотя работа над 7-местным переднеприводным минивэном стартовала на АЗЛК в 1987 году, единственный ходовой образец "Арбата" был готов лишь к 1991-му.
Инициатива реализации проекта принадлежала гендиректору АЗЛК Валерию Коломникову. Собственно он и продавил эту идею в министерстве автопромышленности СССР, получив "зеленый свет" на разработку "Москвич-2139" и микроавтобуса "АЗЛК-3733".
Первые дизайнерские изыскания в области минивэнов начались ещё в начале 1980-х. Тогда в команду пригласили талантливого конструктора-самоучку из Ухты Александра Кулыгина, уже успевшего прославиться своими самодельными автомобилями - вездеходом "Ухта" и спорткаром "Панголина".
Именно Кулыгин с товарищами разработал первые макеты будущего минивэна АЗЛК 2131 "Круиз", отличавшиеся смелым дизайном и оригинальными решениями в компоновке салона. Изначально минивэн хотели называть именно "Круизом"
Однако в 1986 году на заводе произошла смена руководства: на пост главного конструктора пришел Александр Евгеньевич Сорокин, а БХК возглавил Константин Громадзкий. Спустя год они приступили к реализации собственного видения "автомобиля для всей семьи".
А.Е.Сорокин предложил совершенно новый дизайн экстерьера будущего минивэна, получившего заводской индекс АЗЛК-2139 и имя "Арбат". Под началом К.Громадзкого, фактически ставшего ведущим конструктором проекта, развернулась напряженная работа.
С технической точки зрения "Москвич-2139" представлял собой весьма любопытную конструкцию. Его кузов имел смешанную каркасно-панельную структуру: в основе лежал несущий пространственный каркас из стальных труб, к которому крепились пластиковые наружные панели. Такой подход позволил облегчить кузов и упростить сборку прототипа.
Силовым агрегатом для минивэна послужил перспективный 1,8-литровый движок семейства АЗЛК-21414 на 95 лошадей, активная работа над которым велась заводскими двигателистами в 1980-е г.
Трансмиссию, рулевое управление, элементы передней подвески и ряд других узлов позаимствовали у серийной модели "Москвич-2141". А вот заднюю подвеску пришлось проектировать "с нуля" под увеличенную грузоподъемность многоместного автомобиля.
Передняя панель "Арбата" удивила футуристичным дизайном с электронной приборной панелью в стиле концепт-каров. Сенсацией для тех лет стал и салон-трансформер со множеством вариантов трансформации.
Передние кресла могли разворачиваться на 180 лицом к пассажирам второго и третьего ряда. Особые выдвижные механизмы позволяли регулировать длину подушек передних сидений. На таком "Москвиче" можно было с комфортом путешествовать всей семьей!
Параллельно АЗЛК решился на сотрудничество с известной итальянской дизайн-студией Carrozzeria Garnero. Группа советских конструкторов отправилась в Турин для создания совместного посадочного макета интерьера.
Итальянцы, в свою очередь, достаточно быстро изготовили полноразмерный макет экстерьера, не отличимый от реальной машины. Но по каким-то причинам кооперации не получилось, по одной из версий банально не хватило денег.
К слову переделанный итальянцами "Арбат", который назвали "Реcca" и должен был встать на конвейер, но увы не судьба.
Интерьерный макет остался в Италии, а внешний муляж через какое-то время и вовсе пришлось вернуть владельцам Garnero. Но работа над минивэном на этом не остановилась.
За новаторские технические и дизайнерские решения в 1988 году прототип был удостоен одной золотой и восьми серебряных медалей ВДНХ СССР.
В начале 1990-х годов опытный образец "Москвич-2139", ставший своего рода автомобильной сенсацией, не сходил со страниц многочисленных автомобильных изданий.
Однако нарастающий экономический кризис, а затем и распад Советского Союза, поставили АЗЛК на грань выживания. В условиях стремительно меняющегося рынка и острого дефицита средств заводу стало не до освоения новых моделей.
Все силы были брошены на сохранение производства уже освоенных "Москвичей", но и эта задача вскоре стала непосильной. О развитии каких либо проектов пришлось забыть.
Единственный построенный экземпляр "Арбата" остался на заводе, а позже занял почетное место в музее ретро-автомобилей, где находится и по сей день.
ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
1.1K постов2.9K подписчик
Правила сообщества
Действуют основные правила Пикабу:https://pikabu.ru/information/rules