Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»?

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

Перепись талантливых неудачников в рубрике «Могли, но не сумели» продолжается. Сегодня мы перенесемся через океан, чтобы вспомнить AMC Pacer — феноменально одаренный автомобиль ныне уже несуществующей фирмы. Нынче «Пейсер» чаще вспоминают из-за роли злодея в мультфильме «Тачки», нежели за необычные для времени таланты и способности. В середине 1970-х он хотел перевернуть представления о городских хэтчбеках, а в итоге сам был сметен натиском ничем как будто непримечательного переднеприводного «Фольксвагена».

Кто такой?

В 1975-м American Motors Corporation — четвертая по объему продаж автомобильная фирма США — представила самый революционный автомобиль в своей истории. Тогда казалось, что «Пейсер» полностью оправдывает свое имя. В переводе на русский Pacer — «лидер», «задающий темп».

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост
Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

Это был не просто еще один компакт из Детройта, а машина, примчавшая из будущего. Уже в середине семидесятых Pacer пытался соответствовать реалиям завтрашних восьмидесятых.

Удивительная компоновка, подчеркнутое внимание к безопасности, дизайн не от мира сего. На фоне «Пейсера» все одноклассники будто разом постарели лет на семь-восемь.

Чем хорош?

Если другой известный компакт American Motors 70-х — дикий, но довольно симпатичный Gremlin — это удачная попытка при минимальном бюджете залатать пробоину в модельной гамме, то Pacer создавался основательно и с размахом. Хотя слово размах и не слишком подходит для AMC — на протяжении всей истории фирма жила с затянутым поясом.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост
Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

На разработку «Пейсера» ушло свыше 60 миллионов долларов. На современные деньги получается около $325 миллионов — огромные для «Америкэн Моторс» средства! Но дело даже не в деньгах. Дело в концепции. Инженеры, конструкторы и дизайнеры AMC попытались уловить будущие тренды автомобилестроения и реализовать их в конструкции Pacer.

В начале 1970-х в штатах узнали, что такое heavy traffic — пробки в городах становились нормой жизни. По всем расчетам к началу 80-х проблема должна была перерасти в масштаб катастрофы. Не говоря о том, что больше машин — меньше парковочных мест. Вот почему разработчики «Проекта Амиго» (так Pacer назывался на стадии зачатия) придумали концепцию wide compact car — просторного компактного автомобиля.

При вполне стандартной длине — около 4,3 метра, примерно как у одноклассников вроде Ford Pinto или Chevrolet Vega — «Пейсер» был невероятно широким. Ведь 196 сантиметров — это ширина полноразмерных американцев тех лет. В габариты Pacer легко парковался тот же «Шевроле-Вега» — момент, который AMC даже использовала в рекламной кампании.

Широкий кузов помог обеспечить в салоне компакта комфорт большого автомобиля. И это при том, что водителю Pacer не нужно было нарезать круги по запруженному даунтауну, выискивая парковочное место. Подразумевалось, что малыш AMC поместится и на носовом платке.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

Другой важный момент — безопасность. В начале 1970-х в правительстве США обсуждали введение к 80-м новых федеральных стандартов. Они, к слову, и сегодня выглядят невыполнимыми — 100-процентная защита при столкновении на скорости 80 км/ч и драконовские требования к жесткости кузова при фронтальном и боковом ударах, а также перевороте.

General Motors, Ford и Chrysler не теряя времени начали… лоббировать отмену новых стандартов. В чем, к слову, преуспели. American Motors же честно попыталась хотя приблизиться к ним. Вот почему у «Пейсера», например, такая необычно высокая куполообразная крыша — дополнительная защита салона на случай переворота.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

И это только малая часть всех инноваций. «Пейсер» был еще очень комфортен для своего класса — передняя и задняя подвеска собраны на подрамниках. Он всего лишь второй американский автомобиль с рулевым управлением реечного типа. Наконец, его аэродинамика (коэффициент лобового сопротивления 0,32) для своего времени считалась очень прогрессивной.

Как он выглядел?

Крайне необычно! Низкая поясная линия и огромная зона остекления мгновенно выделяли машину в любой толпе. Современники называли «Пейсер» летающим аквариумом. Представители AMC понимали: со столь необычными пропорциями Pacer не станет всеобщим любимцем — и заранее готовились к критике.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост
Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

«Это будет автомобиль, к которому американцы не привыкли, — еще накануне премьеры Pacer предупреждал Рой Чапин-младший, президент AMC. — Его внешность, возможно, вызовет вопросы. Но это неминуемый конфликт между сегодняшними и завтрашними реалиями».

Предельно необычный? Да, безусловно. Уродливый и неуклюжий, каким его часто малюют хейтеры? Разумеется, нет. Работа Ричарда Тига — одного из самых недооцененных дизайнеров Америки XX века и, между прочим, автора канонического Jeep Cherokee XJ — успешно прошла проверку временем. Сегодня «Пейсер»-хэтчбек выглядит современнее и актуальнее любого одноклассника середины 70-х.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост
Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост
Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост
Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост
Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

Ну а трехдверный универсал, который появился в 1977-м, так и просто красавчик.

Сколько он стоил?

В разработку модели вложили слишком много средств, чтобы устраивать демпинг. К тому же Pacer был хоть и компактом, но компактом из будущего. Поэтому и стоимость модели соответствовала.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

Базовый прайс-лист начинался с $3299 — чуть меньше $18 тысяч на современные деньги. Вроде бы недорого. Но, скажем, Ford Pinto стартовал с отметки на $500 ниже. Хуже того, скромное базовое оснащение «Пейсера» склоняло к доплатам. Передние дисковые тормоза, кондиционер — по сути необходимость для летающего аквариума с большой зоной остекления — и даже тонированные боковые стекла были опциями.

Хорошо оснащенный Pacer тянул уже на пять тысяч — по тем временам это цена полноразмерных седанов.

Что о нем говорили?

«Вот это да — неожиданно 1980-й наступил на пять лет раньше! «Пейсер» это первый автомобиль на нашей памяти, который создавался от салона, а не от экстерьера. Именно поэтому водитель и пассажиры получили максимум жилого пространства», — писал журнал Car and Driver.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

«Главный недостаток машины — расход топлива. Шестицилиндровый мотор AMC на галлоне проезжает лишь около 18 миль (13 л/100 км), в то время как четырехцилиндровые конкуренты «Пейсера» без проблем укладываются в 23 мили на галлоне (10 л/100 км)», — а так отзывался о машине Newsweek.

Самая необычная фишка

Она так и не появилась на автомобиле. Мало кто знает, что изначально Pacer планировали оснастить двигателем Ванкеля!

В начале 70-х многие полагали, что будущее именно за роторно-поршневыми моторами. Собственных инженерных и производственных мощностей для выпуска «ванкелей» у AMC не было. Поэтому компания ввязалась в авантюру, подписав договор с General Motors о поставке роторно-поршневых агрегатов для «Пейсера».

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

Незадолго до этого «ДжиЭм» за большие деньги приобрела лицензию на выпуск двигателей Ванкеля и собиралась завалить ими чуть ли не всю Америку. Не завалила…

Перспективный мотор RC2-206 — очень компактный, очень легкий и при отдаче в 150 л.с. достаточно мощный, идеально подходил характеру автомобиля из будущего. Вот только «джиэмовский» ротор оказался ужасно капризным и ненадежным. Он так и остался на стадии прототипа. В итоге под капот «Пейсера» в авральном порядке пришлось ставить тяжелые, массивные и маломощные «шестерки».

Почему не получилось?

Часто резюмируя фиаско «Пейсера» — 280 тысяч экземпляров за пять лет и раннее окончание производства это именно что фиаско — не идут дальше внешности. Мол, американцы не оценили смелого стиля Ричарда Тига, проигнорировав «компактный просторный автомобиль». В действительности у эстетики «Пейсера» было и до сих пор есть немало поклонников. Уродом в начале карьеры поголовно называли и VW Beetle. Так что дело вообще не в дизайне. Тем более нонконформистский хэтчбек и универсал от AMC в потоке выглядели нетривиально и ярко.

Причины провала в другом. У нас в стране это называют так — разбег на рубль, удар на копейку. Задумав максимально передовой чуть ли не по всем параметрам автомобиль, AMC просто не смогла в полной мере реализовать концепцию. Во многом новаторский и классный (дизайн, простор салона, комфорт, легкость обслуживания) «Пейсер» казался откровенно консервативным в других областях. Прежде всего это касалось устаревших моторов, достаточно высокой массы и, конечно, заднеприводной компоновки.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

Когда на рынке США появился Volkswagen Rabbit (так в Штатах назывался Golf) он полностью затмил футуризм «Пейсера». Легкий, вместительный, переднеприводный и экономичный немец оказался реальным, а не самопровозглашенным автомобилем будущего.

Станет ли классикой?

Это даже не вопрос. Чисто математически «Пейсер» давно уже классик. В штатах у модели десятки фан-клубов и тысячи поклонников, но, конечно, ноль шансов получить культовый статус «Мустанга», «Камаро» или «Барракуды». Оно и понятно — отсутствие действительно мощных версий и неоднозначное место в истории ограничивают спрос.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

По нашу же сторону океана про «Пейсер» и вовсе никто не знает. American Motors совсем недолго продавала свои модели в Европе, поэтому в Старом свете эту машину точно примут за летающую тарелку.

Сухой остаток

Удивительное дело — несмотря на провал, «Пейсер» все же смог оправдать свое имя. Пусть и частично. Он действительно во многом задал вектор развития городских хэтчбеков.

Могли, но не сумели: история AMC Pacer. Как автомобиль из будущего умудрился проиграть обычному «Гольфу»? Авто, Техника, Двигатель, Изобретения, США, Дизайн, Длиннопост

С него началась компоновочная концепция cab forward. Он показал, что проблему безопасности нельзя откладывать на потом. Наконец, именно Pacer подтвердил: даже покупатели компактных автомобилей готовы доплачивать за комфорт и оснащение. 

Не по этим ли лекалам созданы современные премиальные хэтчи Mercedes-Benz, BMW и Audi?

Источник

Автомобильное сообщество

26.9K постов48.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.