Мне в школьное время, наоборот, очень повезло с учительницей по русскому/литературе (наша классная была).
Она всегда говорила: "Учитесь выражать собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Главное, чтобы вы умели выражать его литературным языком". Очень любила, когда ученики выражали именно своё мнение, а не то, которое в учебниках написано. Была строгая.
Также учительница наша обожала, когда с ней вступали в конструктивный спор и бывало даже, признавала своё поражение, от чего у учеников моментально повышалась самооценка, а она смотрела на плоды своего труда довольными глазами.
Она была до чёртиков умной еврейкой. В середине 00-ых эмигрировала в Израиль.
Проблема учеников не в отсутствии собственного мнения, а в неумении его аргументировать.
Но как ученик научится составлять своё мнение, если списывает его из учебника и сам не пытается это сделать? Да, сложно и коряво сначала, но на то и учимся, чтобы потом уметь.
Кому это надо? Это ж надо напрягаться, объяснять детям, что значит логический аргумент, что есть факт, а что мнение, как анализировать текст. Это намного сложнее, чем надиктовать готовое сочинение
Сидят Мишка, Лисенок и Зайченок в песочнице и говорят:
Зайченок: А мне папа вчера машинку купил!
Лисенок: А мне папа велосипедик купил на той неделе!
Мишка: А я!! А мне!!! А я вам всем щас пизды дам !!!!!
Не всегда. Мне наша упоротая с пеной у рта, несмотря на все аргументы, доказывала, что я не права лишь потому что Белинский думал по другому. т.е. у нее даже своего мнения не было на этот счет и аргументов. Но тройбан мне влепить за сочинение это можно.
Ну вот в этом вся и проблема. Сейчас ( да уже наверное с момента развала СССР) в школах можно наблюдать пример уловки 22: адекватные люди там на долго не задерживаться, потому что быстро понимают насколько бесполезна борьба с системой. Вот эти тупые переписанные под копирку из года в год соинения про Наташу Ростову и Андрея Болконского - это не требования учителей, это требование системы образования. Никому нахер не нужны ваши личные мнения и учителям за сочинения "не по канону" тоже моют голову завучи, директоры, проверки, ГОРОНО и все кому не лень. Детей сознательно приучают иметь "общепризнаное мнение" и да, это установка сверху.
Даже если человек и пришел настроенный на чистое, доброе, светлое, то через какое-то время он просто устает бороться и забивает на это все. Просто непрозрачно намекает, что сочинения, списанные с решебников, пройдут на ура, а сочинения с своим мнением давит двойками. А еще лучше, просто уходит из школы навсегда.
Я - не учитель, но с вами согласна. Я так понимаю, рынку потребления не нужен думающий, умеющий считать проценты по кредиту, анализирующий индивид, рынку потребления нужна масса.
Ну что и логично: народ еще надеятся, что ему за бесплатно (да, я в курсе, что из налогов) будут выращивать гения? нет конечно, минимальный набор знаний для функционирования в обществе и вперед с песней, а все, что дополнительно - платите из своего кармана