Мемуары моего прадеда. Часть 16. Советские жены в Югославии

Пост не форматный, прошу отнестись с пониманием.

Часть 1. http://pikabu.ru/story/memuaryi_moego_pradeda_chast_1_detstv...

Часть 15. http://pikabu.ru/story/memuaryi_moego_pradeda_chast_15_yugos...

Продолжение:


Часть 16. Советские жены в Югославии


Через год после нашего приезда в Югославию начали приезжать наши семьи. Получив телеграмму, что семья вылетела, я вызываю Станку - моего шофера-словенца на своем "Ханомаге" и едем на Земунский аэродром. Вот совершает посадку "Дуглас", и по трапу спускаются жены и дети, бледные, измученные: в пути была большая болтанка, не выдерживали даже бывалые летчики.

Расцеловав жену и сына, мы быстро помчались в хотель "Балкан", где я и полковник Данилов снимали номера.


На второй день, отдохнув и приведя себя в порядок, моя Яна произвела приятное впечатление на всех окружающих. Шофер Станка гордился перед своими друзьями, что возит такую "вырло лепную" госпожу Нину. Яна действительно была хороша собой, не только югославские офицеры бросали на нее пожирающие взгляды, но и наши тоже, что приводило меня в известное состояние.


На второй день я познакомил жену с полковником Даниловым.


В его номере на столе стоял портрет приятной молодой женщины, которую он представил как свою жену, и ждал ее приезда.


В скором времени Данилов позвал меня к себе и попросил съездить в Италию и купить для его жены-артистки отрезы на театральные платья, туфли под золото и серебро и дал адрес бывшей секретарши начальника связи ЮА - Керековича - Звезданы, которая проживала в Югославском городе Риека, граничащем с итальянским городом Фиуме. Звездану я хорошо знал, так как часто бывал в кабинете Керековича по делам службы.


Я поехать согласился с удовольствием, тем более что в Италии я еще не был. Я спросил жену, что бы она хотела купить, но она сказала, что ей ничего не надо, поскромничала.


Приехав в Риеку, я разыскал домик, где проживала Звездана у родителей мужа. Родители меня приветливо встретили, посадили за стол (они как раз садились обедать). Я попросил Звездану помочь мне выполнить просьбу полковника Данилова. Она любезно согласилась. Во время обеда пришел муж Звезданы. Поздоровались. Звездана представила меня, объяснила цель моего приезда. Муж Звезданы подозрительно на меня посмотрел, что-то буркнул и опять ушел. После Звездана мне сказала, что он у нее очень ревнивый.


Пообедав, мы со Звезданой пошли в Италию, да, пошли, так как этот город Фиуме в 400-500 метрах от ее дома. И никакой границы, никакой проверки документов. Пошли сначала в банк обменять динары на лиры 1:10 и пошли по магазинам, купили несколько отрезов красивой золотистой парчи, разных театральных туфель, Я подобрал и для своей жены красивые цыпелы (летние туфли) индивидуального изготовления, и, кажется, один отрез на платье. При посе-щении итальянских магазинов мне запечатлелось и понравилось обслуживание клиентов. Все продавцы встречают покупателя очень любезно, расспрашивают, что бы пожелали купить, затем выкладывают все, чем располагают, дают советы, похвалят товар и поблагодарят за покупку; просят посетить еще их магазин. Выходишь из магазина невольно в приподнятом настроении и невольно вспоминаешь и сравниваешь обслуживание покупателей у нас в России.


В этот же день я возвратился в Белград. Данилов остался доволен покупками. Довольна была и моя жена красивыми цыпелами, таких туфель в Белграде ни у кого не видели.


В скором времени полковник Данилов поехал по делам службы в Морнарицу (военно-морской флот) и перед отъездом попросил меня, если будет телеграмма о вылете его жены в его отсутствие, то встретить ее, и передал ключи от квартиры, которую он только что получил.


Еще раньше Данилов мне рассказывал о службе длительное время в Китае и о разрыве с женой, которая уехала из Китая с ребенком. По приезде Данилова в Россию они вместе не жили, однако брак официально не был расторгнут. Данилов познакомился с другой женщиной-артисткой, вернее, студенткой балетной школы. Он ей помогал материально. В Москве, в Управлении внешних сношений, Данилов дал все данные и документы для оформления на выезд в Югославию на эту молодую женщину. Однако первая его жена - не из робкого десятка: узнав об оформлении семей советников в Югославию и прикинув, что там можно будет "обарахлиться", пришла в Управление внешних сношений и устроила скандал, обвиняя начальство в том, что оформляют любовницу полковника Данилова для поездки в Югославию, а законную жену и ребенка не оформляют... Обещала это так не оставить, что будет жаловаться в соответствующие инстанции.


Проверив ее документы, в Управлении решили оформить для поездки в Югославию законную жену Данилова и его ребенка, ничего не сообщив об этом полковнику. Только в телеграмме о вылете была приписка, что вылетает "старая” жена полковника Данилова. Зная его историю, я побежал к телефону и стал звонить по всем армиям, по пути движения Данилова в Морнарицу, и поймал его в 4-й армии в г. Любляны. Когда я зачитал ему телеграмму, то несколько минут он молчал, видно, находился в шоковом состоянии, а затем мне сказал, чтобы я открыл квартиру и отдал ключи только от первой комнаты, а в отношении второй комнаты сказать, что там хранятся секретные документы и ключ не давать.


Я встретил на аэродроме жену полковника Данилова с девочкой лет 8-9, обе очень легко одетые, с маленьким чемоданчиком, привез их на квартиру, открыл дверь и передал ключи от входной двери.


Она сразу спросила: "А эта дверь?" Я ей объяснил, как инструктировал меня Данилов по телефону. Она спокойно сказала: "Ну, хорошо", и, поблагодарив, меня отпустила.


Как только я ушел, она вызвала дворника, попросила вскрыть замок в другую комнату, мол, потеряла ключ, и когда приехал Данилов, она уже щеголяла в золотых туфлях, перешивала отрезы для себя и дочери. Досталось от полковника и мне, но, зная характер и повадки своей жены, он вскоре смягчился и смирился с создавшейся ситуацией.