Мазохизм

Мазохизм Мазохизм, Психология, Отношения, Длиннопост

Недавно вышла новая книга Ирины Млодик, описывающая - и с художественной, и с научной точки зрения – такой психологический феномен, как мазохизм. В книгу под названием «Девочка на шаре. Когда страдание становится образом жизни» вошли роман и статья, отражающая взгляд психотерапевта и описание природы формирования мазохистической структуры психики (или отдельно маз-х черт характера, присущих в том числе людям других психических структур).

Книга может быть полезна и читателям, далеким от психологии, но вместе с тем интересующимся поведением людей и формами взаимоотношений между ними.


Я же приведу несколько абзацев и цитат из весьма полезной на мой взгляд Ириной статьи «Мазохизм как способ выжить, или обогревая вселенную. Взгляд психотерапевта»:



С точки зрения психологии мазохист – это человек, чьи желания и потребности с детства попираются, в результате чего он перестает ощущать свою человеческую ценность. Привыкший страдать ради других, но с гордостью выносящий порой невозможные для личностной природы лишения, такой человек имеет весьма сложные модели отношений к самому себе и миру, что всегда оканчивается для него различного рода последствиями, такими как психосоматические проблемы, сложности в построении здоровых социальных связей, вплоть до ранней смерти.


Мазохистические особенности характера проявляются в


1. привычке терпеть и страдать.


«Когда-то ребенок пришел в этот мир с желанием быть замеченным, признанным, принятым, с надеждой и намерением проявлять в этом мире свою волю и свои желания. Если такой ребенок появляется в семейной системе, где родители (или один из них)не готовы к тому, чтобы растить живое существо, обладающее своими предпочтениями, мотивами, чувствами, желаниями, то они могут например сделать все, чтобы ребенок перестал проявлять признаки «жизни». Не убить, конечно, но вытравить в нем желания, проявления, волеизъявления. Ребенок в таком случае становится минимально живым, максимально управляемым, функциональным, ничего не требует, не хочет, делает что говорят, не возражает, не имеет собственного мнения и ощущения самоценности».


Именно для того, чтобы получить любовь и признание, мазохист бессознательно выбирает терпеть и страдать, ведь именно это ему транслировали родители: «Ты со своими проявлениями жизни (голодом, желаниями, капризами, чувствами) нам неудобен. Вот когда ты научишься вместо того, чтобы хотеть что-то для себя, жить для других (прежде всего для нас), тогда и приходи, будем тебя любить». Поскольку без любви или хотя бы надежды на любовь ни одному ребенку не вырасти, то ничего не остается, как приспособиться сначала к родителю, а потом и ко всему остальному миру самоотверженным служением другим и отречением от себя, самолишением.


И поскольку лишения и страдания становятся важной ценностью, мазохист уверен, что и все вокруг должны жить в соответствие с этой ценностью. И только те, кто также терпит или страдает, будут ими признаны. Ко всем же остальным, «имеющим наглость» заботиться о своих потребностях и интересах, мазохист будет относиться неприязненно или агрессивно, не проявляя впрочем этих чувств явно».


2. Поскольку в детстве его агрессия была подавлена и теперь имеет особенные формы, а именно манипулятивные и пассивно-агрессивные формы агрессии…


Типичный мазохист часто выглядит милейшим или тишайшим человеком. Он не злится напрямую, не просит, не требует, открыто не возмущается и не предъявляет претензий. А потому вы чаще всего и знать не будете, что не так: от чего он страдает, чем обижен, чего ему недостает. Он будет терпеть. Вы же должны были «догадаться», а раз не догадались, то это нехорошо с вашей стороны… Накопившийся дискомфорт отстаивается у мазохиста внутри, не находит выхода и все равно превращается в агрессию. Но в детстве ответная агрессия была либо строжайше запрещена, («Как, ты еще кричишь на мать?!»), либо опасна – садистически настроенный отец мог видеть в агрессии акт непослушания и нападал на ребенка до полного истребления любой реакции, кроме покорности. К тому же прямая агрессия мешает выполнению замысла – стать «выше» своих мучителей. Ужас и мучения, которые доставляли ему «внешние» садисты, мешают ему легализовать садиста в себе – слишком страшно. Поэтому «мучитель» прячется и мимикрирует.


В результате агрессия из прямых форм переходит в непрямые, манипулятивные, по сути своей садистические. И в их разнообразии мазохисту нет равных.


--- пассивное обвинение.


Поскольку он всего себя посвящает служению другим людям (например, своим детям), то ждет и обратного служения. По сути, он ждет того, что чужая жизнь пойдет в уплату за его жизнь, когда-то на других людей «потраченную».И, не обнаруживая признаков такого служения или считая их недостаточными, он обижается, страдает , явно или неявно обвиняя в своих страданиях окружающих. Поле бесконечной и часто трудно формулируемой вины – вот в чем вынуждены жить его близкие. Делать всех вокруг виноватыми за то, что они просто живут и чего-то хотят или, наоборот, активно не хотят, - это пассивно-агрессивный ответ, часто даже не на то, что происходит в семье или окружении мазохиста сейчас, а на его несчастное прошлое.


--- пассивное ожидание.


Поскольку мазохист выдрессирован на то, чтобы понимать, предугадывать и исполнять желания других, он подсознательно ждет от других людей того же … как доказательства любви и хорошего отношения к нему.


«Я что, еще просить должен?» - часто возмущается мазохист, уверенный в том, что прямая просьба - неслыханная наглость, за которую накажут или отвергнут.


Но если другие люди имеют наглость чего-то хотеть и открыто об этом заявляют, то это рождает в мазохисте целую бурю чувств: зависть, злость, желание нив коем случае не дать, осудить, наказать. Сделать по отношению к ним все то же, что когда-то делали с ним самим.


--- пассивное наказание.


Если вы недостаточно отказываетесь от своей жизни ради вашего близкого-мазохиста, если вы имеете наглость хотеть чего-то, чего он не хочет, то вас накажут… но так, что вы не сразу поймете, что происходит, но неприятных ощущений, боли и страданий при этом у вас будет вдоволь.


Способы пассивного наказания разнообразны: с вами перестанут разговаривать, станут холодны, рядом с вами неделями будут жить с видом незаслуженного страдания, вас покинут, лишат чего-то важного для вас (тепла, контакта, внимания, участия), вам всем видом будут демонстрировать, что в ухудшении их настроения или здоровья виноваты именно вы.


--- пассивное лишение.


Мазохист никогда напрямую не скажет: «Мне нужна помощь». И не спросит: «Могу ли я чем-то помочь?». Он сделает все сам, хотя часто его участие и не требовалось или даже отчаянно мешало. Он сделает все, даже то, о чем никто не просил, и обязательно скажет: «Разве вы не видите, как мне тяжело?» Или бросит «в воздух» фразы: «Еле дотащила эти тяжелые сумки!», «Конечно, разве кто-нибудь догадается помочь!», «Никому нет дела, будто мне одной это надо!»…Иными словами, он не даст вам шансов проявить заботу и любовь о нем, а потом сам же будет обижаться за недополученное. Он лишит вас возможности видеть его довольным, благополучным, здоровым, счастливым. Рядом с ним вы не сможете ощутить себя заботливым, участливым, «хорошим».


--- пассивное саморазрушение.


Если у мазохиста нет возможностей обвинять или наказывать, вся та злость, которая неизбежно возникает у любого человека в течение жизни от того, что он не жил так, как хотел, что не позволял себе того, что для него по-настоящему важно, вся эта злость заворачивается внутрь, приводя человека к саморазрушению. Способов самодеструктивного поведения множество, мазохисты «выбирают» тот, который соответствует их модели, - они будут страдать. Для этого можно «обзавестись» тяжелым, даже неизлечимым заболеванием, можно регулярно попадать в передряги и аварии, убивать себя алкоголем и другими зависимостями. Ранняя форма аутоагрессии – полное саморазрушение и самонаказание – ранняя смерть.


--- необъявленный выход из отношений.


Сочетание небесконечного – даже у мазохиста – терпения и его неспособности вносить в контакт собственные желания, говорить о том, что не нравится, конфронтировать, отстаивать свое, обсуждать, приходить к соглашению приводят к тому, что, уставая от подавления собственного недовольства и многочисленных обид, мазохист в какой-то момент внезапно выходит из отношений – без объяснений и предоставления другой стороне возможности понять, что же случилось, что было не так, что можно скорректировать в своем поведении или отношении. Часто за этим лежит злость на несбывшееся ожидание того, что другой будет возвращать «добро» посвящением себя, на которое в свое время пошел мазохист.


3. Провокация чужой агрессии.


Мазохистка (а чаще всего это именно женщина), будучи воспитана садистическим родителем, даже вырастая, бессознательно (или осознанно) стремится к тому, чтобы воссоздать подобную модель в любых близких отношениях. Поэтому она либо выбирает мужчин, склонных к проявлениям садизма, либо возбуждает в мужчине, с которым живет, садистическую часть. Ее жертвенная позиция провоцирует агрессию у рядом живущих, потому что:


-- она не проявляет свою агрессию прямо, скорее вбрасывает ее в поле семьи в виде недовольства, молчаливых обид, висящего напряжения, игнорирования, тихого страдания с укором.

-- она не принимает помощь и заботу, отвергая теплые чувства и проявления заботы окружающих;

-- она всегда якобы лучше знает, что хорошо другим;

-- ей важно воспроизводить свою детскую модель страдания и лишения, и потому предложения как-то «решить вопрос», облегчить жизнь, изменить хоть что-то наталкиваются на её «да, но…» - у нее всегда найдутся аргументы в пользу того, что продолжить страдать совершенно необходимо, ибо другого пути нет.

-- она не умеет говорить «нет», «стоп» и потому разрешает живущим рядом с ней бесконечно ходить по ее территории, нарушать ее границы, попирать ее человеческое достоинство, использовать ее желание служить…


4. Отказ от себя и упоенное служение другим.


Незаменимость, нужность, служение с полной отдачей – вот хоть какая-то гарантия того, что неявно, подпольно любовь и забота все же просочатся к нему вместе с ощущением безоговорочной «хорошести», если не «святости».


Трагедия мазохиста – потерянные желание и воля. Нерожденная собственная жизнь. Единственное разрешенное удовольствие – мера вынесенного страдания.


Основные иллюзии мазохиста – что он не агрессивен и никому зла не желает, хотя его манипулятивная злость калечит сильнее, чем явно предъявленная. Он полагает, что раз он служит другим, а не себе, то он хороший и нужный и его никогда не покинут… Что если сейчас он живет в нужде и лишениях, то потом он каким-то волшебным образом станет богатым. Что однажды кто-то все же придет и воздаст по заслугам и свершится великая справедливость, как в русских сказках: злых и жадных героев настигнет возмездие, а щедрые и неимущие будут вознаграждены.


Иллюзии в мазохисте умирают последними. Они гораздо более живучи, чем сами мазохисты, ведь в мифах и сказках иллюзии о воздаянии за страдания живут века…


Автор статьи: психолог Наталья Холина, http://natakholina.livejournal.com/119072.html



Краткие характеристики мазохизма согласно PDM (Psychodynamic Diagnostic Manual)

6. Мазохистический Спектр.

На "практике" - их легко спутать с депрессивным, что часто и происходит. Но "истина торжествует" очень быстро: "мазохист" переживает свои страдания с плохо скрываемым удовлетворением, особенно когда традиционные анти-депрессанты и терапия "не помогают... Мне ничего не помогает...".


Предпосылки созревания: неизвестны; предположительно, ранний опыт "любви-жертвенности", когда внимание и заботу ребёнок получал, только испытывая дискомфорт, боль и т.п.


Центральный Конфликт: Страдать и "Жертвовать" / Потерять Отношения (или Самоуважение)


Насчёт Себя: "Только страдая, испытывая лишения и боль (по крайней мере, заметно для окружающих), я могу сохранить нужные мне ресурсы, связи и уважение к себе".


Насчёт Других: "Люди слишком заняты; они обращают достаточно внимания только на тех, кто страдает, в беде и т.п."


Соответственно, два достаточно разных подтипа:

- Мазохист "моральный": самоуважение связано со страданием; в силу того, что неосознаваемое подавленное/вытесненное чувство вины блокирует другие возможности "позитивной самооценки".

- Мазохист "социальный": "Любовь", - оказывается-то - "это жертва!". Способность иметь отношения, не построенные на личном страдании и лишениях - обесценивается или вообще отрицается.


Взято из статьи на Б17, психолог Макс Ильин

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Тааак, теперь все понятно. И как это лечится? 😥
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю, тут нужно установить пределы своему мазохизму. Потому что мазохизм, в "нормальном" проявлении - это терпимость, способность поступиться желаниями ради своих целей - это один из способов получить желаемое. Сразу вопрос - какое желаемое? Вопросы к себе самому для человека, который забыл про себя часто помогают.

Тут в статье идет речь идет о "ненормальном" мазохизме.

Так сложилось что у мазохиста только один способ реагировать на ситуацию, что приводит к сильнейшему самоограничению. Значит выход - позволить себе больше реакций на ситуацию. И поддерживать себя при этом, потому что "новый" способ реагирования - это скорее всего просто "давно задвинутый" способ, потому что есть какие то непреодоленные барьеры. Может быть это барьер про страх одиночества, или подавление агрессии или что то еще.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько я понял, вышесказанное, это если ты(Я) мазохист.
А если твой близкий мазохист?

Я кучу времени угрохал на попытки наладить диалог.
Но упираюсь в:
1. Постоянный откат прошивки: Вроде договорились, вроде человек понял - проходит время и память как-будто корова языком слизывает. И опять все с начала- поступки, слова.

2. Близкие очень стрессоподверженные, стресс и себя в стрессе контролировать не в состоянии, и моментально уходит в вышеуказанное поведение.

Один и тот же человек может быть и казалось бы чутким и трогательным, и в другие моменты жестоким настолько, что кажется из обиды может убить и даже не пожалеть о содеянном.  

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Консультация у семейного психолога, как вариант?

Такие затяжные семейные конфликты иногда говорят о том, что у обоих в этом месте есть какие то проблемы.

Допустим жена не может попросить напрямую утешение или близости и провоцирует мужа на скандалы с дальнейшим примирением и близостью.

Муж не замечает желания жены про утешение или не может ей это дать из за ее гордыни и властолюбия и только в споре "побеждает" ее, чтобы потом утешить и покровительствовать ей.

Это как вариант, а таких, "удачных" состыковок может быть много на самом деле.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

"Удачных", да.

Но если взять ваши примеры, и сопоставить с моей ситуацией.
1. Желания близости со стороны жены почти нет. Наоборот - близость воспринимается как элемент моральной зависимости. А моральная зависимость ассоциируется для нее с родственниками (сестра и отчасти мама, и теперь я), которые в свою очередь ассоциируются с моральной болью детства. Потому отношения строились так - чем дольше вместе, тем больше человек морально отталкивал.


И это все на фоне достаточно сильной физической и внешней неудовлетворенности в себе. Эта недовлетворенность примитивными мужскими методами не решается.
- Говоришь красивая - не объективен.

- Говоришь правду - какой ты любящий человек, раз убиваешь самооценку.
Как результат - всегда ощущаешь чувство вины за свои слова.

И что бы не говорил - информация не будет воспринята, т.к. человек в роли "родственника" не авторитет. Воспринимаются слова "друзей", но плюсы "друзей" еще и в другом - ты к ним морально не привязан, можешь поделиться всем что на душе накопилось а затем просто перестать с ними общаться. Возможность слить все что на душе без ответственности за свои слова.


2. "спор" ключевое слово. Для спора должен быть диалог. Тут же диалога нет, ибо пример мазохиста классический. Т.е. слова могут быть использовать чтобы вызвать чувство вины с моей стороны. Но как только теория начинает рассыпаться, либо диалог для нее становится некомфортен - идет бойкот. Проблема не решается, не прекращает существование, а просто замалчивается. В результате за несколько лет отношений количество нерешенных проблем только копилось. Любые мои попытки что-то поменять ни к чему не привели.


Вопрос консультации у психолога поднимался, но пока отложен.

Психолог нужен когда оба заинтересованы, в данном же случае человек идет в отказную.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А Вы с ней разные по характеру?

Иногда помогают разговоры о том, что значит близость для нее и для Вас.

Тут важно понять Как это делаете вы и как это нужно ей. И наоборот, Как хочется Вам и как это делает она?

Разговоры, прикосновения, помощь, подарки, совместный досуг - что то важнее для нее, а для Вас другое более важно. Иногда это супруги не замечают, игнорируют разницу между собой.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Чувствую очень тяжело.

У меня любимый человек и теща такие.

6 лет угрохано на попытку привести их в чувство.

Без толку.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку