Марксизм и религия

Марксизм и религия Прогресс, Философия, Религия, Марксизм, Карл Маркс, История, Длиннопост

Религия — это мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное и на связанные с этим ритуалы. Также включает в себя свод моральных норм и объединение людей в определённые организации — церкви, сообщества, etc. Религия представляет собой философию идеализма. Веру в нечто сверхъестественное, метафизическое, непостижимое для человеческого разума.


Достоверно религия в человеческой истории появляется во время позднего палеолита, примерно 50 тыс. лет назад. О её наличии говорят верхнепалеолитические погребения, в которых появляются предметы быта — орудия труда и украшения. Это говорит уже о существовании понятий «душа», «загробный мир» и о «посмертном существовании».


Появление религиозного мышления связанно с развитием мышления человеческого. Человек начинает попытки осознать происходящие в природе процессы. И простейшее объяснение — существование чего-то сверхъестественного, чего-то управляющего природными процессами. Т.е. появление религии связанно в первую очередь с ограниченностью человеческих возможностей.

В дальнейшем религия развивается вместе с общественно-экономическим прогрессом. Семьи собираются в рода, рода в племена, племена в союзы племён. Человечество отходит от фетишизма — поклонения определённым предметам, шаманизма — веры в связь с духами, и приходит к политеистическим религиям. Вере в нескольких богов.


Политеизм тоже изменяется и модернизируется. Так иудаизм — в своё время тоже политеистическая религия — постепенно превращается в монотеистическую религию. Монотеизм — вера в одного бога. «Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога… Так возник монотеизм…» [1]


Иудаизм послужил основой ещё для двух других авраамических религий — христианства и ислама.


Христианство вносит в монотеизм концепт трёх божественных ипостасей — отца, сына и святого духа. В связи с этим некоторые даже считают христианство политеистической религией.


В исламе соблюдается строгий принцип единобожия. Главный «столп» ислама — шахада, свидетельство веры: «Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Т.е. ислам — строго монотеистическая религия.


Религия — часть надстройки над экономическим базисом. Начиная с рабовладельческого периода именно религия служила основой идеологии, а церковь выступала главным идеологическим аппаратом.


С самого начала религия была инструментом господствующего класса. Например, авраамические религии призывали к терпению и скромности в мирской жизни, что всё человеку вернётся после смерти. Однако, это не мешало именно клерикалам, церковникам быть крупнейшими феодалами, владельцами крестьян в средневековье. И эксплуатировать их так же, как это делали простые феодалы.


Существованию всякого явления есть свои объективные причины. Мир торжествующего зла и несправедливости рождает сознание, в котором растоптанная в этом мире человечность обретает фантастическое существование в потустороннем мире. Перенося осуществление своих идеалов за пределы «этого» мира, религия примиряла человека с реально существующей общественной несправедливостью.


Но вместе с развитием производственных отношений религия начинает постепенно отмирать. Развивается материалистическая философия, основанная на реально доказуемом, основанная на причинах и следствиях, отрицающая всё метафизическое.


Важной составляющей материализма является атеизм — убеждение в том, что богов не существует. Домарксистский атеизм считал, что существование религии основывается на невежестве или обмане, а способ устранения религии — это просвещение.


Маркс и Энгельс же вывели теорию о том, что религия — закономерный результат развития общественных отношений, что религия основывается не на невежестве или обмане, а появляется в силу причин, заложенных в самом развитии человеческого образа. Религия необходима в рамках такого общественного строя, в котором один человек подчинён другому. И корни религии лежат в классовой борьбе. Религия — инструмент господствующего класса, оправдывающий все виды эксплуатации, и пока существуют противостоящие классы, никаким просвещением религию не устранить.


Позиция Маркса и Энгельса оказалась в итоге верной. Несмотря на то, что сегодня каждый человек грамотен, имеет оконченное среднее образование или даже высшее, религия не прекратила своего существования. А по мере загнивания капитализма буржуазия начинает всё старательнее религию насаждать. Это прекрасный пример того, что проблема лежит глубже простого невежества. Согласно Марксу религия сможет полностью отмереть только при установлении коммунистического общества, а до тех пор она будет продолжать существовать.


И ни в коем случае не следует пытаться запрещать религию. Это приведёт лишь к созданию
«мученических» образов клерикалов и ещё большему закреплению религиозных идей в сознании масс.


Будучи глубоко научным, материалистическим в основе своей, марксистское мировоззрение противостоит религии как иллюзорному, превратному сознанию. Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку, противостоит религии как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешительной лжи или самообмана: «упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» [2].


[1] - Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 20, с. 329


[2] - К. Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 1, с. 415.

Абрам Лихтенштейн


Организация Трудящихся Казахстана

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку