Марксизм и религия

Марксизм и религия Прогресс, Философия, Религия, Марксизм, Карл Маркс, История, Длиннопост

Религия — это мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественное и на связанные с этим ритуалы. Также включает в себя свод моральных норм и объединение людей в определённые организации — церкви, сообщества, etc. Религия представляет собой философию идеализма. Веру в нечто сверхъестественное, метафизическое, непостижимое для человеческого разума.


Достоверно религия в человеческой истории появляется во время позднего палеолита, примерно 50 тыс. лет назад. О её наличии говорят верхнепалеолитические погребения, в которых появляются предметы быта — орудия труда и украшения. Это говорит уже о существовании понятий «душа», «загробный мир» и о «посмертном существовании».


Появление религиозного мышления связанно с развитием мышления человеческого. Человек начинает попытки осознать происходящие в природе процессы. И простейшее объяснение — существование чего-то сверхъестественного, чего-то управляющего природными процессами. Т.е. появление религии связанно в первую очередь с ограниченностью человеческих возможностей.

В дальнейшем религия развивается вместе с общественно-экономическим прогрессом. Семьи собираются в рода, рода в племена, племена в союзы племён. Человечество отходит от фетишизма — поклонения определённым предметам, шаманизма — веры в связь с духами, и приходит к политеистическим религиям. Вере в нескольких богов.


Политеизм тоже изменяется и модернизируется. Так иудаизм — в своё время тоже политеистическая религия — постепенно превращается в монотеистическую религию. Монотеизм — вера в одного бога. «Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога… Так возник монотеизм…» [1]


Иудаизм послужил основой ещё для двух других авраамических религий — христианства и ислама.


Христианство вносит в монотеизм концепт трёх божественных ипостасей — отца, сына и святого духа. В связи с этим некоторые даже считают христианство политеистической религией.


В исламе соблюдается строгий принцип единобожия. Главный «столп» ислама — шахада, свидетельство веры: «Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Т.е. ислам — строго монотеистическая религия.


Религия — часть надстройки над экономическим базисом. Начиная с рабовладельческого периода именно религия служила основой идеологии, а церковь выступала главным идеологическим аппаратом.


С самого начала религия была инструментом господствующего класса. Например, авраамические религии призывали к терпению и скромности в мирской жизни, что всё человеку вернётся после смерти. Однако, это не мешало именно клерикалам, церковникам быть крупнейшими феодалами, владельцами крестьян в средневековье. И эксплуатировать их так же, как это делали простые феодалы.


Существованию всякого явления есть свои объективные причины. Мир торжествующего зла и несправедливости рождает сознание, в котором растоптанная в этом мире человечность обретает фантастическое существование в потустороннем мире. Перенося осуществление своих идеалов за пределы «этого» мира, религия примиряла человека с реально существующей общественной несправедливостью.


Но вместе с развитием производственных отношений религия начинает постепенно отмирать. Развивается материалистическая философия, основанная на реально доказуемом, основанная на причинах и следствиях, отрицающая всё метафизическое.


Важной составляющей материализма является атеизм — убеждение в том, что богов не существует. Домарксистский атеизм считал, что существование религии основывается на невежестве или обмане, а способ устранения религии — это просвещение.


Маркс и Энгельс же вывели теорию о том, что религия — закономерный результат развития общественных отношений, что религия основывается не на невежестве или обмане, а появляется в силу причин, заложенных в самом развитии человеческого образа. Религия необходима в рамках такого общественного строя, в котором один человек подчинён другому. И корни религии лежат в классовой борьбе. Религия — инструмент господствующего класса, оправдывающий все виды эксплуатации, и пока существуют противостоящие классы, никаким просвещением религию не устранить.


Позиция Маркса и Энгельса оказалась в итоге верной. Несмотря на то, что сегодня каждый человек грамотен, имеет оконченное среднее образование или даже высшее, религия не прекратила своего существования. А по мере загнивания капитализма буржуазия начинает всё старательнее религию насаждать. Это прекрасный пример того, что проблема лежит глубже простого невежества. Согласно Марксу религия сможет полностью отмереть только при установлении коммунистического общества, а до тех пор она будет продолжать существовать.


И ни в коем случае не следует пытаться запрещать религию. Это приведёт лишь к созданию
«мученических» образов клерикалов и ещё большему закреплению религиозных идей в сознании масс.


Будучи глубоко научным, материалистическим в основе своей, марксистское мировоззрение противостоит религии как иллюзорному, превратному сознанию. Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку, противостоит религии как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешительной лжи или самообмана: «упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» [2].


[1] - Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 20, с. 329


[2] - К. Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 1, с. 415.

Абрам Лихтенштейн


Организация Трудящихся Казахстана