Маргинальный театрал. Отличия актёров в США и России, а ещё пару слов о Европе

Комментируя эту тему на пикабу, я регулярно хапаю минусы, поэтому создам один пост, возможно словлю минусы и благополучно закрою для себя эту тему.


ВНИМАНИЕ! Комментарий для невнимательных, я не говорю, что те или иные актёры плохие, потому что они бесталанны. Каждый приведённый пример говорит лишь о специфике местной работы и не более того, кроме того во всех моментах бывают исключения. Ну, я готов)


Чем же отличаются актёры? Конечно же школой. Но в чём она заключается. Начнём с самых корней. Исторически сложилось, что в США нет театра, скажем так, в нашем и европейском понимании. Там театр другой, машинный, поэтому особую популярность приобрели мюзиклы и оперы, драма же всегда была на вторых ролях. Американцы гениальные маркетологи, они быстро просекли, что простому народу, который жил в США, ненужны глубокие переживания (ну не для дворян они там делали театры, а для торговцев, для коммерсантов). Что есть американский театр? Актёр играет по строгой схеме. Вплоть до мимики. В мюзиклах вообще каждое движение должно быть одинаковым каждый раз., в драме немного послаблений есть, но всё условно. К чему же это приводит? Итак, мы имеем смазливую актрису. Она жутко нравится зрителю внешне, мы делаем из неё звезду (маркетинг, пиар, продажа товара), и ставим в новые и новые спектакли. Зритель теперь идёт смотреть на свою любимицу. Хорошая она или плохая, неважно. Это дело пятнадцатое, важно, чтобы она нравилась, убедить всех, что она хороша. Но вот она стареет, и пришло время её заменить, потихоньку готовят смену, и снова у зрителей новая любовь. Знакомая схема, да? Если вы знаете американскую драматургия, то такой сюжет встречали не раз. Отсюда вытекает американское кино. 


Для начала. У американцев нет актёрского образования. Или есть. Всё зависит от того, как вы относитесь к этому. Обучение чаще всего частное, или же государственное, но это не диплом о высшем образовании, если говорить по нашему - это сертификат. В России подобный актёр считается никем и ничем (хотя есть и исключения, например, Пуговкин или Смоктуновский). Чаще всего подобные курсы ведут особые мэтры. Они сами актёрами не были, или были неизвестны, но сделали себе карьеру в качестве педагогов. Курсы занимают от года до трёх и стоят очень дорого. Дают ли они что-то по факту? Как посмотреть. По нашим меркам минимум, по голливудским они создают бренд. Что интересно, среди киношной молодёжи сейчас двоемыслие: у всех американских актёров есть образование, так как оно обязательно для киноактёров, но это образование совершенно не то что у нас, а у нас обязательно нужно иметь диплом ВУЗа. Полная каша. Едем дальше 

Актёр в Голливуде делятся на несколько типов:

1) Звёзды - ребята на которых делают деньги. Смазливые мальчики и девочки, актёры нескольких лет. По истечению они или списываются на свалку, или идут во вторую категорию. Играть им не очень нужно, но приветствуется. Чуть ниже объясню.

2) харизматики - обычно эти ребята держается дольше всех, чаще всего вырастают из категории один. Им ненужно быть крутыми драматическими актёрами, им нужно круто играть себя, круто существовать в кадре. Харизматик не может играть плохо в общем понимании. Да, специалист скажет, что там техника подкачала, а там что-то ещё. Пофиг. Зритель верит. Это как животное в кадре. Животное играет честно, харизматик тоже. Три примера:

Аль Пачино - техничный харизматик. По нашему это полностью завершенная школа

Николсон - промежуточное звено

Питт - перешедший из когорты звёзд, технически слабый, но умеет смотреться круто.

3) Техничные актёры. Таких в США мало. Мало своих. Поэтому их чаще всего берут из Европы, сейчас всё чаще. Хиддлстон, Макгрегор, Камбербэтч, Вальц. Эти ребята театральные актёры. В целом, европейский театр в плане обучения похож на наш, но конкретно сейчас немного лучше.


Итак, если звезда не играет (не хочет или не может), что же делать? В США эту проблему решили:

Пример Питта вообще хрестоматийный. Берём фильмы:

12 обезьян - Питт играет здорово, да, так сыграет почти любой неплохой актёр. Но он чертовски харизматичен.

Куш - Питт крут в кадре, но почти вся его игра - набор склеек оператора и монтажа. Зритель видит изменения эмоций, но они статичны. Каждый раз, когда нужна сложная эмоция - кадр меняется. Кстати, похожая история с Лето в Далласком клубе. Этот приём американцы изучили прекрасно. Актёр говорит монолог, но смотрится не очень. Окей, дайте ему еду. И вот он ест и этим прекрасно отвлекает людей. Кино в США бьёт в лоб. Если человек плачет, то он черт подери плачет, всем лицом показывая слёзы. Если смеётся, то во все зубы. НУ и т.д. Это не значит, что актёры не могут иначе, это значит, что на этом построена индустрия. Нас цепляют за эмоции, нас бьют ими в лоб. Это очень крутая политика. К сожалению, с развитием Дисней, это уже превращается в фарс. Например роль Финна в Звездных войнах - это уже перебор. Лицо постоянно искажается вечными муками, при этом глаза и тело не выражают этих эмоций, т.е. смотрите он смеётся. Но почему?


Ответ почему дают в России и Европе. У нас учат каждую эмоцию протащить через себя, вынести её на свет божий. У нас два типа игры: ты или техничен, или ты живёшь внутри героя. Идеальный актёр должен уметь играть и так, и так. Тогда, и в кино ему будет не страшно, и в театре зажжёт. В кино у тебя часто нет времени вживаться в роль, а уж в Голливуде тем более, там конвейер. Да и у нас сейчас тоже. Отдельные мэтры снимают своё кино, и могут потратить время на проработку роли, тогда можно и вжиться. И, к слову, с таким режиссёр любой приличный актёр сыграет круто. Но в России родилась другая проблема. Даже две: сейчас театральное образование в своей массе неясно на что настроена. хотя нет, ясно, на штамповку средних актёров. Результаты мы видим...нет, не на ТВ и не в кино. В театре мы видим. Подробнее тут: http://pikabu.ru/story/nemnogo_rassuzhdeniy_o_teatre_3933930

В киноидустрии проблема в отсутствии операторов (ну тут примерно понятно). Они, кстати, скоро будут, но нужно время, индустрии строится, уже есть моменты удачные. И режиссёров. Наши режиссёр не могут правильно "приготовить" актёра. И один актёр, у разных людей будет играть по разному. Пластилин надо слепить. В Голливуде для этого целая команда (вплоть до человека, отмечающего места, где ты должен стоять). В России 2-3 человека. Актёр играет как может, но без посыла, он хорошо не сыграет. К тому же, качественный продукт мало кому нужен массово, ведь на нём трудно пилить. Поэтому, такой талант, как Илья Казанков (Мальчики, Мама) снимает лютый треш сериальный. Жрать надо. Индустрия нашего кино может пойти двумя путями: небольшое оздоровление и повышение технической части, в сумме с налаживанием контактов между актёрами и режиссёрами ещё на стадии обучения, или дешёвый "местный голливуд". Всё будет зависить от голосования рублём.


К чему этот пост. Актёры США и России очень разные, и это по своему круто. Но никогда не получится их сравнить напрямую. Они выращены для разных целей. Да, как актёр тот же Питт хуже...Евгения Миронова. Зато Питт умеет продать себя, а это не менее важно. Он крут в кадре, а Миронов в кадре другой, он не продаётся, даже если пытается (Вычислитель, Побег,или не Побег...). Миронов никогда не сыграет героя голливудского блокбастера, но и Питт не сыграет князя Мышкина.

P.s. огромную роль в восприятии актёров играет дубляж. Многим он на пользу, многим нет. Но не клюйте на обманку, многих актёров США любят в России за голос русского актёра. Очень интересный момент.

За сим, прощаюсь. Возможно навсегда, так как за подобный комментарии огребаю минусы регулярно)

Завтра хотел бы написать об озвучке) интересно, смогу ли)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
17
Автор поста оценил этот комментарий

Я, конечно, не специалист, а зритель. Но имхо ты все очень упрощаешь. Голливуд это не толко американские актёры, но и Хью Джекман, например. Ты видел Фонтан? Посмотри. А ещё Брендан Глисон. "Брюгге" или "Голгофа", смотрел? Рей Файнс. Джеймс Вудс "Видеодром", "Однажды в Америке". Мэл Гибсон, его Гамлет один из лучших. Не знаю, на счет Миронова, чёт я особо не могу его вспомнить нигде... У нас ни кино снимать уже не умеют и актеров нормальных не осталось почти. 

раскрыть ветку (12)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Хью австралиец - британская школа. Ну у них своя, но она аналог британской. Кстати Хью вообще интересный кадр, который откровенные актёрские провалы смешивает с очень качественными работами. Порой смотришь, ну непригоден же, а в другой роль совсем другое дело. Гибсон австралиец, аналогично британская школа. Глисон ирландец. Файнс британец. Вудс типичная старая американская школа, там много нюансов, но трудно в тексте передать. Грубо говоря, пластика по нашем меркам у него не ах, но для кино в котором он играет она хорошая, там камера поправит. А у нас не поправит, наоборот, сдаст за любой косяк.

Да, я немного ошибся в терминологии Голливуд я беру как американское кино. Приглашенные же актёры, они в третьем пункте, они делают именно то, чего не может массовый американский актёр (не штучные продукты, как тот же Вудс). Наших бы также звали, только наши на другом языке говорят и не хотят учиться говорить по английски. Поэтому и играть им всяких "плохих русских".

раскрыть ветку (9)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я не знаю, что такое "массовый американский актёр". Так же, как не знаю массового русского актёра. Весь театр, который я смотрю, по большей части УГ сейчас. а старый состав типа Басилашвили или Фрейндлих нагоняет на меня тоску и сон - это уже не театр и "стюардессу пора зарыть". В кино актерский состав первой величины всегда штучный товар, а второй-третий план никто не помнит и он никому не интересен. Но я считаю, что русским актёрам как до Китая ползком до Гэри Олдмана (пусть он англичанин, хрен с ним), Моргана Фримена или даже до Тома Хэнкса, хотя я его и не очень люблю.

раскрыть ветку (8)
8
Автор поста оценил этот комментарий
"Второй-третий план никто не помнит и он никому не интересен"

И сразу же на ум Стив Бушеми приходит. Не помню ни одной главной роли его, но десятки фильмов с ролями второго-третьего плана, где он запомнился и это не только благодаря своей внешности.
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Крамаров тот-же феномен.
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Фриман, Олдман тоже карьеры сделали на втором плане. Да много таких)

Автор поста оценил этот комментарий

Да имхо, не особо он актёр, вот дальше второго плана и не продвинулся! 

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

он как раз харизматик. Вполне может в преклонном возрасте стать востребованным

4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну с точки зрения зрителя вы абсолютно правы. Театр стал очень штучный, по причине, которую я описал. Кстати посмотрите спектакль "Анархия" в Современнике, может зацепит, интересное решение. А старый состав и правда уже стар, хотя иногда и даёт жару "Женитьба" в Ленкоме (на любителя). 

Поверьте, условный Хабенский сыграет не хуже Олдмана. НО! У Хабенского нет такой команды, которая всё сделает за него, а туда его не возьмут, ибо он не англоговорящий. Только чуть-чуть сыграть если. И представьте, вы играете чуть-чуть, да ещё и в окружении людей, которые говорят, думают иначе. Вы не покажите всех возможностей. Короче это миллион деталей. Наиболее приближенный аргумент в правоту моих слов - Машков в "Давай сделаем это по быстрому" и Юл Бриннер (это исконной русский актёр, который ассимилировался уже в зрелом возрасте) в "Великолепной семёрке". Но массово мы пока не готовы играть там. Только и Олдам не сыграет в "Убойной силе" так, чтобы это выглядело круто. Палка о двух концах.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Смотрел Цареубийца? Макдауелл вполне себе играл в русском фильме и у него охрененно получалось, не хуже Янковского. Язык ему не мешал. Гэри Олдман, кстати снимался в Леоне, коп из него получился хоть куда! Сам же пишешь, тот же Дисней даёт и команду и монтаж и спецэффекты. А получается хрень! Те бабки не всегда решают. Пригласи они в ЗВ актеров получше - те может и сюжет говененький бы вытянули! 

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Это да, но проблема как раз в таких "Диснеях", они создают шоу. Знаете, я обалдеваю, когда ругают Кайло Ренна, как актёра, но хвалят Финна. Первый то сыграл куда лучше, но проблема в сценарии. Не суть. 

Олдман - я не про копа, а про место съёмок. Привези его в Россию, он сбежит от непрофессионализма на площадке. Для него это будет дико.

Макдауэлл тоже британец.

Мы немного с тобой не понимаем друг друга. Скажу так. Британский актёр должен сыграть в нашем кино, но если режиссёр будет компетентный, как и его бригада.

Американец будет смотреться инородно (не каждый конечно и не у каждого режиссёра).

Наш в британском кино будет смотреться адекватно.

Наш в американском кино - плохой русский, если бригада не будет с ним работать.

Я чуть больше говорю о массовости.

Ну и да, хороших актёров у нас сильно поуменьшилось, но ещё есть, даже молодые.

Автор поста оценил этот комментарий
так то у нас иногда могут снять неплохие фильмы. Но именно что иногда. Из последних таких это Царь и Дурак.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

да и Географ неплохой, и Похороните меня за плинтусом вполне может понравиться. И даже американизированные Легенда 17 и Битва за Севастополь. А ещё иногда фильмы с технической точки зрения бывают компетентны. Он дракон, Высоцкий (при этом фильма...фи)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку