Маргинальные группы, как возможные источники появления новых движений по Г.Л. Тульчинскому

Внимательно еженедельно изучая материалы нашего канала + рекомендованные ссылки, Вы можете пройти спецкурс по Теории творчества, который НЕ читается ни в одном университете мира.


Данная статья относится к Категории: Теория элит

Маргинальные группы, как возможные источники появления новых движений по Г.Л. Тульчинскому Культура, Общество, Субкультуры, Маргиналы, Новаторство, Инновации, Социология, Видео, Длиннопост

«Обращение к реальной социальной практике показывает, что, в самом деле, инициирующий импульс динамики развития культуры большей частью исходит из маргинальных форм поведения и мышления. Социальные отклонения (девиации) зачастую выступают центрами образования новых субкультур, некоторые из них порождают свои собственные сферы деятельности и даже язык.


Социальные аутсайдеры и пророки, авантюристы и самозванцы, непризнанные гении и политические радикалы, художественный авангард и андеграунд, этнические меньшинства и криминал в обычной ситуации воспринимаются как социальные девианты, как неудачники. Но лиминальная (неустойчивая, переходная - Прим. И.Л. Викентьева) - ситуация - звёздный час для различных маргиналов.


Как известно, кто не рискует, тот не пьёт шампанского, а успеха и победы власти достоин только тот, кто способен поставить на кон многое - вплоть до собственной жизни. Представители истеблишмента, среднего класса на такой риск не способны. Маргиналу же терять нечего. Поэтому маргинальность обладает существенным потенциалом победительности и успеха в науке, искусстве, политике, религии, бизнесе, международных отношениях. И это подтверждает реальная динамика культуры - от моды до политики, смены научных школ, динамики стилей и направлений в искусстве.


Приезжие добиваются в жизни большего, чем местные жители.


Представители этнических меньшинств оказываются пассионарными лидерами основного этноса.


Их неуспешность, их неукоренённость, невписанность в большую систему, то, что они не могут состояться в этой системе, отжимаются на её периферию, а то и за её пределы, - всё это даёт, оказывается, им большую свободу действий по сравнению с вписанными, состоявшимися в большой системе или теми, кому это гарантировано. Маргиналам, мартиниденам и прочим интеллигентам в первом поколении нужно своими руками выкопать, выцарапать, если не зубами выгрызть жизненную нишу, которая у других уже есть. Работа, жильё, семья, профессиональный и деловой рост - все, что для других запрограммировано их социальным статусом, семейным положением, от него требует личностных сверхусилий, работы ума и души тоже. И потому - блаженны плачущие..., блаженны алчущие и жаждущие правды... Ибо они, как сказано, - соль земли и свет мира.

Маргинальные группы, как возможные источники появления новых движений по Г.Л. Тульчинскому Культура, Общество, Субкультуры, Маргиналы, Новаторство, Инновации, Социология, Видео, Длиннопост

Типичными маргиналами является молодёжь - метафизический аутсайдер, обречённый социальной ролью ждать и догонять. Молодость как метафизическая неудача? Вступающий в жизнь молодой человек вступает в мир, всюду без него плотный, мир, в котором, как он скоро догадывается, никто его особенно не ждет. В лучшем случае - родители, да и то не всегда. Видя себя всем, примеряя на себя различные жизненные программы и проекты, молодой человек объективно является никем. И это создаёт исключительно напряженное, ультрапарадоксальное состояние души, толкает на неадекватные поступки. Невозможность состояться здесь и сейчас порождает стилистику протеста, отказа, а то и ухода. Знаменитые немотивированные самоубийства подростков, преступления, наркомания и токсикомания и другие формы отклоняющегося поведения - социальные патологии как следствия метафизики маргинальности молодого человека. Но чаще всего и в конечном счете срабатывает другое: если этот мир - не мой праздник жизни и меня на нем держат в прихожей, то создам другой мир - по себе, в котором и состоюсь.


Этот потенциал маргинальности определён природой лиминальности, (лиминальный здесь понимается как переходное состояние между двумя стадиями развития человека – Прим. И.Л. Викентьева), ситуацией вненаходимости. Условия амбивалентности и неопределёенности, размытой социальности стимулируют энергичный поиск новой фундаментальной общности. Я могу оказаться не одиноким - и вот уже возник зародыш субкультуры. В ритуалах перехода, например, инициации, на стадии отделения, будучи вырванным из привычного образа жизни и изолированным вместе со сверстниками от прочего мира, индивид испытывает печаль, а то и тоску по утраченному и некоторый страх перед неизвестным. Это способствует сплочению посвящаемых, преодолению каждым из них собственного Эго, созданию чувства глубокой общности.


В. Тернер называл эту недифференцированную общность communitas. Речь идёт о бесструктурном сообществе, члены которого лишены статусных характеристик. Поэтому communitas может быть реализована только в лиминальной ситуации Это опыт переживания фундаментальной общности, единства и равенства. Давно замеченный факт - настоящие друзья остаются с детских лет, со школьной или вузовской скамьи, после армии или отсидки, то есть когда люди образовывали нечто подобное communitas: были равны и едины в какой-то фундаментальной общности интересов перед взрослыми, учителями, под старшиной или вертухаем.

Маргинальные группы, как возможные источники появления новых движений по Г.Л. Тульчинскому Культура, Общество, Субкультуры, Маргиналы, Новаторство, Инновации, Социология, Видео, Длиннопост

Во всех других случаях к communitas могут приблизиться лишь сообщества двух или очень небольшого числа личностей: супружеская пара, Друзья, небольшая труппа товарищей. Угасание коммунитарного подъёма грозит им превращением в замкнутые сообщества, секты. Вообще всякие попытки реализации communitas как структурированного, институционализированного сообщества (коммуны, религиозные сообщества и т.п.) заканчиваются печально. Поскольку же communitas обладает мощным импульсом реализации и экспансии, communitas и лиминальность содержат опасность соскальзывания к тоталитаризму или шовинизму. Хорошо известный исторический факт - максимизация communitas может вести к максимизации структуры.


Ещё Аристотель видел в диктатуре закономерный и неизбежный итог демократии, чему XX век нашёл немало подтверждений - одни примеры гитлеровской Германии и СССР чего стоят.»


Тульчинский Г.Л., Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности, СПб, Алетейя, 2002 г., с. 132-134.


Источник — портал VIKENT.RU


+ Ваши дополнительные возможности:

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ: ТВОРЧЕСКОЕ / КРЕАТИВНОЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ — плейлист из 5-ти видео

Изображения в статье

Григорий Львович Тульчинский — отечественный философ и культуролог, автор 20 книг / CC BY-SA 3.0

Изображение Michal Jarmoluk с сайта Pixabay

Изображение PollyDot с сайта Pixabay

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов147 подписчиков

Добавить пост