Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки

Здравствуйте, видеоверсия:

Текстовая версия:

Ориентировочно в 1947 году командование военно-морских сил США запустило программу разработки новых самолётов вертикального взлёта и посадки, которая получила обозначение «колибри». Фирмы Convair и Lockheed подписали контракты на разработку перспективных машин в 1950 году. Поле чего, на конкурсной основе, были спроектированы, построены и испытаны две машины: Convair XFY-1 и Lockheed XFV-1.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Главную цель, которую преследовали военные по данной программе, заключалась в поисках возможности отказа от взлетно-посадочной полосы. ВВС США могли сократить количество аэродромов и повысить мобильность воздушных сил, а для ВМС США это открывало перспективы использования самолётов на обычных кораблях с целью обороны морских конвоев от атак с воздуха и размещения таких летательных аппаратов даже на подводных лодках.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Не последнюю роль в появлении перспективных аппаратов вертикального взлёта и посадки сыграла немецкая разработка времен Второй мировой войны от фирмы Focke-Wulf под обозначением Triebflügel (а также иные разработки). Его три крыла были смонтированы на вращающемся кольце, расположенном сразу за кабиной пилота. При взлете и посадке они функционировали подобно винтам вертолета, а в режиме горизонтального полета - как огромный пропеллер.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Благодаря тому, что Triebflügel садился на хвост, его можно считать отдельным подвидом самолёта вертикального взлёта и посадки, который в США стал именовался как «Tailsitter», что можно перевести на русский как «сидящий на хвосте» или «приземляющийся на хвост». Именно машиной этого класса и стала разработка компании Lockheed под обозначением XFV-1. Буква Х обозначала экспериментальный характер аппарата, F относила самолёт к классу истребителей, а буквой V помечалась продукция компании Lockheed в ВМС США.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

В 1953 году был построен первый экспериментальный самолёт Lockheed XFV-1. При стоянке новая машина имела вертикальное положение фюзеляжа обтекаемой формы и длину 11,23 метра. Самолёт опирался на четырехопорное, неубирающееся шасси с четырьмя амортизационными стойками и небольшими колесами, расположенными в обтекателях на концах Х-образного оперения. Само оперение было стреловидным, с аэродинамическими рулями и триммерами.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

На носу XFV-1 был установлен крупный обтекатель, за ним располагалась втулка соосных винтов. Они вращались навстречу друг другу и были связаны с двигателем при помощи набора валов и редуктора. Два трехлопастных винта диаметром 4,88 м фирмы Curtiss-Wright на взлете и посадке работали в качестве несущих, а в горизонтальном полете выполняли функции тянущих. Сразу отмечу, что вертикальные взлет и посадка на XFV-1 совершены не были, но об этом позже.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Далее, за винтами, находилось одноместное рабочее место лётчика с сильно выступающим фонарем кабины каплевидной формы. Такая конструкция была призвана улучшить обзор из новой машины. На рабочем месте имелся традиционный набор управления самолётом, состоявший из приборной доски, ручек управления аппаратом и двигателем, а также пара педалей. Для повышения удобства лётчика в вертикальном положении XFV-1, его кресло могло отклоняться примерно на 45° в сторону приборной доски.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Самолёт получил трапециевидное прямое крыло среднего расположения, которое отличалось отсутствием механизации. Это означало, что управление на всех режимах обеспечивалось аэродинамическими рулями, расположенными на Х-образном оперении. Размах крыла составлял 8,36 м, а площадь – 22,85 м.кв. . На концах крыла устанавливались цилиндрические контейнеры, оснащенные обтекателями. Их можно было использовать в качестве дополнительных бензобаков или для установки вооружения.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

На опытном образце какое-либо вооружение не устанавливалось. Но в будущем предполагалась использование от 2-х до 4-х 20-мм пушек и два блока с 40 неуправляемыми ракетами калибра 70 мм. Хотя это были лишь предварительные варианты, и окончательный набор вооружения мог меняться.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Что касается силовой установки, то за кабиной лётчика размещался турбовинтовой двигатель Allison XT40-A-14 мощностью 5100 л/c. Два воздухозаборника небольшой ширины находились на бортах фюзеляжа за винтами, а третий располагался на днище, на уровне кабины пилота. Отработанные газы выводились через сопло, которое размещалось в специальной выемке снизу, между Х-образным оперением и крылом.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Вес пустого самолёта XFV-1 составлял 5621 кг, максимальный взлетный – 7358. Исходя из вышеупомянутых характеристик, максимальная расчетная скорость равнялась 930 км/ч, крейсерская – 660. Практический потолок нового аппарата находился на уровне 13 км, использование винтов в качестве несущих позволяло получить скороподъёмность на уровне 55 м/с.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Истребитель XFV-1 начал проходить испытания в 1954 году, однако, в силу особенностей конструкции и вертикального положения, самостоятельное перемещение и маневрирование на аэродроме было невозможно. Для решения этой проблемы разработали специальную тележку с четырьмя колесами, которая обеспечивала изменение положения фюзеляжа из вертикального в горизонтальное и обратно. Для доступа пилота в кабину, её дополнили специальной лестницей.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Первоначальные испытания XFV-1 показали, что установленный двигатель даже при максимальной мощности не сможет поднять машину вертикально. Самолёт так и оставался на земле, перемещаясь в разные стороны под действием рулей. Стало очевидно, что дальнейшие испытания могут проходить только по стандартной схеме взлет-посадка, т.е. с пробегом по взлетно-посадочной полосе.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Тогда на XFV-1 установили дополнительные шасси. К фюзеляжу прикрепили V-образные трубчатые стойки с колесами большого диаметра, а на нижних хвостовых стабилизаторах смонтировали дополнительные стойки с небольшими колесами. Они давали возможность осуществлять взлет с разбегом и посадку с пробегом. Именно в таком виде перспективный истребитель и начал проходить лётные испытания.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

На испытаниях XFV-1 пилотировался лётчиком компании Lockheed Германом Сэмоном. После начала проверок, новый летательный аппарат получил прозвище по фамилии пилота, а именно «Сэмон», что в переводе на русский означает «Лосось», кстати, прозвище самого Германа было «Рыба».

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

В ходе тестовых полётов на XFV-1 было установлено следующее: при обычном разбеге самолёт поднимался в воздух при достижении скорости 220 км/ч, посадочная скорость составляла 130. Сваливаться в штопор машина начинала при 96 км/ч, однако после набора скорости выходила из него. Оперение необычной конструкции, отличавшееся большой площадью, значительно упрощало выход из штопора и обеспечивало хорошую устойчивость в полете.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Лётчик испытатель осуществлял переход между горизонтальным, вертикальным полетами и обратно. Он поднимался на достаточную высоту, после чего выводил двигатель на максимальные обороты и делал «свечку». Но из-за недостаточной мощности двигателя, XFV-1 не мог даже зависать в воздухе, самолет в вертикальном положении начинал снижаться с увеличивающейся скоростью. Плюс в таком положении обзор с рабочего места летчика сильно ухудшался.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

В итоге, экспериментальный истребитель Lockheed XFV-1 поднимался в воздух более 30 раз. Были собраны различные сведения, необходимые для дальнейшего совершенствования и развития проекта. Главным недостатком новой машины назывался слабый двигатель, который не позволял осуществлять вертикальный взлёт и посадку, что делало дальнейшие испытания бесполезными.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Компания Lockheed планировала постройку следующей модели XFV-2 с более мощным двигателем мощностью 7100 л.с. Однако до реализации силовой установки в металле дело не дошло, и новый проект не получил развития. В середине 1955 года было принято решение о прекращении работ по самолёту XFV-1 ввиду отсутствия реальных перспектив.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

За время работ по проекту Lockheed XFV-1 было построено два опытных образца. Один из них использовался в испытательных полетах, другой некомплектный вариант оставался в резерве на консервации в ангаре. В наши дни один из прототипов представлен на выставке в музее Sun 'n Fun во Флориде, другой находится на военно-воздушной базе в Los Alamitos в Калифорнии.

Lockheed XFV-1 «Salmon»: экспериментальный истребитель вертикального взлёта и посадки Xfv-1, Сввп, Турбовинтовой, Длиннопост, Vtol, Сидящий на хвосте, Самолет, Видео, Гифка

Спасибо за внимание.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Triebflügel

А вот интересно, если бы он был реализован, он смог бы взлетать вертикально и садиться? Тяги у ПВРД разве не больше?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Если бы такая конструкция была бы хоть сколько-то эффективна, её бы уже давно бы реализовали бы. Скорее всего движки бы сожрали бы все топливо еще до того, как крылья-лопасти набрали бы необходимое для взлета количество оборотов.
Автор поста оценил этот комментарий

Меня больше интересует прочность пропеллеров... не могу убедить себя, что все "ок" было бы...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку