Крейсер «Диана». Боевой путь

Крейсер «Диана». Боевой путь История, Россия, СССР, Война, Япония, Флот, Крейсер, Корабль, Длиннопост

Вскоре после ввода в строй Диана была переведена в Тихоокеанскую эскадру Балтийского флота. Отряд, в составе которого также были «Паллада», «Ретвизан» и 7 миноносцев, 17 октября 1902 года вышел из Кронштадта, направившись на Дальний Восток через Суэцкий канал. Путь продолжался несколько месяцев, и 24 апреля 1903 года «Диана» прибыла в Порт-Артур.


В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года «Диана» и «Паллада» были дежурными крейсерами на рейде Порт-Артура. Они же были первыми русскими кораблями, вступившими в войну, открыв огонь по внезапно атаковавшим эскадру японским миноносцам. Паллада получила тяжёлые повреждения от торпеды, выпущенной японскими эсминцами.


«Диана» участвовала и в знаменитом бою в Жёлтом море, где получила тяжёлые повреждения. Затем «Диана» предприняла попытку в одиночку прорваться во Владивосток, но после того, как стало понятно, что повреждения в пути не заделать и имеются проблемы с запасом угля, командир крейсера, князь Александр Александрович Ливен, принял решение идти в Сайгон. Это решение было вызвано двумя факторами:


1)согласно французской декларации о нейтралитете, корабль мог находиться там неограниченное время и вести полноценный ремонт;


2) «Диана», уходившая от боя на юг, могла идти всё время с экономичным ходом, не опасаясь столкновения с противником.


12 августа «Диана» прибыла в Сайгон, но поставить в док корабль сразу не получилось, французские власти тянули с решением. Япония смогла оказать давление на французские власти, и 21 августа корабль решили интернировать. Одновременно командир корабля получил приказ о разоружении из Петербурга. 29 августа на «Диане» спустили Андреевский флаг, и 16 сентября она встала в док на ремонт. Крейсер больше не мог участвовать в войне. Только через год, 11 октября 1905 года, «Диана» снова подняла Андреевский флаг, а 8 января 1906 года пришла в порт Либава.


В межвоенный период «Диана» была модернизирована — с корабля сняли малокалиберную артиллерию, показавшую свою неэффективность во время Русско-японской, и усилили главный калибр. По её итогам вооружение составило 10 152-мм и 20 75-мм орудий. Также был проведён капитальный ремонт машин, а котлы заменили на новые, системы Бельвиля-Доголенко.


Уже после начала Первой Мировой Войны, в мае-июне 1915 года «Диана» прошла последнюю крупную модернизацию — вместо старых 152-мм орудий она получила новые 130-мм орудия образца 1913 года. Была установлена система управления огнём.


17 июня 1916 года «Диана» вместе с броненосным крейсером «Громобой» и пятью эсминцами приняла участие в ночном бою у берегов Швеции. Их противниками были восемь немецких эсминцев, а затем — подводная лодка. Всего крейсер выпустил более двух сотен снарядов.


С июля по октябрь 1916 года «Диана» участвовала в обороне Рижского залива. 23 октября 1916 года «Диана» вернулась в Гельсингфорс (ныне — Хельсинки) для зимовки.


Последним походом «Дианы» стал знаменитый Ледовый поход Балтийского флота — спасение кораблей от захвата немецкими войсками.


После возвращения в Кронштадт с корабля сняли орудия и законсервировали. В 1922 году — разрезали на металл. Но на этом история кораблей типа «Диана» не закончилась. «Аврора» участвовала в обороне Ленинграда, а её орудия и моряки занимались артиллерийской поддержкой советских войск в 1941 году.