Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая

После окончания Первой мировой войны резко усилились противоречия между державами-победительницами. Взаимное недоверие и переплетение интересов на различных направлениях закономерно приводило к тому, что страны продолжали наращивать свои вооружения, а не разоружаться. Но экономические проблемы и политическое благоразумие временно взяли верх. В 1922 году было заключено Вашингтонское морское соглашение.

Договор резко ограничивал размеры линейных флотов основных его участников — Великобритании, США и Японии. Одни корабли подлежали списанию, другие — перестройке в авианосцы, а некоторые проекты просто «ложились на полку».

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Церемония подписания Вашингтонского морского соглашения, 6 февраля 1922 года

Нереализованные идеи Лондона

Великобритания в начале 1920-х годов разрабатывала целую серию проектов кораблей с мощной артиллерией. Первым появился проект U-4, предполагавший создание линкора водоизмещением 50000 тонн и 8-ю или 9-ю орудиями калибра 457 мм, размещёнными в стоящих линейно башнях. В октябре 1920 года его разделили на два: линкоры и линейные крейсеры.

Проекты линейных кораблей L2 и L3 представляли собой тяжеловооружённые тихоходные машины. Фактически, это были улучшенные и современные версии стоявших на вооружении Королевского флота типов Revenge и Queen Elizabeth. L2 имел водоизмещение более 52000 тонн, расчётную скорость в 25 узлов и нёс 457-мм орудия ГК. Второй проект, L3, отличался меньшим водоизмещением на 1000 тонн и нёс на одно орудие ГК больше. Однако от них пришлось отказаться в связи с постройкой в США и Японии линейных крейсеров с очень высокой скоростью. Впоследствии, когда нужда в классических линкорах вновь дала о себе знать, проекты L2 и L3 отчасти использовались, как основа для строительства кораблей типа King George V.

Проекты М2 и М3 представляли собой линкоры, три башни ГК которых были расположены в носу. Это позволяло первому проекту сэкономить 1540 тонн водоизмещения, а второму — 1770. Затем последовало изменение рулевого привода и снижение расчётной скорости до 23,5 узлов, что экономило 4420 и 5100 тонн соответственно каждому проекту. M3 виделся Адмиралтейству наиболее многообещающим, и его взяли в дальнейшую проработку под шифром N3.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Линкор типа Nelson был довольно близок по конструкции с проектами М2 и N3 (бывший М3)

Проект N3 предполагал корабль длиной в 249,9 м и водоизмещением 49300 тонн. Его особенностями были размещение орудий в носу и отнесение дымовой трубы максимально далеко к корме, чтобы дать как можно больший угол для ведения огня. Перспективные орудия должны были стрелять облегчёнными снарядами и обладать огромной боевой мощью. По расчетам, они должны были пробивать при угле наклона 0 градусов броню толщиной 935,3 мм, что даже больше, чем потом было у линкоров типа Yamato. Вспомогательный калибр насчитывал 16 152-мм орудий BL 6-inch Mk XXII. Зенитное вооружение планировалось из 6-ти 120-мм орудий QF Mk VIII и 4-х «пом-помов». Дополнительно должно было стоять 6 622-мм торпедных аппаратов. Бронирование предполагалось по схеме «всё или ничего».

Проект был почти завершён, но на стадии утверждения Адмиралтейством его пришлось аннулировать в соответствии с соглашением. Предполагалось построить 4 корабля. Они должны были получить имена в честь святых покровителей Англии, Ирландии, Уэльса и Шотландии. Впоследствии, однако, проект N3 получил вторую жизнь, превратившись, с некоторыми изменениями, в линкоры типа Nelson.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Проект линейного крейсера К2, 1920 год.

Параллельно шла проработка проектов линейных крейсеров, имеющих в своей основе теорию и опыт HMS Hood, а также технологические решения с трофейного немецкого линкора SMS Baden. Первые проекты, К2 и К3, несли 457-мм орудия ГК в 4-х спаренных или 3-х трёхорудийных башнях соответственно. Но большой размер и водоизмещение (от 52800 до 54000 тонн) ограничивали возможности их ремонта и обслуживания. Поэтому следующий проект, J3, «похудел» на 10000 тонн за счёт уменьшения брони и снижения калибра орудий до 381 мм. Ещё один проект, I3, предполагал размещение орудий в носу. Но из-за новых механизмов и брони он не сильно уступал K3 в водоизмещении.

Проект H3 развивал идеи I3, стремясь уменьшить главный недостаток — наличие 40-градусной слепой зоны обстрела в корме. H3a предлагал разместить две башни в носу, а надстройки убрать далеко в корму, что давало некоторый простор для ведения огня. H3b, в свою очередь, предлагал вариант с передним размещением двух башен, но одна из них была перед носовой надстройкой, а вторая — за ней. H3c, сохраняя такую же компоновку, отказывался от линейно-возвышенной схемы размещения башен, чем экономил 1270 тонн водоизмещения.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Проект G3 (бывший H3b), реконструированный по архивным чертежам

В конце концов для дальнейшей разработки был взят H3b с новым шифром — G3. Проект описывал корабль длиной 260,9 м и водоизмещением 49200 тонн, развивавший скорость в 32 узла. Бронирование выполнялось по схеме «всё или ничего».

Специально для G3 было разработано 406-мм орудие BL 16-inch Mark I, которое предполагалось устанавливать в трёх трёхорудийных башнях. В качестве боеприпаса выступали лёгкие снаряды, обладающие большой начальной скоростью. Прослеживается явное заимствование у немцев, в отличие от принятой до того момента в британском флоте концепции. Вспомогательное и зенитное вооружение соответствовало проекту линкора N3 — 16 152-мм орудий BL 6-inch Mk XXII, 6 120-мм орудий QF Mk VIII и 4 «пом-пома». А вот торпедных аппаратов стало меньше — только два 622-мм против шести на N3. Разместить их предполагалось прямо на платформе первой башни ГК.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

406-мм орудия BL 16-inch Mark I, разработанные для G3, впоследствии были использованы для вооружения линкоров типа Nelson. Линкор HMS Rodney, 1940 год

Воплощение проекта G3 в металл прошло дальше всех послевоенных планов Королевского флота. 24 октября 1921 года заказ на 4 корабля на правительственном тендере выиграли компании John Brown, Swan Hunter, William Beardmore и Fairfield — по одному линейному крейсеру для каждой. 3 ноября комиссия Адмиралтейства посетила верфи John Brown & Company. В течение последующих трёх недель велись работы над килевыми блоками и листами корпуса. 18 ноября, спустя неделю после начала деятельности Конференции в Вашингтоне, верфь приостановила работу. 21 февраля 1922 года, после подписания морского соглашения, завод получил распоряжение прекратить постройку.

Пока что невозможно сказать точно, успела ли фирма John Brown & Company заложить свой линейный крейсер. Существует неподтверждённая информация, что всё же закладка была произведена. Но даже если этого и не произошло, то всё равно корабли проекта G3 были серьёзным козырём в руках британской делегации на переговорах. Они в том числе позволили Лондону выторговать себе приемлемые условия в договоре.

Таким образом, большое количество британских проектов, включая совсем готовые, были свёрнуты благодаря положениям Вашингтонского морского соглашения. Каким был бы Королевский флот Великобритании, не случись в 1922 году Конференции? Каким был бы баланс сил на морях, контролируемых самым мощным и многочисленным флотом в мире? Этого к сожалению, теперь узнать невозможно. Но сравнить прекращённые проекты Великобритании с аналогичными в США и Японии вполне допустимо. Это и будет сделано в следующих публикациях.

Корабли, не пережившие «вашингтонский» договор. Часть первая Проект, Великобритания, Корабль, Договор, Военная техника, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей