Колокола

-- Батька! Зачем звонят колокола?

-- Они зовут...

-- Это как так?

-- Звон слышишь ушами, а зов душою, душа откликается на красоту.

-- Куды зовут то?

-- Куды колокол отольешь, туды и зовут: отольешь на пожар—туды и зовут, отольешь на молитву--туды и зовут....доброй молитве—добрый звон.

-- А тот что я отлил, куда зовет батька?

Отец ударил в колокол, и звук полетел над лугом близ литейной, сплелся с ветром в тугую косу, стеганул ею по разнотравию, и узким языком легла трава за горизонт.

-- В дальний путь сынок, в дальний путь...


***************************************************************


В 1049-м году, Ярослав Мудрый отправляет во Францию посольство во главе с боярином Гостомыслом. При посольском приказе в Париж направляется и Анна Ярославна—дочка великого князя, которой судьбой уготованно стать королевой Франции.

В три телеги загрузили дары для короля: меха да ожерелья из янтаря, новгородские бронебойные луки да тончайшей работы кольчуги...

Людей мастеровых, Гостомысл решил взять также: кузнецов да столяров-краснодеревщиков, резчиков по кости и колокольных дел мастеров, мол, пущай покажут на чужбине, что мы умеем, да и подучиться чему не помешает...

Путь выдался долгий, на многие месяца, местами опасный, а местами и в дрему вгоняющий.

Княжна Анна заскучала, и боярин заметил, что девушка частенько играет в «гляделки» с молодым колокольных дел мастером Василием...

«Этого еще мне не хватало»-подумал Гостомысл: «До Парижу еще ехать да ехать, недосуг мне невинность княжны до свадьбы стеречь, от парнишки избавиться надо, от греха подальше...»

Уж земли Бургундии проезжали, когда Гостомысл подозвал Василия, и сказал ему:

-- Василий, тебе выпала великая честь постоять за нашу святую веру, и не посрамить исссскуство литья русских колоколов...Слушай внимательно: полвека тому назад, в соседней с Францией Гишпанщине, лютовал владыка Кордовы Аль Мансур, его полчища явились в королевство Леон, и ограбили монастырь святого Иакова, где покоятся мощи апостола. По приказу Аль Мансура, басурмане сняли с часовен колокола, и велели христианским военнопленным пешком, на себе, тысячу верст нести колокола в Кордову, где их перевернули, и повесили заместо люстр в мечети. Там, аки в плену, в главной цитадели нехристей и по сей день томятся колокола святого Иакова...

-- Так что, боярин, колокола велишь от басурман вызволять? — спросил Василий...

-- Не по плечу тебе это, дубина! — осерчал Гостомысл, — умей слушать до конца: ступай в город святого Иакова, что в королевстве Леон в Гишпанщине, отлей для монастыря апостольского новые колокола, взамен украденных,....да отлей так, чтобы каждый заслушаться мог, чтобы душа запела от их перезвона. Ступай, и не посрами мастеров русских...

С этого момента, пути Василия и Анны Ярославны разошлись: княжна, с посольским приказом, поехала до Парижу, а Василий, один-одинешенек, пошел в гишпанские земли...

Когда парень добрался до града святого Иакова, то нашел его в большом запустении и в великой грусти. Все еще не отремонтирован апостольский монастырь после погрома Аль Мансура, все еще не висят колокола на часовнях, народ бродит по улицам сумрачный, неулыбчивый...

«Ой бяда, бяда, будто басурманин только вчера здесь гулял»--подумал Василий: «Видно к месту я тут, пора будить добрым колокольным звоном свет в поникших душах...»

Пока Василий шел по Гишпанщине, выучил немного слов на тамошнем наречии, и с этим невеликим богатством явился к епископу, и как умел, на пальцах, выразил желание отлить колокола для града святого Иакова.

Епископ, уж было собирался объявлять конкурс на литейщиков, но как только услышал, что Василий согласен работать за еду и ночлег, тут же дал согласие, мол, если получится паршиво, не особливо накладно будет переделать...

Первый колокол, Василий отлил для сбора на вечернюю молитву, назвал его «Санта Фе» (святая вера), и строго настрого запретил монахам крепить его к механизму, который колокол вращает, ибо звон -- есть взывание к душам, а значит живая рука должна звонить, а не бездушное вращение колеса с ручкой...

Второй колокол, мастер назвал «Эсперанца» (надежда)—набатный, тут уж пришлось пойти местным на уступки, ведь как говорят: «со своим уставом в чужой монастырь не лезь»...., так пущай вращают «Эсперанцу» своими машинами, дабы не сильно ворчали, мол: "чужак пришел незнамо откуда, да еще со своими правилами."

Правда, звук случился таким, как если бы к хвосту кота, размером с кита, привязали связку медных котлов, и дали пендаль киту(пардон, коту).........................пуффф...силы небесные! Уберегите меня от этого страшного звука, сбивающего с толку и стук сердешный, и мысли глубокие...............благо набат звонить приходится не часто....

Третий колокол, Василий назвал «Амор» (любовь), для воскресной службы и святых праздников, к нему в придаток и малый колокол—«Сонриса» (улыбка). Звонить, мастер велел лишь вручную, чередуя «Любовь» и «улыбку», и вместе они звучали в унисон двойному ритму сердец...

Чертвертый колокол, мастер назвал по русски, и никому не сказал, что означает его название, наказал лишь ударить в него только тогда, когда вернутся в град святого Иакова родные колокола из кордовского плена, и займут свои законные места...

Частенько в те месяцы можно было увидеть мастера Василия, сидящим на часовне под четвертым колоколом, и смотрящим с тоскою в сторону родного края...

Когда случился очередной набег басурман, Василий, защищая стены города, был застрелен из пращи, и последние его слова случились такими: « Эх, гудит набат, то ли кот в котлы звонит, то ли кит котом гремит...»

Прошло 180 лет. В 1236 году, когда к Руси уже приближались полчища Батыя, кастильский король Фердинанд Третий, ныне святой, покоряет басурманскую Кордову, входит в великую мечеть, освещает ее, превращая в собор.

Фердинанд видит, висящие в качестве люстр перевернутые колокола, велит их снять, и вот уже мусульманские военнопленные, пешком, на себе, тысячу верст, несут колокола святого Иакова обратно, в апостольский град.

Когда колокола уже подносили к Сантьяго де Компостелла(град святого Иакова), впервые ударили в четвертый колокол Василия. На звон, к часовне прибежала дюжина чужеземцев, светлоглазых, бородатых, в кафтанах с меховыми отворотами, назвались новгородскими купцами, и стали допытываться у монахов, что за колокол звонит?

Монахи показали, а заодно и спросили у новгородцев: «..не знаете ли, люди добрые, что написано на колоколе?»

«Как не знать..»--ответили купцы: « написано---ПОРА ДОМОЙ».


Примечание: и по сей день, в Испании, колокола вращаются с помощью колес и шестерней, а последние десятилетия, эта ацкая кокофония заводится с помощью электродвигателя.

Путь паломников в Сантьяго де Компостелла(город апостола Иакова)--третий по важности у католиков, после пути на Святую землю и в Ватикан.

Про Аль Мансура, Фердинанда, возвращение колоколов в Сантьяго де Компостелла, и про люстры в кордовской мечети -- правда. Василия пришлось изобрести)

Баяны

253K поста14.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.