1555
Серия Техническое обследование домов

Когда строительный контроль уже не нужен...

Привет, дорогие подписчики и все интересующиеся темой загородного домостроения. Меня зовут Илья, я инженер строительного контроля и специалист по техническому обследованию зданий и сооружений. Много лет пишу здесь о своей работе.

Недавно написал большой пост про очередной трэш и ужос в газобетонном доме, но с удивлением обнаружил его исчезновение - пост не опубликовался и пропал из черновиков. Надеюсь, наберусь вдохновения восстановить его по памяти, но сегодня речь пойдёт немного о другом. А именно, про случаи строительного контроля, когда проект не удавалось вытянуть вообще. Да, бывает и такое. Усаживайтесь поудобнее, а я начну рассказ про чудесный мир строительных норм и повсеместного забивания на них.

Для начала, дорогие мои любители загородного домостроения, давайте я проведу небольшой ликбез по процессу строительства загородного дома. Потому что, как выяснилось, многие мои подписчики умудряются въехать в стройку не понимая основных принципов строительства.

Если кратко, то для проведения строительного контроля мы, до начала строительства, должны ответить на четыре вопроса: "Кто?", "Из чего?", "Что?" и "Как?" И зафиксировать эти ответы на бумаге в виде договора и проекта.

Кто строит?

Тут понятно, что речь идёт о подрядчике. Он должен иметь достаточный уровень квалификации, чтобы не запороть материал и достаточную чистоту репутации, чтобы не исчезнуть с вашими денежками.

Из чего строит?

Используемый материал должен соответствовать технологии строительства, отступления от норм, которые часто делаются подрядчиками в угоду экономии трёх копеек в свою пользу или заказчиками от безысходности, могут привести к печальным последствиям, вплоть до разрушения здания в короткие сроки.

Что строит?

На этот вопрос отвечает проект объекта строительства, который обязательно должен включать в себя конструктивное решение. То есть, схему сборки дома для непосредственных исполнителей - строительной бригады.

Как строит?

Строительство - это точная дисциплина, являющаяся синтезом математики, геометрии, физики и химии. В наше время она очень хорошо документирована. И если мы выбрали технологию, то должны придерживаться её норм и инструкций. Таким образом, ответ на вопрос "как строить?" складывается из используемых материалов и применяемой технологии.

Казалось бы, это база. Но, как ни странно, люди:

• регулярно отдают предоплаты в компании-однодневки с арестованными счетами, состоящие из одного человека, нанимающего мигрантов без образования для имитации строительства дома;

• подписывают сметы где явно указан несоответствующий технологии материал;

• начинают строительство по рисунку на листочке в клеточку или по картинке из интернета;

• не контролируют происходящее на стройплощадке...

...и после обращаются за стройконтролем. Глубина погружения заказчиков в проблемы бывает разной. Иногда человек уже на начальном этапе понимает, что что-то пошло не так. А иногда запрос приходит такой - мне построили дом, не можешь ли ты его принять?

Я обычно задаю вопрос - а что вы хотите? Какова цель наших изысканий? Расстроиться? Какие наши действия будут в случае, если всё построено не так? Мы разберём дом и будем его переделывать? Мы не заплатим деньги подрядчику? Мы не подпишем акт сдачи-приёмки?

Часто отвечают - ну, хотя бы мы будем знать, что у нас не так.

Ок. Приезжаешь принимать, а там, например, кратность воздухообмена 8,51 из 4 допустимых. Это значит, что воздух в помещении через нерегулируемые отверстия обновляется 8,5 раз в час. То есть, зимой тепло выдует из дома восемь с половиной раз.

Из стыка пола со стеной приток со скоростью 3,41 м/с при максимуме нормы 0,3 м/с.

Выясняется, что пароизоляция непроклеена. Приходит прораб и говорит: "Нет, она проклеена. Давайте вскроем полы, снимем отделку. Вы сами всё увидите!"

Ок, давайте. И после вскрытия обнаруживается что-то типа этого:

Или же, заглядываешь под дом, а там вот так установлены противомышиные сетки и черновые полы через 40 см.

Или заглядываешь под дом, а там нет ветрозащиты и минвата вот так красиво насыпана на противомышиные сетки.

Или, смотришь на пароизоляцию скатов кровли, а она выполнена вот так и подшита гнилыми досками от старых поддонов.

Или же, заходишь в газобетонный дом, а у него все стены пошли такими трещинами.

Ну, про любимую мною классику, когда газобетонная кладка раскалывается из-за осыпавшейся после зимы незаглублённой фундаментной ленты говорить не буду, тут заказчик и сам видит, что домику пришёл пушистый зверёк и вызывает стройконтроль скорее для рекомендаций по замедлению обрушения конструкции.

Все эти дефекты по ГОСТовской градации называются "неустранимыми". Не потому, что их невозможно устранить. А потому, что рентабельность этой затеи минусовая. То есть, дом уже построен так, что его невозможно эксплуатировать, а ремонт слишком дорог, чтобы его делать.

Можно ли было предотвратить эти дефекты? Можно. Если бы контроль вёлся поэтапно, как и положено в строительстве. И начинать его нужно с аудита подрядчика и строительной документации. Потому, что если ваш подрядчик имеет несколько арбитражей и исков по линии защиты прав потребителей, вероятность, что следующим истцом будете вы очень велика.

А если у вас нет проекта, то инженер строительного контроля не сможет принять конструкцию, т.к. изначально неизвестно, как она должна быть построена.

А веду я к тому, что если вы решили экономить на всём и строите без проекта с неизвестной бригадой, то траты на строительный контроль вам точно не нужны. Потому, что инженер стройконтроля не волшебник, который наводит порядок одним своим появлением на объекте. Это человек, который систематически контролирует соблюдение строительных норм на всех этапах проекта. На этапе договора, который должен быть составлен так, чтобы подрядчик не уклонился от соблюдения норм и гарантийной ответственности. На этапе разработки проекта, который должен учитывать требования местности, используемых материалов и квалификацию исполнителей. В процессе строительства, где выполнение каждого этапа согласуется перед началом работ и проверяется после.

В этом случае финальная приёмка будет приятной прогулкой по объекту, где мы поэтапно приняли всё - фундамент, коробку, кровлю, тёплый контур, коммуникации и нам осталось только принять отделку и отметить новоселье.