Кен Кизи "Над кукушкиным гнездом"

Когда-то я уже пыталась публиковать рецензии, но мой восторженный и, на тот момент, малокритичный мозг игнорировал множество косяков, отчего я проваливала пост по всем фронтам:D
Сегодня мне бы хотелось поделиться своим, пока что, самым крупным обзором. Просьба сильно не кидаться тапками, я очень старалась сделать все по уму.

Парочка моментов:
1. Я читала книгу в переводе Голышева, так что, если фамилии будут отличаться от привычных вам, поймите и простите.
2. Пост будет содержать спойлеры. Я не хочу и не буду сливать весь сюжет, лишь опишу пару моментов, которые мне так или иначе запали в душу. Но, да, для кого-то это все равно спойлеры, и, возможно, жёсткие. Договоримся сразу: спойлеры будут обозначаться так: ‼️ спойлер ахтунг какой тяжелый ‼️; ❗️спойлер, который можно читать❗️. Договорились? Тогда поехали.

Кеннет Элтон Кизи пришёл к написанию романа во время работы ночным санитаром в психиатрической больнице. Суровый период с 1959 по 1961, кислотные вечеринки, работа с психически нездоровыми людьми - все это в сумме подарило нам прекрасный роман, который и по сей день вызывает смешенные чувства. Ещё в год выпуска читатели разбились на два лагеря. Одни книгу боготворили, а другие считали аморальной и расистской. В 1970-е-2000-е годы роман даже был запрещен в 12-ти школьных округах США. Один раз мотивировка была следующей: "учителя должны выбирать для школьников лучшие книги, а они вновь предлагают детям читать мусор". Короче, книга нам попалась вкусная.

О сюжете, персонажах и всяком любопытном.

Книга написана от лица одного из персонажей - индейца Бромдена, по прозвищу Вождь, который находится в лечебнице долгие годы. Он прошёл путь от буйного или" острого" пациента к" хронику", который боится даже собственной тени. Вождь много лет прикидывается глухонемым, благодаря чему знает куда больше, чем должен.

Вождь, как и остальные пациенты, живут в постоянном страхе перед старшей сестрой. Эта дама умудряется все отделение, включая врачей, держать в ежовых рукавицах. И это продолжалось бы вечно, если бы не появился новый пациент - Рэндл Патрик Макмерфи - которому не нравится условленный порядок. Получится ли у него перекроить отделение, перевоспитать других больных, свергнуть диктатуру старшей сестры и остаться невредимым - читайте сами.

Что довольно быстро бросилось мне в глаза, так это причудливое сплетение утопии и антиутопии. Восприятие мира мисс Гнусен, то бишь старшей сестры, глазами Вождя (ух, как завернула) - это её личная утопия. Идеальная система, где всё на своих местах. И читать эти рассуждения, чего греха таить, довольно интересно. Комбинат пугает. ❗️Меня очень потряс отрывок, в котором индеец описывал работу комбината. Его безжалостность, избирательность и изобретательность. Вот она, диктатура во всей своей красе. Меня столь потряс образ, рассказанный Бромденом, что даже кошмарный сон ночью явился именно таким, как я себе представляла Комбинат. Признаюсь, меня впервые действительно напугал такой образ тоталитаризма. Смерть ничего не значащего персонажа, и внутренности (и речь не о кишках и мозгах) выпавшие из него, могут у некоторых вызвать резкое переосмысление жизни, имейте это в виду. ❗️Больше комбината на нервы действует, наверное, только старшая сестра. Кизи показал нам человека, который буквально живёт своей работой. В мисс Гнусен вроде и нет ничего пугающего: хорошенькая женщина, педантичная и исполнительная натура, но её боятся как огня и пациенты, и подчинённые, и врачи. ❗️Особенно хорошо это видно на собрании, посвящённому решению отправить Макмерфи в буйное отделение. Все студенты и врачи пытаются найти решение, которое понравится старшей сестре. Они буквально смотрят ей в рот, переворачивает ситуацию с ног на голову, лишь бы мисс Гнусен была довольна. Их не волнует пациент и его поведение, важно лишь её одобрение. ❗️Вообще, я человек с довольно высокой эмпатией. Так что все то, что чувствовал Вождь, я почувствовала сполна. В том числе и в отношении "ангела милосердия", как её иронично прозвал пациент Дейл Хардинг.

Раз уж я начала говорить о персонажах, то просто грех пройти мимо Макмерфи, и на нем, пожалуй, и затормозим, не могу же я вас совсем без интриги оставить.

Итак, Макмерфи. С первых дней нахождения в клинике он просекает, что там творится что-то неладное и заключает пари, что выведет ненависную мисс Гнусен из себя, не загремев при этом в буйное отделение. И наблюдать за его действиями - сплошное удовольствие. Даже когда сестра назначает его на уборку туалетов, он продолжает отрываться по полной, поясничать и всячески её бесить. Позволю себе поделиться с вами моментом, идеально отражающим их противостояние: "Она приставала к нему из-за уборной, применяя все тот же терпеливый, медленный, ужасный нажим, который применяла ко всем, а он стоял перед ней, как мальчик во время нагоняя, повесив голову, носком одного ботинка наступив на носок другого, говорил: "Я стараюсь, стараюсь, сестра, но, похоже, директор какальника из меня не получится".

Что меня несказанно порадовало, Кизи прямо говорит о том, почему Рэндл так не похож ни на одного из всех персонажей. "Он это он, вот в чем дело. Может быть тем и силен, что всегда остаётся собой". В этом вся его прелесть, его индивидуальность, в этом харизма. Поэтому за него так держатся больные и ненавидит старшая сестра. ‼️Что особенно радует, персонаж Макмерфи развивается и меняется. Когда Мак понимает, почему все больные так за него держатся и узнает, что из клиники он может и вовсе не выйти, в корне меняет свое поведение. Он разочаровывается в других пациентах и прямо им об этом говорит. Его бесит, что они по доброй воли лежат в этом страшном месте, что он стал для них нянькой, оберегающей и получающей все тычки. Конечно, потом он снова встаёт на их защиту направляет их на путь личности. Чем ближе к концу книги, тем чаще Вождь замечает, что Мак сломлен. Все чаще мы читаем о том, что только ради остальных больных Рэндл раз за разом бросается на амбразуру, продолжает держаться только ради них.‼️

Развитие остальных персонажей тоже не может не радовать. С помощью Макмерфи, конечно, они понимают, что тоже могут быть собой. Хардинг, кстати очень симпатичный мне персонаж, говорит: "Никогда не думал, что душевная болезнь придаёт субъекту некое могущество - могущество! Подумать только: неужели чем безумнее человек, тем он может быть могущественнее? Пример - Гитлер. И красота нас с ума сводит. Есть над чем задуматься". Вот они, первые шаги к принятию себя, к самоиронии и способности смеяться над всем и сразу.

"Может быть, он не понимал, почему мы ещё не хотим смеяться, но понимал, что по настоящему сильным до тех пор не будешь, пока не научишься видеть во всём смешную сторону", - пожалуй, это и есть философия Кизи. Именно через Макмерфи автор раскрывает темы лидерства, рассуждает о внутренней силе и её проявлениях, да и ещё о множестве проблем, которые вы уже сами найдёте). Но все же главный вопрос, который остаётся после прочтения, заключается в том, а кто ж собственно тут сумасшедший? Больные или здоровые? ❗️Я с ужасом читала про младшую сестру, которая металлической щеткой сдирала с себя родимое пятно, не переставая молиться Богородице. Она искренне считала, что это пятно - скверна, прилипшая к ней от пациентов. Каждую ночь она сдирала со своего тела огромный пласт кожи, надеясь на то, что пятно исчезнет. Не меньше эмоций вызвала сцена, в которой мать тридцатилетнего пациента с сохранным интеллектом на его слова о желании получения образования и поиска работы убеждала его в том, что этот мужчина - ещё ребёнок, он ещё совсем молод и все в своей жизни успеет, на что задавленный гиперопекой парень тихо вздыхал, не решаясь спорить с матушкой и отказываясь от всяких амбиций.❗️Садисты санитары, деспотичная сестра, ублюдки на улицах - они ли нормальные и здоровые? Вот о чем читатель должен задуматься.

О плюсах и минусах.

Сначала о хорошем. Автор потрясно раскрыл основную идею, написав действительно мощный роман. Сюжет достаточно динамичен, персонажи развиваются и меняются, а не торчат истуканчиками на протяжении всей книги. Есть классные повороты, интересные решения, сюжет не является банальным описанием жизни борца за справедливость. Язык персонажей живой, что не может не радовать. Книга читается легко, и, главное - она понятна, не вызывая вопросов в духе "ну и что за дичь?".

Теперь минусы. Увы, даже у прекрасных произведений они есть. И, лично для меня, главный минус - это недостаточное раскрытие персонажей. Все, кроме Макмерфи, мисс Гнусен и иногда Вождя, раскрыты недостаточно. Кизи сделал упор на идею, и за это его можно простить. Но пусть бы роман был толще на 50-100 страниц, если бы нам показали причины нахождения в клинике части персонажей, их прошлую жизнь, раскрыли их мотивацию - тогда бы книга вызывала ещё больше эмоций. Но это субъектившина, для кого-то отсутствие таких подробностей напротив весомый плюс.

И да, второй минус. Я присоединюсь к мнению большинства и скажу, что в книге "чёрное" и "белое" разделены слишком радикально. Если бы нам раскрыли светлые стороны сестры и показали не в идеальном свете пациентов - было бы круче, имхо.

Ну и пара слов об экранизации.

Хотела бы я сказать, что кино мне понравилось... Фильм неплох, но имхо это 3 из 5 максимум. Я, хоть убейте, не понимаю, зачем киношники меняют хронологию событий и вычёркивают ключевые моменты. Почему нельзя убрать какие-то мелочи и оставить ход таким же? Честно сказать, если бы я не читала книгу, я бы вообще не поняла, что происходит на экране.

Как вы помните, книга написана от первого лица. Для меня загадка, почему Вождя сдвинули на третий план и сняли "со стороны". Без его внутренних монологов события выглядят совершенно непонятно и происходящее напоминает лёгкую шизу наркомана. Да-да, это психиатрической лечебница, но! У Кизи основной целью этой книги является донесение до читателей мысли о "нормальности" психов. И в книге эти люди показаны не с точки зрения болезни, а как самые обычные, но не вписывающиеся в Комбинат люди. Даже шизофренический бред Мартини в моем восприятии был скорее некой фишкой, чем бредом, благодаря подаче этого бреда в совокупности с позицией автора.

Ладно. Плюсы тоже есть. Актёры, игравшие Мака и сестру, молодцы. Сыграно прекрасно, образы получились, Оскары получили не зря. Декорации, операторская работа меня тоже более чем устроили. Как и в случае с львиной долей экранизаций, придирки именно к искажению сути.

Подведём итоги.

Я очень рекомендую книгу. Потрясающая вещь. А вот фильм уже на ваше усмотрение, но мне он не ахти как понравился.

Не нужно данный пост воспринимать как истину в последней инстанции. И, да, если будет конструктивная критика и советы от бывалых писателей - буду весьма признательна:)

Другие обзоры, мини-рецензии и просто отзывы, размышления о жизни и умные (и не очень) мысли и офигенные истории из жизни в телеграмм: t.me/DiaryOfARaccoon