КАЗ-608. Рожки без ножек.

Помню, было начало лета 2016-го года. Как обычно, я читал несколько моих любимых источников по истории нашего автопрома. И тут наткнулся на занимательнейшую находку:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Казалось бы, чего такого? Кабина какого-то старого грузовика. Может МАЗа, может КамАЗа... Да вот нет, дорогой читатель. Кабина эта от ныне вымершей "Колхиды" первого поколения. Ни одного автомобиля не уцелело при небольшом числе выпущенных машин.

Бело-желтая цветографическая схема "Аэрофлота" может поведать нам о прошлом этой машины в роли топливозаправщика, перронного автобуса или автолифта.

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Так почему же их вообще не сохранилось, спросите вы? И на этот вопрос есть однозначный ответ. Качество. "Колхида" стала героем многих анекдотов. К примеру:


"Колхида", груженая кирпичом, безуспешно пытается въехать в гору, на что увидевшие это грузины сказали: "Мы автомобиль делали чай с гор возить, а вы в гору, да кирпич".


"Страшнее волка или рыси лишь автомобиль из Кутаиси!"


И шутка ЗИЛовцев, поскольку 608-ая базировалась на агрегатах ЗИЛ-130 "Если двигатель получался настолько плох что его стыдно было отправлять в запчасти - его отправляли в Кутаиси".

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но это еще что. До нас доходят истории, что АТП принимали к себе автопарк Колхиды с гримасой ужаса и отчаяния. У грузовиков очень быстро "плыла" геометрия кузова, отваливались элементы отделки, ломались те или иные узлы. Поэтому находчивые граждане избавлялись от "Колхид" как могли. Сжигали в основном. А что? Коротнула электрика. Мы-то что? Все претензии заводу-изготовителю! Невозможно было работать на этих повозках. Менее находчивые водители и автотранспортные предприятия лишь со скрежетом зубов материли неугодную железяку и пытались на ней работать.


Удивительно, но пара Колхид проработала (а точнее, простояла) то ли до 2012, то ли до 2014 года в 5-ом питерском автобусном парке. Фото датировано 2009-ым годом:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Если присмотреться к фото, то на заднем плане можно увидеть, похоже, третью Колхиду.
А вторая дожившая Колхида выглядела как-то так:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но в 2012-2014 ей резко поплохело:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Последняя каноничная Колхида ушла в чермет. Но с другой стороны машины пятого питерского давно хотели умереть. В случае с Колхидой, вероятно, они хотели умереть с того момента, как сошли с конвейера. Кхм, вернемся к повествованию. Узнав об этом, все сообщество неравнодушных к советской техникой взгрустнуло. Пока первые усиленно жалели, вторые искали виноватых, а третьи порицали каждого встречного, мол, чего ж не выкупили, раз знали, четвертые все же не теряли надежды, что где-то осталась еще хотя бы одна Колхида. Ну не могли же они все сгинуть!  

И действительно. Ребята из музея автостарины Якутска таки нашли кабину 608-ой Колхиды. Машина работала в якутском аэропорту. При каких обстоятельствах была приобретена кабина — история умалчивает. Но мы обязательно свяжемся с владельцами и узнаем, откуда эта "голова".

Читая тематические форумы, я узнал, что директор музея хочет восстановить автомобиль. Хотя в данном случае это будет скорее реплика на шасси ЗИЛ-130Д1. Владелец будет воссоздавать либо тягач вкупе с полуприцепом АППА-4:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост
КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Либо топливозаправщик ТЗ-2-608:

КАЗ-608. Рожки без ножек. Авто, СССР, История, Каз, Колхида, Грузия, Находка, Якутия, Длиннопост

Но как я понял, реставрация начнется нескоро. В очереди на реставрацию стоит несколько легковых автомобилей. Думаю, что начало работ по этой машине мы увидим не ранее, чем через год.



А на этом у меня все. Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь, вам было интересно!



При написании статьи я использовал следующие источники:


1. Группа "Автомобили СССР" vk.com/cars_from_ussr


2. Фототрак. Карточку раз: fototruck.ru/photo/3862 и два: fototruck.ru/photo/68237



P.S. На Пикабу я зарегистрировался только сегодня, основную деятельность я все же веду ВК тут: vk.com/cars_from_ussr Лонгриды мы не пишем, лишь краткие очерки. Если интересуетесь историей нашего автопрома — можете зайти, почитать. Узнаете много нового и главное, без купюр!

Автомобили из СССР

147 постов1.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются:
• Грамотная речь, спокойствие, адекватность

• В случае, если делаете какие-либо спорные утверждения -- старайтесь ссылаться на источник.
• Помните о старой мудрости: "Всё, что я знаю, так это то, что я ничего не знаю". Не делайте безосновательных утверждений и проверяйте информацию.

• Вы можете присылать свои фото к публикации в разделе "Предложить новость", но не надо оффтопить ими в комментариях)


Не приветствуются:

• Нецензурная брань

• Безосновательные хамство или агрессия

• Употребление специфических сленгов

• Бессмысленные, бесполезные комментарии

• Спор без аргументов

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
19
Автор поста оценил этот комментарий

Это не первое поколение, первое были КАЗ-606.

Зато у 608В были просто огромные, по 70м годам, кабины. И если поменять редуктор на "ЗИЛовский", то она неплохо работала.

Загадка:

С горы 80, в гору 100. Что это?

Ответ: температура у Колхиды.

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Я имел в виду первое поколение 608. Так как следствием его модернизации стал 608В. Про 606 вы верно подметили, но в глобальном смысле. Стоило мне уточнить это.
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, у 606-й стоял двигатель рядная шестёрка (тоже Зиловская, от ЗиЛ-164), и рычаг скоростей торчал из пола. А у 608-й уже был V8 (ЗиЛ-130) и короткий рычаг «подмышкой», который надо было снимать, чтобы поднять кабину ( и у которого постоянно ломался кронштейн).

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку