Канон, механика и упрямые ямщики

Это вторая статья дневника разработки настольной игры «Коломна: купцы и торговцы», первую часть можно найти в моём профиле

В этой статье я расскажу о самом начале процесса разработки своей настольной игры. Идея пришла легко и сама собой, сразу определив сеттинг и лор игры.

Setting — время и место, в которых происходит действие книги, фильма, пьесы и т. д., а в нашем случае — настольной игры.
Lore — знания, совокупность основной информации о мире (отсюда слово «фольклор»), чаще всего термин употребляется в отношении художественных произведений (наряду с «канон»)

Канон, механика и упрямые ямщики Настольные игры, Разработка, Gamedev, Инди игра, Стратегия, Коломна, Экономическая стратегия, Творчество, Длиннопост

Бабий рынок. Сейчас на этом месте сквер им. Зайцева. На заднем плане — Спасский монастырь, сейчас вместо него авторынок. Фото нач. XX в.

Про сеттинг я уже писал это купечество в Коломне XVIII—XIX веков. А лор – это антураж. И к этому вопросу я подошёл достаточно серьёзно. Так как игра основана на реальной эпохе, мне хотелось внести в неё максимум событий и деталей, характерных тому времени. И начал я с изучения того, что вообще производилось и продавалось в Коломне тех времён. Например, помимо того, что будет представлено в игре, в городе было 15 кожевенных заводов, 4 кафельных (кафленых), 9 горшечных, 27 кирпичных, 11 солодовенных фабрик. К середине XIX века в Коломне было 2 магазина и 337 лавок, 3 трактира, 9 харчевен, 35 постоялых дворов и 10 гостиниц. Как нетрудно заметить, Коломна славилась разнообразием производимых и продаваемых продуктов. И мне очень хотелось внести в игру максимум этого разнообразия. Ещё на этапе расчётов я понял, что настольная игра просто не вместит в себя ни такого количества предприятий, ни подобного разнообразия. В итоге в актуальном на сегодня варианте игры я оставил лишь 6 разновидностей лавок, 6 фабрик, магазины, трактиры, харчевни, постоялые дворы и гостиницы, 4 вида сельских хозяйств и 4 вида ремесленников.

Далее, не менее сложной задачей был расчёт экономики. Я взял за основу товары, которые производилось на фабриках, их количество и цены. Единицы измерения я тоже ввёл согласно выбранной эпохе.

Вот для примера средние цены в 1754—1788 гг:
сукно — 8 коп./аршин
шёлк — от 80 коп. до 13 руб./аршин
бумага хлопчатая — 8 руб./пуд
хлебное вино (Полугар) — 8 руб./ведро
хлеб — 2 коп./буханка (фунт); 72 коп./пуд
сало — 40 коп./пуд (свиной окорок)
пастила — 1,5 руб./кг; 70 коп./фунт
овощи — 3 коп./пуд
фрукты — 5 коп./пуд

Перелопатив гору информации, я в очередной раз понял, что жизнь гораздо сложнее настольной игры (неужели?). И в период правления Екатерины II инфляция зашкаливала даже больше чем сейчас. Менялись деньги, и за 162 года, которые охватывает игровой процесс, многое менялось, а мне нужно было всё это как-то систематизировать и стандартизировать. Я решил сильно упростить производство и ликвидность товаров. В изначальной идее я хотел сделать товары равные одной единице измерения, т. е. если винокуренный завод производит 120 вёдер хлебного вина за одну заправку котлов (да, это реальные цифры при 10 казанах (винокуренных котлах) ёмкостью в 12 вёдер каждый), то игрок получает 120 фишек по 1 ведру вина за каждый ход (или другой игровой интервал). Это уже слишком много, а ведь суконная фабрика, например, выпускала до 21 600 аршин сукна и до 12 000 аршин каразеи в год. Количество жетонов с товарами сразу навевает воспоминания о золотой антилопе и хочется сказать: «Довольно! Хватит!». Кроме того, посчитать общий баланс при таких цифрах и таком разнообразии становится просто нереально.

Я решил, что товар будет производиться пачками, по несколько единиц в одной фишке, при этом фишки любого товара будут стоить примерно одинаково.

Суконная фабрика производит 5 фишек по 200 аршин сукна за ход общей стоимостью 100 рублей.
Завод пастилы — 4 фишки по 35 фунтов пастилы за ход общей стоимостью 100 рублей.
Пекарня — 5 фишек по 30 пудов хлеба за ход общей стоимостью 115 рублей и т.д.
То есть получилось, что выработка каждого производства в рублях примерно одинаковая, так я сохранил между ними баланс, аршины и фунты не играют особой роли и существуют для поддержания лора. А вот баланс цен я постарался сохранить. Если в реальности на 1 рубль можно было купить 12,5 аршин сукна или 1,4 фунта пастилы или 1/8 ведра вина, то у меня на тот же 1 рубль можно купить 10 аршин сукна или 1,4 фунта пастилы, или 1/5 ведра вина. Как видите, погрешность минимальна, а учитывая, что цены за 162 года сильно менялись и все найденные мной значения усреднены, я считаю, что это отличный результат, который хорошо отражает реалии тех лет и поддерживает общий антураж.

Кроме производства товаров, которые придётся продавать для получения денег, в игре будут объекты, которые сразу генерируют денежный доход. К таким объектам относятся торговые лавки и заведения для путешественников — трактиры, гостиницы и т.д. Тут всё просто: есть заведение — есть доход в рублях.

А для реализации продукции я продумал отдельные механики, ведь нельзя просто так взять и обменять товар на деньги. Как и в реальности, чтобы что-то продать, должны сложиться некоторые условия: спрос, логистика, случай. Спрос в игре определяется другими предприятиями, построенными на игровом поле; например, винокурня поставляет часть своей продукции в трактиры, а урожаи садов весьма востребованы фабриками пастилы. И чем больше на поле трактиров, тем больше вина вы сможете продавать каждый ход. Некоторые товары востребованы на государственном уровне — сукно пригодится в армии, а ту же пастилу охотно приобретают ко двору.

Кроме производственных цепочек, я реализовал продажу товаров через отправку обозов, ведь торговля велась не только в самой Коломне, но и далеко за её пределами. Отправка обозов и количество товаров, которые обоз может вместить, определяются случаем, потому что не каждый день можно отправить товары в другой город, да ещё и с этими ямщиками всегда какие-то проблемы.

На этом я, пожалуй, закончу вторую статью, посвящённую лору игры, балансу и некоторым механикам, а об остальном расскажу позже.

Настольные игры

3.1K постов11K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основное и единственное правило для постов: здесь обсуждаются только хардовые настолки, компоненты которых можно пощупать руками. Никаких компьютерных, планшетных, и прочих электронных игр.