Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Какой учебник по экономике нужен России?

Секретарь совета безопасности России Николай Патрушев год назад (28 апреля 2022 года) заявил, обсуждая идею создания двухконтурной валютно-финансовой системы в РФ, что она противоречит западным учебникам по экономике, но не идет вразрез с экономической теорией. Но он так и не указал, в каком учебнике описана эта самая теория. С тех пор прошел год, а воз и ныне там – никто не назвал такой учебник. И это не случайно – его еще нет. Надо написать.

В российском обществе сейчас идет борьба против искажения истории страны и разрушения традиционных культурных, религиозных и нравственных ценностей. При этом остается незамеченным, что искажения имеются также в сфере социологии и экономической теории, хотя уже ясно, что с гуманитарными науками происходит что-то неладное. Поэтому и появились претензии у Николая Патрушева к западным учебникам.

Современные учебники основаны на псевдолиберальной идеологии

Претензии полностью обоснованы, так как в настоящее время экономические теории, которые приняты научным сообществом, как на Западе, так и в России, соответствуют идеологии псевдолиберализма (неолиберализма, рыночного фундаментализма и т. д.), которая не соответствует науке. В частности, американский экономист и нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в статье «Конец неолиберализма и возрождение истории», опубликованной еще в 2019 году, назвал неолиберализм «великим обманом». А Евгений Примаков называл неолиберализм псевдолиберализмом – подделкой под либерализм. Тем не менее, именно данная идеология была принята значительной частью российских ученых и политиков после развала СССР, и, хотя в политической сфере от псевдолиберальных взглядов в России уже частично отказались, в сфере экономики и финансов до сих пор реализуются представления именно псевдолиберальной идеологии.

Впрочем, в России предпринимались попытки разделения научных представлений в гуманитарной сфере и ненаучных. В частности, российский писатель и философ Александр Зиновьев в книге «На пути к сверхобществу», опубликованной в 2000-м году, написал, что в настоящее время «… картина социальных явлений оказывается искажённым отражением реальности или вообще вымыслом», и предложил собственную версию социологической и экономической теорий. Однако он использовал собственную терминологию, и не адаптировал свои идеи к представлениям других научных теорий, поэтому его идеи не могут эффективно использоваться для решения многих конкретных задач, в том числе и решения финансовых проблем в РФ (см. «Почему российское общество не признает научные идеи Александра Зиновьева?»).

Существуют и другие попытки отделения научные представления от ненаучных (в рамках индивидуальных проектов некоторых ученых, а также отдельных клубов экономистов), но они, как и в проекте Александра Зиновьева, используют разную терминологию, не согласованы между собой, и являются неполными. То есть, научные представления рассредоточены по различным теориям и научным работам. А в учебниках до сих пор научные, ложные, ошибочные и утопические теории не только преподносятся как равноценные, причем именно научные представления часто преподносятся как ошибочные и устаревшие.

В результате мы имеем то, что имеем, в частности, в сфере финансов в России проводится политика, из-за которой кредиты дорогие, но инфляция все равно высока, рубль все равно постоянно девальвируется, а население и бизнес, также так и Министерство финансов с Банком России, дружно покупают валюту и выводят ее за рубеж, вместо того, чтобы вкладывать ее в своей стране. А российские финансисты в 2022 году так и не смогли принять решение о том, какая валютная политика нужна России, чтобы обеспечить стабильность финансов и рост инвестиций. В стране есть эксперты, которые дают правильные рекомендации, но чиновники, политики и общество в целом не в состоянии правильно оценить их.

Поэтому и необходим учебник, в котором научные знания об экономике будут отделены от ненаучных (в первую очередь, основанных на псевдолиберальной идеологии) и приведены в систему. Также необходимо указать правила, которые позволяют обычному человеку (с высшим образованием), отличать научные представления от утопий, заблуждения (ошибок) и обмана. Данная задача, конечно, выходит за рамки учебника, требуется целая энциклопедия гуманитарных знаний, в которой научные представления будут отделены от ненаучных, но – энциклопедия является глобальным проектом, а учебник можно подготовить довольно быстро. К тому же, станет понятно, что должно быть в энциклопедии.

Научные теории в сфере экономики уже существуют, поэтому ничего придумывать не надо, их просто надо выделить на фоне ненаучных теорий и систематизировать. Сделать это вполне реально, так как попыток разных ученых выделить научные представления хватает, и, в принципе, как это следует сделать, уже понятно.

Метод, с помощью которого предлагается достичь поставленную цель, описан в статье «Какие статьи нужны в русской Википедии и на портале «Знание»?». Пример такого исследования – «Статья для русской Википедии и энциклопедии «Знание»: Либерализм».

Ясно также и то, что должно быть в учебнике. Во-первых, это экономические исследования, которые обычно связывают с теорией либерализма, и в соответствие с которыми в некоторых западных странах в прошлом веке были созданы общества равных возможностей и всеобщего благоденствия (от которых там, впрочем, осталось уже немного).

Во-вторых, это некоторые представления из других теорий, компенсирующие ряд пробелов в либерализме (в частности, из марксизма и работ Александра Зиновьева).

Экономическая наука – это институциональная экономическая теория

В-третьих, это современная институциональная экономическая теория, в соответствие с которой требуется учитывать не только численные показатели типа инфляции, курсов валют, прибыли и т. п., но и влияние на экономику экономических институтов – культуры, религии, мировоззрения и т. п., то есть правил, которыми люди руководствуются в своей жизни, в том числе и в экономике. Поэтому в учебнике по экономике должны быть описаны данные институты и их роль в экономике.

Это принципиальный момент. Дело в том, что экономическая теория это, в первую очередь, не формулы, графики, и какие-то количественные тенденции, а законы, регулирующие поведение людей. Так, например, Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал, что одна из обязанностей государства это ««защита, насколько это возможно, каждого члена общества от несправедливости и притеснения его другими членами общества, или обязанность установления точного отправления правосудия, …». В этой фразе сконцентрирована суть экономической науки, которая представляет собой теорию о том, как а) проявляется в экономике несправедливость и притеснение одного человека другим, б) в какой степени возможна защита людей от несправедливости, и в) каким образом и кем эта защита должна осуществляться.

Законы, которые регулируют эти явления и процессы, и являются законами экономики. А формулы и соотношения типа связи инфляции и денежной массы, и пр. – это всего лишь численные проявления этих законов в конкретных условиях тех или иных экономических институтов и уровня развития производительных сил. Поэтому экономические формулы имеют весьма ограниченное применение, а при анализе эффективности тех или законодательных норм в экономике, регулирующих курсы валют, инфляцию, денежную массу и т. д., надо учитывать такие, на первый взгляд, неэкономические понятия, как справедливость, доверие, и притеснение одного человека другим.

То есть в частном случае принятия нормативных актов правительством и Банком России, направленных на установление денежно-кредитной и валютной политики, следует ориентироваться не на магически числа типа 4% инфляции, а на то, как данная политика защищает каждого россиянина от несправедливости и притеснения его другими россиянами.

В качестве иллюстрации того, как это следует делать, можно привести ситуацию с валютной политикой в России. Минфин и Банк России удерживают рубль слабым, мотивируя это желанием поддержать российскую экономику, так как слабый рубль делает ее экспорт дешевым, то есть позволяет продавать товары за рубежом по низким ценам. Но они не учитывают другие экономические факторы, которые намного важнее, в частности то, что слабый рубль делает россиян беднее и лишает их уверенности в будущем. На это обстоятельство недавно указал экономист из Саудовской Аравии Фаттах Мустафа в интервью aif.ru. Он рассказал, что в правительстве Саудовской Аравии неоднократно задумывалось о девальвации своей валюты – риала, но от этой идеи отказались, так как пришли к выводу, что важно, чтобы люди не сомневались в своей денежной единице, и всегда держались за нее. По мнению Фаттаха Мустафы, нынешний курс рубля откровенно спекулятивен, и судя по соотношение импорта и экспорта РФ, реальная стоимость доллара находится в интервале 25-35 рублей.

А бизнесмен из той же Саудовской Аравии Мухаммед Джамаль Мубарек отметил, что Россия, как крупное мировое государство, не может себе позволить привязать рубль к доллару, но для инвесторов, самих граждан России и бизнеса было бы лучше, если человек не ложился бы спать в панике, с мыслями о том, сколько доллар станет стоить завтра – 50 рублей или 100. Он подчеркнул, что будь жители России уверены в завтрашнем дне, что рубль тверд, как скала, это пошло бы на пользу стране.

Экономисты из Саудовской Аравии совершенно правы, и, хотя неизвестно, по каким учебникам они учились экономике, их мнение соответствует научной экономической теории. Уверенность в завтрашнем дне намного более важный фактор для развития экономики России, чем искусственно заниженный курс рубля. Слабый рубль действительно поддерживает российский экспорт, но заработанные деньги не находят применения в стране, так как россияне не уверены в завтрашнем дне и выводят деньги за границу. Да и сами уезжают. И проблема не в том, что в стране нет возможностей для вложения капитала, проблема в том, что эти возможности почти никто не хочет искать. Возможности ведь не грибы в лесу, которые растут сами по себе после дождика, возможности надо искать и создавать. Да если хотя бы десятую часть выводимого из России капитала направить на поиск и создание возможностей в РФ, их удалось бы обнаружить в огромном количестве! Но этого не происходит, причем в значительной степени именно из-за неуверенности россиян в завтрашнем дне, которая возникает из-за денежно-кредитной политики Минфина и Банка России.

Подобные рассуждения и соответствующие им экономические законы и должны быть описаны в учебнике по экономической теории, помимо традиционных следствий их этих законов типа формулы Фишера и т. д.

Образ будущего для России

В книге можно описать образ будущего для России, который будет сформулирован на основе научных представлений об экономике и обществе. То есть, это будет образ будущего, основанный не на идеологиях, субъективных мнениях и фантазиях, а на объективных законах развития общества и экономики. Это будет описание такого общества в России, которое может стабильно и эффективно развиваться без всевозможных потрясений.

В общих чертах образ будущего выглядит довольно просто. Это общество равных возможностей и всеобщего благоденствия, в котором государство будет обеспечивать функционирование рыночной экономики со свободной конкуренцией, создав условия для перераспределения финансовых потоков в пользу среднего класса, а также формирования национального капитала в стране. Необходимо создать условия для проявления частной инициативы широких слоев населения России (а не крупных собственников и иностранных инвесторов), сохраняя государственную собственность в той степени, в какой это необходимо для выполнения социальных обязательств государства и национальной безопасности.

Государство в таком обществе обеспечивает контроль не только над экономикой, но и над общественным мнением и экономическими институтами в целях предотвращения их использования отдельными группами населения для притеснения других членов общества. То есть, в частности, обеспечивает максимальное разнообразие и обновление этих институтов, сохраняя при этом традиционные ценности в морали, культуре и религии.

В настоящее время в России существуют проекты, которые соответствуют данному образу будущего. В частности, это проект «Россия – страна возможностей», работы Александра Зиновьева, а также некоторые проекты общества «Знание». В то же время, современная экономическая и финансовая политика России научному образу ее будущего противоречат.

Данный образ будущего выглядит довольно просто и очевидно, но его следует обосновать и наполнить конкретным содержание, для чего надо описать конкретные объективные законы экономики и социологии, в соответствие с которыми данный образ должен и может быть реализован в современной России. На основе этих законов можно будет определить, в частности, какая валютная политика должна проводиться в России и какой рубль нужен стране, причем понять это смогут не только специалисты, но и любые образованные люди.

Владимир Тарасов.

P.S.

Идея о разработке такого учебника подана на конкурс «Сильные идеи для нового времени», и размещена на платформе Агентства стратегических инициатив под названием «Разработка учебника по экономике и образа будущего для России, свободных от псевдолиберальной идеологии». Там приведена более подробная информация о предполагаемой структуре учебника и о том, зачем он нужен.