Как эффективно наказать продавца и получить приятный денежный бонус за плохой товар (продолжение)

Привет, друзья!


Продолжение поста, опубликованного мной 4 дня назад. 


Много комментариев уделены судебному процессу, поэтому постараюсь внести ясность.


Правоотношения по защите прав потребителей регулируются Законом «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон), я дал ссылку на этот закон, советую его прочесть. Он достаточно понятно написан, несмотря на юридические термины, и небольшой по объему.


Закон содержит в себе определения качества товара, какие права есть у покупателя и продавца, что обязан сделать продавец, а что покупатель. Закон этот НЕ регламентирует процессуальную работу суда, в том числе правила подачи иска, права истца и ответчика, обязанности суда и прочее. Это регулирует Гражданский процессуальный кодекс России (далее по тексту – Кодекс).


Когда вы составите иск и выведете его на печать, приложите к нему приложения по списку, вам нужно понять в какой суд подавать данный иск с приложениями.


Иск вы можете подать либо по своему месту жительства, либо по месту заключения договора, либо по месту нахождения ответчика (ст. 17 Закона).


Например, вы живете в Москве на ул. Беловежской 24 и у вас цена иска (стоимость товара + неустойка, рассчитанная на дату составления иска) превышает 50 тыс. рублей. Дело ваше подсудно Кунцевскому районному суду г. Москвы. Узнать и найти ваш суд можно через электронное правосудие. Вводите улицу и получаете конкретный ответ – конкретный суд.


Это что касается места жительства.


По месту заключения договора – т.е. по адресу магазина, где вы совершили покупку. Адрес магазина вы можете обнаружить на кассовом чеке (например, написано «фактический адрес», как пишет Связной, и т.п.).


По месту нахождения ответчика – по юридическому адресу организации (узнать юрадрес можно в ЕГРЮЛ) либо месту жительства ИП (узнать почти невозможно без судебного запроса, поэтому подавать по месту жительства ИП почти невозможно, мертвый пункт в законе).


Куда подать – выбираете вы сами. Это введено ради удобства истцов. Например, если я живу в Курске, а некачественный товар купил в Москве, то согласитесь, было бы весьма сложно вести свое судебное дело из Курска в Москве, и поэтому я выбрал бы вариант подачи иска в Курске. Или уехал в годовую командировку во Владивосток, хотя зарегистрирован в Курске, и подаю иск во Владивостоке по месту пребывания.


Хочу отметить, что в судах общей юрисдикции вводится электронное правосудие, что предполагает возможность ведение дела удаленно как это делается посредством ВКС в Арбитражных судах.


После того, как вы определились с подсудностью вашего спора, вы вручаете иск с приложениями в суд.


Ваш иск могут оставить без движения, вернуть вам либо принять к производству.


Сам процесс не отличается хитростью по данным делам. Есть такое понятие «бремя доказывания». По данным спорам вы, как истец, обязаны доказать наличие недостатка в товаре. Пойдет любое заключение ремонтной мастерской, фото или видео, на худой конец показать аппарат судье и показать на неисправность. Все действия и слова протоколируются секретарем заседания.


Ответчик же обязан доказать, что эти недостатки не являются производственными, а эксплуатационными.


Поэтому у ответчика два сценария. Первый – он признает наличие недостатка, но не заявляет судебную экспертизу. Если мы говорим не о технически сложном товаре, то вы выигрываете дело автоматически по Кодексу при условии, если вы не забыли доказать наличие самих недостатков в товаре.


Если технически сложный товар – то вы также должны доказать, что недостаток является существенным (если претензия была заявлена продавцу после 15 дней со дня покупки).


(!) О том, как корректно сделать и направить претензию прочтите тут.


Что такое существенный недостаток и как это работает на практике.


Преамбула Закона дает следующее определение – это неустранимый недостаток (первый вопрос эксперту – является ли данный недостаток устранимым?) или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени (второй вопрос эксперту – определить стоимость устранения недостатка и количество времени, необходимое для этого: будет указана конкретная сумма на запчасти, работу мастера и количество нормочасов), или выявляется неоднократно (постоянно, периодически, появляющийся один и тот же дефект), или проявляется вновь после его устранения (вы отдали на ремонт товар, после ремонта этот недостаток опять возник), или другие подобные недостатки.


Последняя фраза «или другие подобные недостатки» часто игнорируется как сторонами дела, так и самим судом. Например, у вас в совокупности три дефекта, каждый из которых не требует много времени и денег для их устранения. Но эта совокупность вполне подходит под «подобные недостатки», и т.п.


Судебный эксперт НЕ дает ответа на вопрос – являются ли данные недостатки существенными? Этот вопрос – правовой, и оценку ему дает суд. Поэтому если вы, либо ответчик, либо судья ставит такой вопрос, то вы получите от эксперта следующий ответ – ответить на данный вопрос не представляется возможным, т.к. он не входит в компетенцию судебного эксперта и является правовым, или что-то в таком духе.


Для экономии времени ходатайства, при необходимости, о проведении экспертизы заявляйте на предварительном слушании, не растягивая этот момент во времени. Сама процедура от претензии до получения денежных средств или нового товара занимает достаточно продолжительное время, поэтому вы тем самым сэкономите пару месяцев точно.


Второй сценарий для ответчика. Он признает наличие недостатка и заявляет экспертизу. Я выше написал, какие вопросы необходимо ставить перед экспертом, если товар технически сложный. Если не технически сложный, то достаточен вопрос – имеется ли в товаре недостаток, и если имеется, то является ли он производственным либо эксплуатационным?


Если претензия вами заявлена в период гарантийного срока, то в силу ч. 5 ст. 18 Закона именно ответчик обязан оплатить данную экспертизу.


После вынесения определения судом о назначении экспертизы по делу, суд формирует материалы дела и передает дело эксперту. Сам товар вам не нужно отдавать суду, даже если последний об этом вам укажет. Пока нет решения суда данный товар является вашей собственностью, и вы не обязаны никому его отдавать, в том числе суду. Думаю, нет необходимости объяснять риски перехода вашего товара третьему лицу и почему это важно.


Спокойно скажите судье то, что товар вы обязуетесь лично предоставить эксперту в назначенную им дату экспертизы.


С вами свяжется эксперт, вы приходите на экспертизу, приносите товар, после экспертизы товар забираете.


Судебный процесс возобновляется и выносится решение, если все элементы мозаики сошлись.


Если экспертиза не в вашу пользу, то я рекомендую сделать следующее – заранее сообщите суду о том, что вы не будете являться в судебное заседание и просите дело прекратить по вашей неоднократной неявке. Это называется «окончанием производства по делу без вынесения решения», т.е. без установления того, кто прав – вы или ответчик. Чтобы эта «фишка» работала, не подавайте заявления в суд о рассмотрении вашего дела без вашего участия. В таком случае суд будет бесконечно откладывать дело без его прекращения.


Это важно, т.к. если нет решения и спор не разрешен по существу, то вы вправе впоследствии этот же иск подать повторно по тем же самым основаниям. В случае, если состоится решение суда, то повторный иск вы уже не сможете подать.


Риски – в случае прекращения производства по вашей неявке ответчик может к вам предъявить судебные расходы (юрист + экспертиза, если он ее оплатил). Это – меньшая потеря, т.к. право повторного обращения в суд более профит.


Решение суда вынесено в вашу пользу, и оно будет вступать в законную силу в течение 30 дней. Если решение суда выносил мировой судья, то в течение трех дней он обязан по заявлению одной из сторон составить мотивированное решение (ст. 199 Кодекса), что я вам рекомендую сделать. Для этого дайте письменную бумагу судье с просьбой составить мотивированное решение.


Если решение вас устроило – вы ждете вступления его в силу. Если нет – подаете апелляционную жалобу в вышестоящий суд.


После вступления в законную силу вам нужно написать заявление о выдаче исполнительного листа. Заявление можно написать на электронную почту суда в произвольной форме, указав номер дела или хотя бы кто истец, кто ответчик и о чем спор (о защите прав потребителей и т.п.), укажите ваш контактный телефон.


С вами свяжутся и обязательно выдадут лист. Как вы его получите, то сразу проверьте правильность его заполнения.


Частые судебные ошибки, которые в итоге будут являться основанием для возврата листа вам банком или приставами:


- нет даты государственной регистрации юридического лица, вашего ответчика;

- нет или неверно указаны ИНН и ОГРН, наименование юрлица или ИП (если есть черточка, то она должна быть, например Евросеть-ритейл, а не Евросеть ритейл);

- неполно указаны ваши данные, нет даты рождения;

- неверно указаны суммы к выплате, математические ошибки;

- лист не подписан судьей либо отсутствует гербовая печать в двух местах листа – сзади на прошивке и на третьем листе.


Если вы видите ошибку, сразу укажите на это тому, кто выдал вам лист.


После этого вручаете или направляете почтой с заявлением лист в банк, где имеется счет вашего ответчика. Например, Связной использует Промсвязьбанк, Евросеть – Сбербанк, М.Видео – Сбербанк и т.п. При необходимости можете сделать «холодную» покупку на сайте ответчика с просьбой выставить вам счет-фактуру для оплаты. В ней будет счет и наименование банка. Либо запросить сведения в ФНС, как я писал в предыдущем посте.


Статья 8 Закона «Об исполнительном производстве» обязывает банк принять лист. Любой ответ банка должен быть письменным, вы вправе его обжаловать и получить профит в суде за отказ банка принять лист. Банк может вернуть лист, если в нем есть ошибки, указанные мной выше.


В итоге вы получаете деньги на карту, если спор связан с деньгами, а он так или иначе с ними связан, даже если речь идет об обмене.


После получения денег за период со следующего дня после решения суда и до дня фактического удовлетворения ваших требований считаете неустойку и подаете претензию и далее иск по этой же схеме.


Когда отдавать товар?


Когда это письменно потребует продавец, и только после того, как с вами будет полностью произведен расчет, в том числе неустойка после решения суда. Если вы хотите оставить себе товар, то вы считаете неустойку после решения суда, и пишите заявление о зачете требований в счет товара.


По практике возврат товара происходит редко, т.к. у ответчика практически отсутствуют реальные рычаги для этого.


Конечно, в Законе существует масса нюансов, и я все в одном посте физически не могу охватить. Но в моих планах сделать это в последующих постах. Тема защиты наших прав очень обширная, острая и интересная.



Если вам нравится мой проект и пост, то ставьте лайк и подписывайтесь на меня :)


Пы.Сы: в приложении еще одно решение для иллюстрации поста :)

Как эффективно наказать продавца и получить приятный денежный бонус за плохой товар (продолжение) Закон, Справедливость, Правосудие, Суд, Право, Хорошо, Россия, Юристы, Длиннопост