Как я за боевую подготовку радел.

Отдавать "священный долг" нашей родине мне довелось в подразделении разведки. Если кто-то сейчас представил себе бравого OleGuNn'а который прикидываясь молодым дубком пытается проникнуть во вражеский стан, то вы ошиблись. Служил я в БЗР, батарее звуковой разведки. Звуковая разведка это такие хитрые типы, которые вместо того чтобы переться в тыл к врагу, ныкаются в своем тылу и развесив уши расставив звукоприемники, по звукам выстрелов, методом триангуляции, определяют откуда шмаляют вражеские пушки, а по звукам разрывов определяют куда прилетела наша ответка. Для этого дела у БЗР используется, в частности, комплекс АЗК-7. Комплекс состоит из 4х машин, 3 базовых пункта и один центральный. Поскольку наша часть, при моем прибытии в нее, только формировалась, то из офицеров в нашей батарее был только комбат, командиров взводов не было. Да и комбат никакого отношения к звуковой разведке не имел. Поставили командовать, он командует, а для выполнения непосредственной боевой задачи есть "умные" сержанты, прошедшие учебку по специальности. Тут нужно сказать, что в учебке я изучал ВПЗК*. А это такая древняя древность, что по сравнению с ней, даже гавно мамонта – свежее. Достаточно сказать, что в ВПЗК в качестве компьютеров использовались солдаты с звукометрическими линейками**.

Началась моя служба в БЗР с того, что комбат привел нас в парк боевых машин, показал нам наш комплекс, сказал: "изучайте" и свалил по своим делам. По сравнению с ВПЗК, АЗК-7 - верх совершенства. Поэтому мне было интересно, я стал изучать сие чудо военной мысли. И в процессе изучения выяснилось, что вычислительный комплекс (размером с сундук и вычислительными способностями равными инженерному калькулятору) не хочет включаться. Вернее включается при нажатии на кнопку и вырубается при ее отпускании, а такого быть не должно. Доложил об этом комбату. На это комбат припер схемы это самого центрально вычислителя и сказал: "ты ж у нас в институте учился, вот и разбирайся". Потупив энное время, я пришел к выводу, что нужно заменить реле. Причем разобраться, для чего оно там вообще нужно, я не смог. В следующий раз я предложил комбату выпаять эту релюшку и попробовать запустить без нее. Так мы и сделали. И о чудо! Вычислитель заработал. Релюшка оказалась нерабочей и вообще лишней деталью. Комбат меня похвалил и даже обещал отпустить меня в отпуск.

В общем, комплекс был готов к работе и вскоре мы отправились на полигон заниматься боевой подготовкой в условиях приближенных к реальным. Комбат перевел меня в первый взвод (отвечающий за центральный пункт) и поскольку, как я уже говорил, офицеров звукометристов у нас еще пока не было, на учениях я был вторым человеком в батарее. Т.е. по всем вопросам работы комплекса, в том числе размещения базовых пунктов, комбат советовался со мной. Меня это заставляло лучше изучать вверенную военную технику. На полигоне наш комплекс не показал должных результатов, это меня опечалило и заставило думать, как следующему полевому выходу исправить ситуацию.

Прошел год моей службы, я побывал в отпуске. К нам в батарею пришли комвзвода – лейтенанты, только окончившие военное училище. Но на полевом выходе комбат именно мне дал задание выбрать места для базовых пунктов. Я стал в батарее этаким серым кардиналом. Покумекав вечерком над картой, я прикинул кому где лучше встать и на следующий день комбат отправил машины по намеченным мной точкам. Расположились, раскинули звукоприемники. Начались стрельбы, разрывы мы засекаем, но с большой погрешностью. При допуске 10-15 метров (точно я уже не помню), наш комплекс давал погрешность 100 метров. Комбату было пофиг, а меня это не устраивало, и я уговорил его дать команду перепроверить привязку звукоприемиков. Пришел ответ, что всё норм. Тогда я стал думать, куда бы переместить базовые пункты, что бы улучшить работу комплекса. Придумал, что можно переставить один пункт, предложил комбату, он одобрил и дал им команду перемещаться. После смены позиции дела не улучшились, и я присмотрел на карте новое место. Комбат дал команду, и они вновь переехали. Погрешность стала около 50 метров, что конечно меньше, но всё равно не удовлетворительно. Смена позиций больше не имела смысла и все остались на местах. Позже, когда мы снялись с боевых позиций, и вернулись в ППД***, ребята с того базового пункта который 2 раза переезжал, рассказали, что прибыв на последнюю точку лейтенант говорит им: "если еще раз переедем, то придется совершать марш бросок к центральному пункту, что бы дать OleGuNn'у пизды". Команды на перемещение отдавал комбат, но ни для кого не было секретом, кто стоял за этой инициативой. В ППД мы вернулись через несколько дней, так что все уже успокоились и опиздюливания моей, горячо мной любимой, тушки не случилось.

Но большая погрешность работы комплекса не давала мне покоя. Поскольку улучшить результаты разведки не получалось я стал упрашивать комбата проверить результаты корректировки.

Небольшое отступление. АЗК-7 способен работать в двух режимах, разведки – когда он выдает координаты выстрела или разрыва. И в режиме корректировки огня контрбатарейной стрельбы, когда он выдает параметры отклонения разрыва от цели, им же обнаруженной.

Для проверки работы корректировки нам нужно было два взрыва с заранее известными координатами, а соответственно и с известными отклонениями. Первый мы бы засекали как вражий выстрел, а второй как прилетевшую от нас ответку. Тем самым мы могли бы сравнить реальные отклонения с отклонениями, выдаваемыми нашим комплексом. Взрывы устраивались с помощью ИМов, попросту говоря больших петард имитирующих разрыв снаряда или выстрел орудия. На полевой выход дивизиону было выдано штук 10 ИМов, но все они ушли на глушение рыбы штабными офицерами в окрестных озерах.

Эх, так я и не узнал: это мы хреновые разведчики или комплекс так себе.


* ВПЗК Взводный Передвижной Звукометрический Комплекс

** Звукометрическая линейка это аналог линейки логарифмической, но заточенной под работу звукометрической разведки.

***ППД Пункт Постоянной Дислокации.

Истории из жизни

36.4K постов74.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.