Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре. Часть 2

Часть 1: Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре

Продолжаю рассказ о своем опыте режиссера-нуба. Это второй и заключительный пост. А в первом посте можно узреть фильм, который получился и почитать, с чего все началось.


Первый съемочный день

Этот день я планировал максимально разгруженным. Во-первых, чтобы все познакомились и сработались, а во-вторых, чтобы подготовить почву для других дней, в которых времени было намного меньше.


В конце съемочного дня мы не сняли и половины того, что было спланировано, и ни о какой подготовки к следующим дням уже и не шло речи.

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре. Часть 2 Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост, Вертикальное видео
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре. Часть 2 Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост, Вертикальное видео

Актеры забыли сценарий и стали боятся камеры. Первые сцены, одни из самых легких снимались по двадцать дублей (!))), а в итоге так и не пошли в финальный монтаж.


Люди приехали в лес отдохнуть, а я наивно рассчитывал, что будем работать не покладая рук строго по тем документам, которые я подготовил и всем разослал для изучения. Но никто из команды даже не открывал их. Всем было все равно, кто такие эти герои, что они делают и в какой последовательности.


Все ждали, когда каждому персонально все разжуют. Ребят не волновало время, они готовы были делать то, что им скажешь, не спеша и на расслабоне. Может показаться, что я виню кого-то, но это не так. Я их понимаю — лето, киношкола, снимаем кино, свобода творчества и романтика, а какой-то чувак заставляет готовить еду, таскать непонятный реквизит (ведь никто доки не изучал) и собирать целый день ветки для костров.


Здесь я могу винить только себя, так как не учитывал психологию команды. Именно этой команды, согласившейся на участие в моем проекте именно на этих условиях. Я проецировал свой личный опыт профессиональной командной работы на них. Давая указания людям, я как минимум предполагал, что если что-то пойдет не так, то мне об этом тут же сообщат и мы найдем решение. О том, что большинство задач не выполнена, я узнавал в течении дня, когда подходили дедлайны для их выполнения.


Я просто даже не думал о том, что команда может состоять полностью из неопытных юнитов (включая меня, так как опыта в съемках у меня не было). Получается вся команда состояла из нубов, с главным нубом режиссером. А я еще и работал как оператор, не выпуская из рук камеру, одновременно с этим отгонял «мотыльков» от костра, напоминая каждому о его текущих задачах… Которые тут же забывались.


У нас был четкий дедлайн для сдачи проекта. По итогу первого дня я принял стратегически важное решение остановить эти съемки. Продолжение было бы пустой тратой времени.


День два

Организацией на съемочной площадке занимается второй режиссер. Это менеджер проекта, который организует все ресурсы так, как это изложено изначально в документах. Люди сами себя не организуют, даже суперпрофессионалы с тысячелетним опытом. Я не смог найти человека, который имел бы достаточно скиллов для выполнения этой работы и сам так же не вывез организацию одновременно со съемкой.


О своем решении прекратить съемки и принять поражение я сообщил на следующий день только близким людям. Один из таких людей — Света. Я держал ее с самого начала в курсе обо всех своих начинаниях и переживаниях, записывая длинные голосовухи с нытьем какие все дураки. И я дурак. Она попросила меня ничего не сворачивать, взяла отпуск, билет из СПб в тот же день, тем самым вызвавшись стать вторым режиссером.

Света имеет огромный опыт управления персоналом, но даже ей было сложно. Одного человека мы устали безрезультатно дергать, оставив его лежать на травке до конца всех съемочных дней как некий талисман. Мы его просто привозили, а потом будили, когда собирались уезжать.

Второй режиссер забрала на себя всю суету. Она переключалась с одного кластера задач на другой, а предыдущие в ее отсутствие ставились на паузу и часть команды переходила в режим чилла. Света суетилась как ошпаренная, но справлялась. Меня же почти ничего не отвлекало, и я смог сконцентрироваться на картинке. Самые плохие кадры были сняты в первый день.


Во второй день мы разделились на две команды. Я с операторской группой снимал сцену на высохшей речке, когда Иван уходит в лес с чернотой в глазах. Вторая группа готовила палатку на высохшем участке леса в паре километров. Предполагалось, что после сцены у костра и ужосов в лесу герои проснутся и обнаружат себя на мертвом участке с мертвыми березами вокруг палатки. В середине дня пошел дождь и высохший участок превратился в грязевую ванну, которую мы намешали с кровью, что более пугающе сказалось на финальной картинке.

День три, четыре, пять…

На третий день команда раскачалась, сработалась и стало все намного проще. Конечно, не без хауса, но с третьего дня я стал выражать благодарность абсолютно каждому. Мы работали в жестком графике день через день по 12-16 часов и никто не отказался от дальнейшего участия. Это многое для меня значит, и я до сих пор благодарен этим людям. Постепенно стресс первых двух дней сменился весельем и беззаботностью. В перерывах между съемочными днями мы со вторым режиссером отсматривали материалы и планировали следующие дни, практически отказавшись от сна. Не обошлось без изменения сценария под реалии. Сцены были упрощены, а некоторые вообще выкинуты. Например, не осталось ничего от сцены обряда жертвоприношения. Вместо этого герои тихо развеиваются в прах под печальную музыку.


Из-за неопытности каждый день мы тратили много времени впустую. Мы не успевали снимать сцены пока солнышко светит. Заключение многих сцен снимали уже в сумерках, импровизируя, лишь бы сохранить связь смыслов с тем, что уже отснято. Косяки стали в основном мелкие и повсеместные: кто-то в камеру влез, кто-то оставил следы в девственном по сюжету лесу, кто-то одел на актрису свитер, потеряли реквизит и так далее. На удивление, это стало восприниматься легко, а зачастую и с юмором. Людей было мало несмотря на то, что их было в два раза больше, чем я предполагал изначально перед съемками. У каждого было больше задач, чем нужно для комфортного их выполнения. А я прогонял все диалоги раз за разом, снимая их с 3-4 ракурсов для имитации нескольких камер, что умножало затраченное время в несколько раз.


Но самый хардкор был ночью в лесу, когда Ваня и Алена сталкиваются с непонятным светом и их глючит, а затем длинный диалог у костра. Все устали и хотели домой, а сам процесс съемок оказался не такой быстрый. Ночью вообще практически нереально снимать без нужного оборудования.


Под конец съемочных дней мне уже было не важно, как мы снимем. Главное было снять тот минимум, который необходим для связанной истории. И мы сняли.

Отдельным днем мы сняли уход Алены к праотцам и развеивание праха в поле.

А вот туман, который меня вдохновил на эту идею, мы ни разу не встретили. Я пытался понять, когда и как он появляется, часто ловил его по утрам, но он оказался полностью не предсказуем. В период съемок был кристально-прозрачный воздух. Снимали финал на солнцепеке, отчего он окрасился в более позитивный настрой, олицетворяя собой не уничтожение и небытие, как задумывалось, а некое вознесение и воссоединение с мамкой.


Основная моя ошибка в этом проекте — задумка, на которую просто не могло быть у меня достаточных ресурсов в тот момент для ее реализации в первозданном виде. Но я этого не знал. А когда понял, было уже поздно и пришлось идти до конца.


Все было снято за 4.5 съемочных дней.

Постпродакшн

И я остался наедине со 150 Гб отснятого материала. До этого я открывал Premier Pro всего раз в жизни, чисто чтобы посмотреть, что это такое. За десять дней я кое-как смонтировал фильм, который показали в киношколе. Он очень сильно отличался от того, что есть сейчас. Около месяца я суммарно потратил на этот монтаж. Я каждый день изучал инструменты и способы решения разных задач. Половина работы прошла в After Effects, где я убирал лишних людей из кадра, замазывал следы там, где их недолжно было быть, рисовал черные глаза и частицы праха, витающего в воздухе.


Сведение звука для меня до сих пор темный лес. Что-то все же получилось методом тыка. Максим Зиновьев — наше знакомство с ним еще до съемок стало настоящим подарком. Он создал музыку и звуковые сэмплы, идеально подходящие под мое видение истории.

Для меня этап постпродакшна был самым болезненным и грустным. Я каждый день видел реальные кадры, которые были очень далеки от ожидания. Периодически я просто ненавидел этот фильм, но находил в себе силы продолжать.


Вообще, история растянулась на 25 минут экранного времени, где были более емкие диалоги, где характер мамы героев раскрыт и все происходит более плавно. Но пришлось все же вырезать половину из-за плохой актерской игры, а также из-за технических косяков самой съемки.

Итоги

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре. Часть 2 Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост, Вертикальное видео

Мнения уважаемых кинокритиков=)


Спустя время я понял — фильм такой, каким он и должен быть. Ни больше и ни меньше. Это самый первый опыт, и результатом я полностью удовлетворен. А все косячины лишь показали мне, в каком направлении развиваться.


В качестве бонуса, открываю доступ к некоторым ништякам.

Производственные документы

Бэкстейджи (не отсортированные)


В следующих постах я расскажу о втором опыте режиссера (более удачном за счет простоты кина)