Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Я решил написать подробный рассказ о своем первом опыте в кинематографе. Сам фильм, о котором пойдет речь можно посмотреть ниже. Желательно перед чтением. Потерпите 16 минут)

Год назад летом 2021 я отказался от карьеры дизайнера и погрузился в кино. Мечтал я об этом давно, но годами откладывал до лучших времен, а работа 24/7 не давала отвлечься ни на что другое.

Катализатором прыжка в сферу кино стали ребята, о которых стоит упомянуть. Это бесплатная киношкола Ру-кино. Некая песочница, где участники делятся на команды для того, чтобы снять свой первый фильм за пару месяцев, используя всего две стихии: свободу и дедлайны. Познакомившись с ними весной, я решил временно передислоцироваться в Тулу из Москвы, полностью перейдя на фриланс.

Идея
Так как бюджет подразумевался нулевой, то надо было выбрать идею с максимальной простотой: минимум локаций и минимум актеров. Целую неделю я перебирал 24 часа в сутки в голове варианты того, что будет просто снять и удивит зрителей.
Как-то раз я ехал по трассе в 4 часа утра и стал свидетелем очень плотного и непроглядного тумана.

Я был в восторге. Сразу наснимал окружение и склеил в этот ролик прямо на там на обочине.
В этот момент я решил, что буду снимать. Что-то мистическое, жуткое, происходящее в лесу, а героями будут два заблудившихся человека. И там точно будет фигурировать какая-то ведьма. Два героя, а не один именно потому, что героям необходим диалог и взаимодействие, а с одним героем это сделать намного сложнее. Казалось, я нашел то что нужно, идеальный варик для своего первого фильма. Лес всегда открыт и доступен. В отличие от других локаций.

Это была моя первая и самая главная ошибка, которая повлияла на все, что происходило в рамках данного проекта. То, что казалось простым, на деле сыграло злую шутку и вышло так, что эта идея оказалась слишком сложной для непрофессионалов.

А на момент развития идеи мне казалось, что все складывается идеально. Этого наспех слепленного атмосферного видоса и желания снять хоррор было достаточно, чтобы привлечь людей к проекту. Без сценария. Без какой-то истории. Я чувствовал огромный заряд энергии и позитива, так как желающих участвовать даже искать не приходилось.

Как я уже сказал, по началу у меня не было конкретной идеи сюжета. Был только общий вектор — лес, жуткая атмосфера, хоррор, и обязательно без клишированных пугалок, вроде загримированных лиц и скримеров.

Локации
Около двух недель я часами ездил по Тульской области вдохновляясь лесами и одновременно пытаясь выбрать локации для будущих съемок. Первыми как раз таки нашлись локации, которые открыл мне парень, проживающий в славном городе Богородицк. В черте этого города есть некий «Собачий Хутор».

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

На небольшой территории всего в пару квадратных километров находятся куски абсолютно разные по своему ландшафту: высокий живописный лес, поле, локация как типо в "Ведьме из Блэр», высохшее и мертвое болото и еще много разной по настроению растительности. После посещения этого места, я ни капли не сомневался. Это то, что нужно.

И… Выбрав это место я совершил еще одну ошибку. Эта локация находится в полутора часах езды от Тулы, где проживают все участники и находится оборудование. Но тогда я наивно полагал, что справимся за день, а команда будет состоять из 4-5 человек.

Сначала были локации, идея ужастика и группа людей, которые уже заочно хотели участвовать в моем проекте. Я писал сценарий именно под локации. Первый вопрос, который я себе задал как сценаристу: кто герои?

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Озеро на хуторе у меня сразу вызвало ассоциации с русским фольклором. Так возникла в голове сцена, где героиня — девушка, потерявшая брата в отчаянии сидит у озера. Героями нарисовались брат и сестра, Алена и Ваня, как отсылка к сказке. Вектор был взят сначала на то, что они теряются в лесу и оказываются принесенными в жертву какими-то местными аборигенами, которые покланяются ужасному духу леса. Мачеха там тоже фигурировала, а герои по первоначальной версии сбежали от нее после смерти матери, лишившись ее защиты.

Следующий вопрос, на который необходимо было ответить: почему они сбежали глубоко лес и ради какой цели?

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Все ради мамы, которая умерла накануне. Так и пришла идея с мамкиным прахом, который герои несут глубоко в леса. Поначалу это был просто МакГаффин (предмет, вокруг которого строится сюжет, но сам предмет не имеет никакого значения). То есть, вместо праха могло бы быть что угодно, но главное, чтобы оно завело героев в лес.

Но в итоге мама и оказалась тем злом, которое героев и погубило. После многочисленных черновиков с мачехами, обрядами и тайными общинами в лесах, которые раздували масштаб истории и бюджет, я все же пришел к такой формуле:

Мама героев просит развеять ее прах далеко-далеко там, откуда она родом. Герои собираются в поход для выполнения этой просьбы и теряются в лесу, попутно натыкаясь на жуткие явления. В процессе похода герои вспоминают свою маму и сказку про лесную Мать Хранительницу, которую она повторяла им в детстве. Не дойдя до места герои развеиваются вместе с прахом, так как их мама, как оказалось, была некоей ведьмой, поклоняющейся Лесной Матери.

Она вернула божеству себя (прах), свою плоть и кровь (детей).

Многие мне ставили в претензию одну здравую мысль: «мама ето свитое как ты можишь так ужасна останавись!». Моя идея прошла самую правильную проверку, которая могла бы быть в этом случае — я дал прочитать сценарий своей маме, и ей понравилось.

Итак, подытожим ошибки:
- Думал, что в лесу снимать легко. Так как локации всегда доступны и открыты.
- Выбрал лес в отдалении 100 км предполагая, планируя снять фильм максимум за пару дней и с небольшой командой.
- Собрал героев в спланированный поход, ничего в этом не понимая. Случайно попавшие в лес герои в повседневной одежде потребовали бы меньше ресурсов. Но мои герои спланировали поход, из-за чего понадобилось огромное количество реквизита: палатки, рюкзаки, походный инвентарь и прочее.

Препродакшн
В киношколе были дедлайны, что собственно лично для меня сыграло ключевую роль. Без них, я бы не довел проект до конца. На первом этапе команды презентовали свои проекты. Мы небольшой группой съездили на локацию ради фотосессии (прекрасное было время). Актер на главную роль уже был выбрал, а девчонку я фоткал знакомую, которая не собиралась сниматься. Позже была выбрана другая актриса на роль Алены. Ну как актриса...

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост
Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Моя идея зацепила всех, даже тех, кто не видел презентации. Все были вдохновлены тем, что мы будем снимать «ужастик», это редко происходит на любительском уровне. В основном, молодые режиссеры пытаются запихать в свои работы как можно больше морали и поучительства, снимая о том, как кто-то чего-то всю жизнь хотел, и что из этого вышло.

Я сразу обозначил, что никакого глубокого смысла в фильме нет и пресекал все попытки его туда запихать. Главной задачей было нагнать жуткой атмосферы. Бу!

На главные роли были сразу выбраны исполнители.

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

На читках они показали себя безупречно. Оператора я не нашел, поэтому, отчаявшись, решил взять на себя его функцию. Для постпродакшна была выбрана надежная, как швейцарские часы стратегия — я решил, что сам все изучу и сделаю.

Я боялся срываться на съемки, так как читая сценарий, не представлял, как это вообще снимать. В этот момент я понял весь смысл рисования раскадровок: ты начинаешь видеть картинку в пространстве и более четко представлять, какие ресурсы нужны для съемки того или иного кадра. Раскадровки мы рисовали вместе исполнительницей главной роли.

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Нарисовав весь фильм, я понял, что этого не достаточно. Для планирования съемок нужен еще один важнейший документ — режиссерский сценарий. Это таблица, в которой расписано содержание всех кадров и необходимые ресурсы. На изучение правил составления этого документа я потратил больше времени, чем на его составление.

Перед составлением таблицы мы поехали на целый день на локации всем составом и сняли АНИМАТИК. На него я хочу обратить особое внимание. Это очень мощный инструмент для понимания фильма и планирования будущих съемок. Смысл его в том, что он монтируется из на коленке отснятых кадров на месте будущих съемок, а так же разбавляется любыми найденными в сети или имеющимися под рукой материалами. Становится виден хронометраж и темп повествования, многие идеи отпадают из-за невозможности реализации. При съемках аниматика не важна ни актерская игра, ни освещение. Тут главное движение в кадре и темп повествования. Сам аниматик выглядит стремно и убого, если показывать его не посвященным в дело людям. А я покажу, так как он был неотъемлемым этапом в подготовке съемок.

Затем, имея визуальное представление о том, что будет сниматься, я несколько дней и ночей составлял режиссерский-сценарий. Это очень (по крайней мере для меня) сложная рутинная работа.

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Казалось бы, все готово. Собираемся и едем. Но, сделана была лишь малая часть подготовки к съемкам. Сначала я хотел снять за два дня, но мой план съемок был достаточно абстрактен. Точнее его не было. Я несколько раз ездил на локации на целый день, выбирал конкретные места для съемок каждой сцены, замерял время перемещения между локациями, планировал, тайминг и способы подготовки сцен. И в моей голове образовалась такая каша, что она просто начала давить изнутри. Не получалось даже в уме спланировать съемочный процесс так, чтобы он был логичным, прозрачным и понятным. А я не могу на шару идти на дело. Нужен четкий план.

В этот момент я открыл для себя еще один инструмент профессионалов -КПП. Расшифровывается как календарно-постановочный план. Еще одна громоздкая таблица, в которой информация для каждой сцены, каждого кадра разбита по дням и часам. В ней указаны локации, время суток, используемый реквизит героев, их визуальное состояние и многое других факторов. Все это ради эффективного использования ресурсов и оптимизации всех процессов. Огромная благодарность Михаилу Канаеву, продюссеру и организатору фестиваля "ШОРТЫ", настоящему профессионалу, который не жалел личного времени для того, чтобы я довел этот план до конца.

Как я снял короткометражку. Первый опыт в режиссуре Короткометражка, Съемки, Процесс, Режиссура, Первый опыт, Ужасы, Видео, YouTube, Мат, Длиннопост

Стало понятно, что снять фильм возможно минимум за четыре с половиной дня, а людей нужно больше. Те вещи, о которых я поначалу не думал, образовали целые цепочки взаимодействий. Например, костер. Изначально я представлял так: приедем — разожжем и збс. Затем понял – чтобы сделать костер, надо: выбрать место, подготовить его, обложить камушками, а предварительно их найти, наломать веток, а также запастись ими, чтобы не прерывать съемки. И это кто-то должен делать. Так было с наполнением каждой сцены.

Параллельно я побирался по людям и стрелял реквизит: палатки, котелки и прочую походную шнягу. Я спланировал хавчик для всех участников на каждый день, чтобы никого не отвлекал голод. В процессе подготовки мы несколько раз выезжали в рандомные леса с актерами, где устраивали читки сценария, разбирали эмоции и чувства героев в каждой сцене. Когда я понял, что актеры освоили эти роли, настало время приступать к съемкам.

На этапе препродакшна ошибок было сделано много. Но обратная сторона медали в том, что не сделать их было невозможно. Если изначально идея была бы легкой для реализации, то не было бы бесценного опыта, который приблизил меня к пониманию того, как снимать кино.

Первый съемочный день

Этот день я планировал максимально разгруженным. Во-первых, чтобы все познакомились и сработались, а во-вторых, чтобы подготовить почву для других дней, в которых времени было намного меньше.

Лимит на картинки и видео иссяк, поэтому если будет интересен этот процесс и как все пошло по пизде, то я продолжу в следующих постах.