Как вычислить хорошего певца?

И как понять, кто поёт плохо.

Всем привет!

Уверен, вы частенько задавались вопросом, слушая певцов разных сортов и мастей - а поют ли они хорошо, или халтурят? Право, разобраться лишний раз не под силу даже продвинутому вокалисту. А про тех, кто вокал не практикует на серьезном уровне - задача практически невозможная. Масса стилей, приемов, разный репертуар и типы голосов, диаметрально противоположные манеры исполнения и подача - как тут разберешься…

Как вычислить хорошего певца? Голос, Вокал, Пение, Певцы, Музыка, Опера и оперные театры, Хорошая музыка, Видео, YouTube, Длиннопост

Однако, есть реальные и чёткие критерии для того, чтобы определить, кто Лев Толстой, а кто хрен простой. И оговорюсь сразу, речь пойдёт, в основном, о тех певцах, что поют без микрофона. Окей, если это простой концерт, где микрофон служит лишь для подзвучки - то ещё ладно. Но если это целые шоу, или трансляции в записи - то тут уже мои полномочия… всё.  Надо упомянуть, что все трансляции по ТВ, даже те, где написано "Живой звук", не обладают ни каплей живости звука. Это очередной обман. Я, в свою бытность в Ансамбле Александрова, нормально так потрудился на ТВ, правительственных концертах, юбилеях, мероприятиях на красной площади, парадах. Мы там под фанеру пели, народ. Стыд и срам, да.

Так вот.

Слишком сладок запретный плод редактирования звука, применения фильтров, всяких автотюнов и прочих новомодных словечек. Зачастую отличить где реальный звук, а где компьютерное моделирование его - практически не возможно без серьезной звукорежиссерской подготовки. Или вокальной, ибо профессиональный певец сразу видит несовпадение работы рта и тела в целом с слышимым пением.

Сегодня мы рассмотрим несколько критериев того, кто реально хорошо поёт, а кому пора бы и помолчать. Итак, погнали!

  1. Фальшивые ноты.

Это тот критерий, который поможет отличить певца от подлеца даже в микрофонном пении. Шутка ли, петь мимо нот! С другой стороны, вы должны чётко слышать и узнавать фальшь. Для этого необходимо либо очень хорошо знать то произведение, что поют перед вами, либо иметь тонкий слух. Если углубиться в тему, то кроме высоты нот есть ещё ритм, темп, разные украшения и т.д. Настоящий профессионал, едва открыв ноты, сразу узнает, где в эти ноты певец попал, а где - нет. А есть те, кто знает огромное количество репертуара в точности и наизусть. Именно таких профи обычно приглашают на вокальные конкурсы, дабы они авторитетно сливали неопытных певцов сразу, чтобы не терять на них время.

2. Каша во рту.

Певец, у которого не понятны слова - это одно из худших явлений на сцене. Конечно, сейчас певцам не нужно сильно напрягаться, чтобы выдать из себя много громкого и мощного звука, если певец в микрофон пищит. И поэтому можно тихинько и отчетливо шептать, и все слова будут разборчивы максимально. Однако для тех, кто своим натуральным голосом озвучивает многотысячные аудитории, проблема осталась. И зачастую, дабы быть услышанным, певец кидает все силы на то, чтобы петь громко. А уж что там со словами - дело десятое. Если вам доводилось слышать оперное пение, особенно в живую - вы знаете о чём я. Но даже в опере певцы, что не произносят слов, считаются некачественными. Ибо музыка всегда писалась на либретто, то есть на текст, и если текста в пении нет - то нет и первоисточника замысла самого композитора.

3. Некрасивый тембр.

Почему то считается, что общее впечатление от звучания голоса, которое зовётся тембром по незнанию - есть нечто, что заложено природой. Мол ничего не попишешь, такой уж у певца голос. Однако совершенно ясно, что если уж дикторы умеют менять голос в считанные секунды до неузнаваемости, то и певцу это под силу тем более, пусть не всегда и за секунды. Именно в этом и состоит задача постановки голоса - сделать голос техничным и красивым. Если красоты в пении нет, а вокалист звучит аки защемлённая дверью мышь или ревущий медведь, то вина вовсе не в матери природе, а всецело на плечах вокалиста лежит. И слушать таких не стоит.

Кстати, подробный детальный разбор темы для тех, кто предпочитает видео, находится тут: https://youtu.be/so-2hzR2faI. Там много информации, что не влезла в пост.

4. Качка.

«А когда на море качка, и бушует океан…» Вы когда ни будь слышали, как шатается голос у возрастных певцов? Это ведь бывает и у молодых тоже. И многие списывают это на стиль или украшения. Однако в «Козлином баритончике» нет никакой красоты, отнюдь. Случается это обычно потому, что певец пережимает звук или передавливает дыхание, что, по сути, одного поля ягоды. И это сразу говорит о некачественной постановке голоса. Это же качается и злоупотребления какими то конкретными приемами, типа тванга, субтона или крика со сцены. Говорит это скорее не о стиле, в котором поёт певец, а о его неумении петь иначе. А уж про крик я совсем молчу. В погоне за громкостью певцы теряют по дороге краски звука или вообще зажимают голос до такой степени, что слушать невозможно.

5. Не верю!

Это один из главных критериев. Причём, касается это не только артистизма и поведения на сцене в целом, но и умения передавать голосом необходимые краски. Сейчас обьясню, что я имею в виду. Как то по ТВ (когда я ещё смотрел телек) попался концерт на 9 мая, где Хворостовский пел «Журавли». Все ведь знают эту песню? Так вот, пел он её по оперному размашисто, тянул ноты по привычке, дабы показать силу и мощь своего дыхания, округлял звук. Затем я залез послушать Марка Бернеса, у которого голос дай бог на десятую часть от голоса Хворостовского потянет. И всё стало на места. Именно голосом Бернеса я чувствую и понимаю песню. А в исполнении Хвороста - нет.

https://youtu.be/za6QQt6Xdrs

На сегодня всё, друзья! Если не хватило - смотрите видео: https://youtu.be/so-2hzR2faI

Следующий пост будет про опору звука. Важнейшая тема, предмет которой разрушил множество голосов. Не пропустите!

Обнял/приподнял, ваш MorozovOpera