Как учатся летать на параплане, парапланеризм глазами новичка

С детства я мечтал уметь летать. Прошло немало лет, прежде чем я все-таки смог получить лицензию пилота параплана.


Представляю вашему вниманию нарезку видео, снятого инструктором во время проведения базового курса обучения.


Началось все, естественно, с неодобрительного: «Ну ладно, хрен с тобой! Летай!» - от моей любимой супруги!))). Я принял решение, 100гр для смелости, собрал чемодан, и вот я уже в самолете, несущем меня к исполнению моей детской «хочушки», в прекрасную страну Черногорию. Черногорию, как место для первоначального обучения полетам, я выбрал не с проста.


Во-первых, в России нет установленного порядка лицензирования пилотов параплана, а также невозможно получить международную лицензию пилота. Парапланеристам интереснее летать в горах, а подходящих условий для длительных маршрутных полетов в России не так уж и много, тем более подготовленных площадок для совершения безопасных взлетов и посадок. Получается в России все полеты проходят либо полузаконно, либо «недонезаконно» и на свой страх и риск.


Во-вторых, для качественного обучения мне необходим был русскоговорящий инструктор. Объясняться по рации в сложные моменты на иностранном языке для меня не удобно, а сложных моментов в начале пути было ооочень много. Ставший привычным голос инструктора в рацию - был спасительной ветвью для утопающего, а точнее для улетающего).


В-третьих, чтобы научиться летать в горах, надо летать в горах! Вспомнил это я стоя на краю высотной стартовой площадки, перед обрывом 1000м, и, с трясущимися от страха ножками, сделал усилие, раскрывая над головой купол параплана, чтобы совершить первый настоящий самостоятельный полет в горах.


В-четвертых, подходящие для полетов климатические условия.


Когда-то, давным-давно, я начал обучение в одной из Московских парапланерных школ. В итоге процесс затянулся более чем на год и ничем не закончился. Весна, осень - не летная погода: под ногами грязь, термической активности нет, вокруг все серое - парапланеристы грустят и сидят дома. Зимой холодно и тоже печальненько обучаться, бегая по заснеженному по пояс полю, и получается, что для комфортного обучения подходит только несколько месяцев в году. И то не все, а только по выходным, и только когда инструктор не в отпуске или еще где-то, да и вообще полеты только с лебедки, а в Черногории погода позволяет летать круглый год, кроме редких дней, когда дует неправильный ветер. В целом базовый курс обучения можно


уложить в стандартные для Россиян две недели отпуска! Да еще и в моречке покупаться после изнурительного полетного дня.


В итоге, по деньгам, обучение в Черногории получается так на так, а если учитывать потраченное время, то и вовсе дешевле чем в России.


Само обучение проходит в несколько этапов:


1. теоретическая подготовка;


2. наземная подготовка;


3. самостоятельные "подлеты" с холмика сверху вниз;


4. самостоятельные полеты с высотного старта.


Начало


В первый же день моего прибытия в Черногорию инструктор поинтересовался готов ли я отправиться на два дня с палатками в сердце Черногории для начала обучения и, получив утвердительный ответ, вечером этого же дня мы, вместе с его женой и двумя мелкими, сидели у костра и утрамбовывали теоретические знания в мой жаждущий приключений мозг.


По утру, а утро у парапланеристов совсем не раннее, так как воздушным массам требуется время на разогрев и пробуждение термической активности, мы начали активно мучить крыло и, разгоняя накопленные мною жирки, активно носиться по полю, практикуя умения обращаться с парапланом на земле. К вечеру первого дня я даже совершил пару самостоятельных подлетов, особо и не желая этого, просто в какой-то момент меня подхватывал ветерок термодинамика и запускал в космос, как мне на тот момент казалось.


Наземная подготовка на этом не закончилась. Во время обучения я еще далеко ни один день провел, не вылезая с полей в попытках обуздать воздушный змей площадью в 27 квадратных метров. В некоторые моменты играться с крылом на земле мне нравилось даже больше чем летать, особенно после сложных полетов в турбулентных условиях протяженностью в пару часов и более, за время которых я дико уставал от постоянно присутствующего взгляда старухи с косой, которая, как мне тогда казалось, с улыбкой наблюдает за болтающимся под облаками учлёта на странной конструкции, представляющей из себя матрац с веревочками.


По мере приобретения навыков пилотирования страхи конечно потихоньку улетучивались и в конце каждого летного дня оставалась сладкая истома от полученных во время полетов эмоций.


Убедившись в моей готовности к первому высотному старту, инструктор принял решение "выкинуть меня из лодки по середине озера", естественно, ничего не сказав мне о принятом решении, видимо, что бы я заранее не покинул эту лодку. В этот день мы как обычно утрамбовались в


машину и, под привычное уже внедрение в мой учлётный мозг теоретических знаний, отправились, как мне тогда казалось, постигать все премудрости наземной подготовки в поля, но что-то пошло не так как я это себе представлял. Мое удивление не знало границ, когда вместо привычного взгляду поля мы остановились высоко в горах и инструктор скомандовал вылезать и готовиться к полету! Негодование сменилось чувством страха.


Взлет


Оторвавшись от земли, я немного успокоился. В голове пробежала мысль о том, что на земле было гораздо страшнее чем в воздухе, но и там, на земле, в гамме эмоций для страха не оставалось места. Все мысли были только о правильности и последовательности действий, проверки готовности снаряжения и тд. Только дрожь в коленках выдавала присутствие в крови огромного количества адреналина и кучу еще каких-то биохимических продуктов жизнедеятельности, которые все-таки заставляли меня это делать, и даже больше - я получал ни с чем не сравнимое удовольствие от того что я делаю! Первый полет незабываем!


Полет


Бежали часы, проведенные мною в воздухе. Страх улетучивался замещаясь опытом. Взлеты и посадки стали более уверенными и перестали будоражить сознание. Я получил долгожданную лицензию, но подгоняемый инструктором продолжил обучение по программе Para Pro 3-4, летая в более сложных метеоусловиях. Изо дня в день я отрабатывал навыки пилотирования в термиках, динамиках, термодинамиках, постигая основы маршрутных полетов. Конечно не всегда все проходило гладко и, в конце моего видео, есть небольшая нарезка разных косяков ученика, многие из которых не были увековечены в видео, так как во время полетов мне было совсем не до камеры. Некоторые из них заканчивались легкими травмами или посадками в кусты на скалы и тд.


Подытожив все написанное и пережитое мною за этот незабываемый месяц, хочу сказать однозначно - оно того стоило! Как-будто я пережил отрывок жизни героя книги, который может прикоснуться к облакам рукой, которому не знакомо чувство суеты мира где-то далеко внизу, и все-таки как же прекрасно это чувство свободного полета! Чувство безграничного трехмерного пространства, где взгляд не касается горизонта почти бесконечно! Как же прекрасно ощущать себя в прохладе горного воздуха где нет ничего кроме тебя и неба!


Всем хорошего дня и прекрасного настроения!


P.s. Cильно не пинайте пишу и опубликовываю видео первый раз.


С Уважением Prokop