Как судили Павла Постышева. Назад в 1930-е
В 1934 году в СССР пришел в движение постепенно набирающий обороты маховик террора. В первую очередь чистки коснулись партийного аппарата - явных и мнимых оппозиционеров и контрреволюционеров. И особняком от большинства партийных чисток стоит нетипично долгий и продуманный процесс против Павла Петровича Постышева, известного как первый секретарь Киевского обкома и любитель поискать поискать пролфиль Троцкого на спичечных этикетках.
Постышев был одним из старых партийцев, попавших в соц-дем движение еще в 1901 году. Будучи профессиональным революционером, он знал как организовывать стачки, прятаться по лесам с партизанским отрядом и гладить кота. Навыки, полученные им во время революций и Гражданской войны пригодились и в мирной жизни - в течение 15 лет он шёл вверх по карьерной лестнице, получая одобрение Сталина. Пиком его политической карьеры были назначение в Киевский обком и введение в Политбюро ЦК ВКП(б) в качестве кандидата в 1934 году.
Марка с Павлом Петровичем из более спокойных времен
Триумф Постышева на новом месте не занял много времени - уже в 1936 году в его окружении прошли массовые аресты, а феврале-марте 1937 г. на пленуме ЦК партии руководство республиканской организации было обвинено в засорении госаппарата врагами. Постышеву объявили выговор и лишили должности секретаря обкома, переведя на должность секретаря обкома ниже рангом.
Атака против Постышева не то что бы совсем не имела под собой оснований. Киевским лидерам и правда были присущи и злоупотребление властью и групповщина, и создание местных культов с возвышением самих себя. И действительно, Павел Петрович, будучи человеком властным и напористым, довольно быстро смог окружить себя группой преданных лично ему работников ("постышевцев"). Двойное дно претензий ЦК заключается в том, что до определенного момента Сталин поддерживал создание подобных мелких культов, воспринимая их как опору своему режиму.
Л.М. Каганович, И.В. Сталин, П.П. Постышев, К.Е.Ворошилов, январь 1934 г.
Что касается групповщины, то подобные претензии тоже не рождались на пустом месте. Жена Постышева - Татьяна Семеновна Постоловская - занимала пост секретаря парткома Украинской Ассоциации марксистско-ленинских научных институтов (УАМЛИН) и принимала активное участие в решении политических вопросов республики. Её смогли "привязать" к делу Постышева не только за её высокий пост, но также из-за её некорректного поведения в "деле Николаенко".
В чем суть? Жила-была очень идеологически настроенная дама - П.Т. Николаенко. Компартия рано ударила в голову, поэтому мадам всюду мерещились враги режима и классового общества. В 1935 году, работая в киевском музейном городке, она сначала обвинила коллегу в воровстве экспонатов, а потом, не найдя отклика в руководстве, и директора всего музейного комплекса. В попытке избавиться от говорящей шизы, её отправили на учёбу, однако и там она не давала покоя, "разоблачая" предателей. В итоге УАМЛИН, не без участия Постоловской, добился исключения Николаенко из университета. Та отрегировала соответственно - начала распространять слухи, что во всех её бедах виновата лично Постоловская, которая в сидит своей организации, окруженная верным соратниками, и тихонечко контрреволюционерит. Постоловской донесли о подобных заявлениях и та, не долго думая, смогла выгнать Николаенко из партии. Этого хрупкая душа классовой борцуньи не выдержала и она обратилась напрямую к И.В. Сталину. Её письмо в дальнейшем будет использовано на партийном пленуме февраля-марта 1937 года для осуждения Постоловской в нарушении работы парторганизации. А пример Николаенко будет выставлен как образец "маленького человека", простого партийного работника, разоблачившего "семейственность мещанско-обывательского подхода к работникам".
Из письма П.Т. Николаенко Сталину. 03.01.1937 г.
Желая или не желая того "маленький человек" удачно пригодился для укрепления образа Сталина как справедливого вождя. защищающего народ от бюрократов. И хотя уже перед пленумом Николаенко вновь обращалась к Сталину с просьбой защитить П.П. Постышева, пострадавшего, в том числе, и от её доносов, было уже поздно.
Что же до самого Павла Петровича, то он, попытавшись сначала отстоять свою позицию и личное достоинство, выразил на пленуме несогласие с выдвинутыми обвинениями. Оставаясь в статусе кандидата в Политбюро, он был, хоть и опозоренным, но всё же действующим функционером. Павла Петровича перекинули из Киева в Куйбышев (Самара), объявили выговор и наступило затишье. Оказалось оно обманчивым, ведь уже в середине 1937 года Политбюро снова займется делом Постышева, подняв архивы из его прошлого. По доносу от одного из членов партии ЦК стало известно о том, что в 1910 году Постышев подавал ходатайство на имя командующего Московским военным округом о смягчении себе судебного приговора.
"Преступление" это стоило того, чтобы снова вызвать Постышева для объяснений и объявить ему выговор за сокрытие этого факта от ЦК. По факту, Постышева просто старались держать "бодрячком", напоминая о том, что его судьба напрямую зависит от воли вышестоящих, способных найти на него любой необходимый компромат.
Записка Л. Мехлиса Жданову о подробном поиске свастики на колбасе и рвении П.П. Постышева. 25.11.1937 г.
В скором времени в Куйбышевскую область для личной инспекции работ партийных органов прибыл сталинский эмиссар А.А. Андреев. В этот раз снова обошлось без открытой конфронтации - Постышеву просто высказали недовольство за его неэффективную борьбу с "контрреволюционерами" в области и дали указание исправиться. Постышев, как послушный партиец, начал неистово искать так необходимых центру врагов, но попал в ловушку Иосифа Виссарионовича. Попытками Павла Петровича начать активную кампанию по выкорчевыванию "подполья" воспользовались в Москве, как предлогом для дальнейших атак на него. В январе 1938 года Г.М. Маленков подал Сталину записку о деятельности Куйбышевского обкома, который в течение трёх месяцев успел распустить около 30 райкомов партии. Действия Постышева были признаны "политически вредными и провокационными" и 9 января 1938 году он был освобождён от должности секретаря обкома.
Формально пленум 9 января не должен был вообще быть посвящён Постышеву. Однако ЦК потратил целый день, обсуждая провинности и промахи Павла Петровича на поле борьбы с контрреволюционерами. На этот раз его речь в конце пленума выглядела не как выступление опозоренного, но все же уверенного в себе функционера, а как исповедь кающегося во всех грехах грешника. Настойчивые намеки Кагановича, Игнатова и прочих членов пленума оказали свое влияние - Постышев решил не упорствовать в своих "заблуждениях" и признать вину в надежде на снисхождение.
Судьба человека, некогда бывшего первым лицом Украинской ССР, была предрешена. Через несколько недель он был обвинен в попустительстве контреволюционным организациям и арестован вместе со своей женой 22 февраля 1938 года. Спустя год его обвинение было дополнено сотрудничеством с право-троцкистскими элементами (из числа других партийцев, осужденных к тому времени) и Павел Петрович Постышев был расстрелян 26 февраля 1939 года.
Причины, почему Сталин решил организовать политическую атаку на Постышева остаются неясными. Серьёзным оппонентом Сталину он не был, недовольство, высказанное им в феврале-марте 1937 года было на тот момент оправданным, да и его верность партии в сложно подвергнуть сомнение. Отличие Постышева от прочих репрессированных членов и кандидатов в Политбюро заключается в том, что почти ни с кем Сталин не вел столь долгую игру. В дальнейшем партийные чистки проходили с меньшим числом формальных процедур и без иллюзии непредвзятости.
В итоге концу десятилетия большевики ленинского поколения оказались совершенно бессильными перед Сталиным. И наметившиеся первой половине 1930-х годов тенденции к очистке партийного аппрата в полной мере раскрыли себя в масштабной кампании по устранению оппозиционных "антисоветских" элементов, начало которой положил приказ №00447.
Список литературы:
Mapягин Г. А. Постышев. М., 1965.
Коммунистическая партия в портретах ее самарских лидеров. 1917-1991. 2010.
Письмо члена КП(б)У П.Т. Николаенко на имя И.В. Сталина. 3 январь 1937 г.
Мой авторский блог и исторический лекторий "Бои за Историю"
Лига историков
15.8K поста52.5K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения