Как современный скульптор обманул искусствоведов ради саморекламы

Как современный скульптор обманул искусствоведов ради саморекламы Древние артефакты, Археология, Музей, Искусство, История (наука), Древняя Греция, Скульптура, Пиар, Длиннопост

Исторические курьёзы : "А сейчас мы делаем не хуже!" — как французский скульптор Франческо Кремонезе провёл искусствоведов.
История началась в 1936 году, когда один французский скульптор Франческо Кремонезе ( Франсуа Кремонье ) задумал провести некую акцию, призванную показать его мастерство.
События разворачивались в Оверни — исторической области Франции, расположенной по течению реки Луара.
В древности и в Средние века эта область славилась своим плодородием, и поэтому туда часто устремлялись разные древние народы и племена : римляне, кельты, германцы-франки, и так далее.
Римляне, после покорения Галлии, основали много городов, торговых пристаней для перевозки грузов, и там до сих пор происходят интересные археологические находки.
В начале 20 века Овернь стала важным сельскохозяйственным регионом, поставлявшим продукты в другие регионы.

Начало розыгрыша разворачивалось на поле турнепса — кормовой репы для крупного рогатого скота и свиней.
Некий Жан Ганон пахал и засеивал свое поле, когда внезапно лемех плуга обнажил статую, находившуюся в полуметре от поверхности земли. Скульптура изображала наполовину задрапированную женщину, с отломанными носом, левой рукой, кистью правой руки и нижней частью туловища.
После выяснилось что высота статуи составляла 86 см, а вес 87 кг.
Разумеется, назвали её Венера или Афродита.
Фермер Жан сообщил о находке некоему Жану Рено, местному археологу-любителю, ну а тот уже сообщил дальше, и дело дошло даже до Парижа.
Начались обсуждения, изучения, сопоставления — всё бурлило, и обещало нечто небывалое
Назревала сенсация, и она состоялась — 19 июня 1937 года журнал L’Illustration опубликовал статью, автор которой поспешил назвать скульптора, создавшего эту прекрасную скульптуру : Фидий.
Фидий был самым известным античным греческим скульптором, чьи произведения стали образцом, вершиной художественной выразительности в скульптуре, и являются ими до сих пор — он разработал идеальные пропорции, композиции и ввёл правила обработки материалов для статуй оптимальным образом.
И сенсация состоялась! Небывалое и потрясающее — увлекло тогда многих : сам Фидий! Это был уникальный артефакт, такого нигде в мире больше не было!
События развивались дальше, к делу подключались всё больше авторитетов в области античности, и статуя вполне могла занять своё почётное место в Лувре.

Как современный скульптор обманул искусствоведов ради саморекламы Древние артефакты, Археология, Музей, Искусство, История (наука), Древняя Греция, Скульптура, Пиар, Длиннопост


Все участники были уже в предвкушении, но...
Но тут, в 1938 году, не дав завершиться триумфальному помещению статуи на лучшее место в Лувре — вышел на сцену автор розыгрыша, Франческо Кремонезе, держа в руках недостающие части статуи, которые сам же и отбил от неё после создания.
Шок от этого долго преследовал античных авторитетов.

Закончив обучение, Кремонезе видел вокруг себя невиданное увлечение античностью, поскольку Франция, особенно юг, с его руинами древнегреческих и римских городов — была просто в тумане от обилия древностей.
Сенсационные открытия в египетской Долине царей, находки в Марселе, и вокруг него, новые раскопки по берегам Луары и даже в самом Париже — всё это создавало ауру полного предпочтения именно античных и средневековых произведений.
Обычному скульптору могли поручать создавать небольшие архитектурные украшения, надгробия и колонны.
Выбор был невелик, и всё это не приносило ни славы, ни денег.
Поэтому Кремонезе и решился на розыгрыш — это была рекламная акция, для его популярности и признания мастерства.
Что ж, "шалость удалась" — его творение признали самые авторитетные специалисты по античности, и даже сравняли его с сами Фидием!
Он действительно был мастером своего дела, зрелым художником.

Как же разворачивались события? Поэтапно.
В 1936 год Франческо Кремонезе создаёт свою "Афродиту". Он вырезал статую из тосканского мрамора по гипсовой модели, для которой позировала некая молодая полька Анна Студницкая, подрабатывавшая моделью для художников и скульпторов.
Затем он разбивает её на части, прячет отбитое у себя в мастерской, а основную часть 9 октября 1936 г. закапывает на пустующем поле фермера Жана Ганона.
Через полгода, в апреле 1937 года Ганон пашет поле и находит статую.
В 1938 году статую объявляют уникальным творением, возможно, даже самого Фидия, и объявляют огромной ценностью.
И тут — сам автор мистификации выходит на сцену, и всё портит.
Подлог был подтверждён правительсвенным указом от 21 октября 1939 года.
Статуя не была возвращена автору, решением суда от 26 мая 1939 Жан Ганон остался её владельцем.
Нынешнее местоположение скульптуры неизвестно.
Сам скульптор не получил за всю свою жизнь больших заказов, и не достиг славы.
Он делал надгробия в виде статуй и рельефов, имел небольшие выставки, и прожил весьма скромную жизнь, скончавшись в 2002 году.

Это послужило огромным уроком для всех причастных к истории, археологии и культуре : сенсация состоялась, но итог её показал всех специалистов в самом неприглядном виде.
Поэтому такие курьёзы, помимо забавного содержат и поучительное.

История быта и искусств

1.8K постов6.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников