КАК РАЗВИТЬ СВОЙ БИЗНЕС

Что служит потенциалом к росту бизнеса? Первая мысль – высокий уровень продаж и активные до гениальности менеджеры по продажам. Если это есть, то значит у организации непременно появятся большие деньги, а их можно будет направить на рост бизнеса и уж там разовьемся. Поэтому тема продаж самая востребованная бизнесменами. Только это ошибка, это неправильное рассуждение.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ БИЗНЕСМЕНОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОДАЖИ

Ажиотажный спрос на продукт и финансовое изобилие не обеспечивают фирме роста. В природе на места с обильной пищей всегда приходят более крупные хищники, а в бизнесе, на высокодоходный рынок приходят другие, более крупные и организованные бизнес-иерархии. Скажу больше, порой ажиотажный спрос и сказочные доходы явились причиной краха многих компаний.

Частой причиной их гибели бывает появление крупного федерального бизнеса на местных рынках. Пришедшие мощные чужаки демпингуют, при необходимости перекупают гениальных менеджеров, либо привозят своих, еще более опытных и гениальных и отодвигают мелкие фирмы на задворки, прозябать.

Бывает и другой, не менее печальный конец. Наиболее предприимчивые работники, соблазненные высокими доходами, вдруг осознают внезапно открывшиеся перед ними перспективы и задаются вопросом: А что такого может делать мой работодатель из того, что не сумею делать я? И находят ответ: — Ничего! Переманивают часть сотрудников, воруют базы клиентов и поставщиков и превращаются в конкурентов. Бизнесменам важно помнить – страшнее жабы зверя нет.

Не видел ни разу, чтобы люди, поступившие таким образом, достигли в бизнесе высот. Обычно они перетаскивают с собой генетику бизнеса компании их породившей и плодят ровно таких же бизнес-карликов. Такое явление называют «шелушением» иерархии.

Но дело даже не в конкуренции с более мощными компаниями или с фирмами из бывших сотрудников. Ведь даже в идеальных условиях и при усиленном питании овца все равно не вырастает величиной с корову, генетика ей этого не позволит. Так и в бизнесе – мелкая фирма не способна стать большой ровно по той же генетической причине. А что является генетикой бизнес организации, где она у нее хранится? В бизнес-процессах.

ВИДЫ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ

Когда начинаешь заниматься бизнес-процессами, то внезапно окунаешься в море информации, в котором немудрено утонуть. Тема хорошо разработана, но общепринятой точки зрения нет, как нет и особенных противоречий. Просто бизнес-процессы обрастают новыми нюансами и не просто понять, как приступить к их описанию.

В частности, предлагается классификация бизнес-процессов, в которой выделяют:

  • Основные бизнес-процессы — создают товар или услугу за которые клиенты будут платить

  • Поддерживающие бизнес-процессы – обеспечивают возможность бесперебойной работы основных бизнес-процессов

  • Бизнес-процессы развития – приводят компанию в соответствие с ожиданиями рынка

  • Бизнес-процессы управления – снижают затраты времени на передачу информации и качество управленческих решений

Безусловно полезная информация, без всякой иронии. Только вот, к примеру, если у вас есть автомастерская, а при ней магазинчик запчастей, то с чего все же следует начать описание бизнеса? Как распределить бизнес-процессы по видам? Работает-то всего 5-6 человек плюс бухгалтер на аутсорсинге. Из-за малого количества людей один и тот же работник включен одновременно в несколько процессов. И основных, и вспомогательных, и т.д. и т.п. Ошибаться нельзя, ведь это генетика бизнеса. Но как понять, где вспомогательный процесс, допустим маркетинга, стыкуется с основным процессом «Прием автомобиля в ремонт». И вообще, стыкуется ли? Сделаешь описание неправильно, и организация останется карликом, а составлять груду бесполезных бумаг тоже не хочется.

КАК ПОСТРОИТЬ БИЗНЕС. С ЧЕГО НАЧАТЬ

Рискну предложить простое решение. Большая часть бизнесменов начинала с того, что делала некий продукт в одиночку. Сам находил клиентов, сам закупал комплектующие, сам выполнял работы и все это происходило естественно и гармонично, потому что выглядело в голове как способ жить. Поэтому и начинать описание бизнес- процесса нужно тоже как единственного. Это потом, при более детальном анализе он станет разбиваться, выбрасывать дополнительные направления.

Бизнес-процесс растет примерно так же растет дерево. Рост могучего кедра начинается с одного ростка, а дальше он набирает мощь, выбрасывает все новые и новые ветки, но единым остается ствол. Можно сказать, что ствол это будет корневой бизнес-процесс, который даст рост всему бизнесу. Нужно только обеспечить его связь со всеми полезными ветками-ответвлениями.

В качестве первого шага обратимся к идее своего бизнеса, а она всегда и у всех одна. Такова уж природа человека. Поскольку бизнес — это продажа товара или услуг другим людям, то чем больше будет покупателей, тем богаче станет бизнесмен. Поэтому главную цель бизнеса я формулирую так: «Превращение случайного потребителя в постоянного, преданного компании клиента». Потому что именно постоянные клиенты, отдающие предпочтение полюбившейся им фирме, и приносят ей львиную долю дохода. Вы можете сформулировать цель своего бизнеса по-другому, как вам будет удобнее, но смысл ее все равно останется неизменным.

Важно понимать, что термины «постоянный» и «отдающий предпочтение» нуждаются в расшифровке, которая проводится в соответствии с правильной формулировкой цели.

Следующим шагом будет определение границ бизнес-процесса, т.е. с какой работы он начинается и каким действием завершается, после чего бизнес-процесс считается выполненным. Например, он может начинаться с приезда клиента в офис или магазин, а завершаться в момент получения оплаты. Или начинаться с входящего звонка для консультации, а завершаться, когда клиент пишет отзыв о работе фирмы. Или начинаться с разработки рекламной акции, а завершаться когда постоянный покупатель отказывается от рассылки, которую делает ваша фирма своим клиентам. Выбор за вами, отчасти в этом и состоит творчество бизнесмена.

КАК РАЗВИТЬ СВОЙ БИЗНЕС Бизнес, Торговля, Работа, Продажа, Опыт, Консалтинг, Длиннопост

Затем прописывается вся цепочка действий, включая самые мелкие операции. Теперь все работники должны действовать только так, как прописано. Утвержденный порядок будет обязательным для всех до тех пор, пока не будут найден новый, более эффективный способ.

КАКИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССЫ НУЖНЫ ФИРМЕ

Когда вы станете описывать корневой бизнес-процесс от первого действия до последнего, то обнаружите в нем глобальные направления, которые нуждаются в отдельном описании. Как ветки отходят от ствола, так и в бизнесе от корневого процесса отходят другие важные бизнес-направления.

Первое относят к основным бизнес-процессам, оно описывает как создается товар и называется оно «Создание идеально продукта». Идеального с точки зрения потребностей клиента и затрат компании на его создание. Процесс создания товара в свою очередь заставит описать более мелкие процессы. Например:

мелкие процессы:

  • как определяются параметры продукции, обеспечивающие на нее максимальный спрос

  • как осуществлять закуп сырья для его создания

  • какие инструменты и расходники для этого нужны

Второе направление это работа с персоналом. Его можно назвать «Превращение случайного человека в преданного фирме профессионала».  В свою очередь он тоже легко разбивается на отдельные процессы. Например:

  • определение потребности в кадрах

  • подбор персонала на рынке труда

  • формирование преданности компании через мотивацию персонала

  • высвобождение фирмы от недобросовестных сотрудников

Третье направление относится к процессу управления. Оно должно дать ответ на вопросы как именно, в каком объеме и по каким показателям у руководителя будет аккумулироваться информация для принятия решений. Не каждый день в каком-то новом формате, а по одним и тем же не финансовым показателям. Выручку и так все считают, этот показатель всегда есть. Нужны показатели продуктивности каждого рабочего места в натуральном выражении. На основе этой информации руководитель сможет:

  • Определять нормы выработки на рабочих местах, а также затраты времени и ресурсов на исполнение работ

  • Определять стратегическое направление для развития бизнеса и потребности в формировании дополнительных рабочих мест

  • Организовать плановую работу всего персонала компании для достижения целей

На первых порах этого будет вполне достаточно. В результате у вас получится не россыпь бизнес-процессов, а своеобразное дерево. Вам будет понятна их система, т.е. каким образом и чем именно бизнес-процессы увязаны между собою, а также какое влияние они оказывают друг на друга. А когда возникнет проблема, вам будет нетрудно найти ее истоки и при необходимости усовершенствовать нужный бизнес-процесс или его взаимосвязи.

ЧТО ДАЕТ ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Прежде всего такая работа увеличит скорость и качество принимаемых управленческих решений. С этой целью описание бизнес-процессов оформляют в письменном виде. С одной стороны, потому что вместе с успехами фирмы дерево бизнес-процесса имеет тенденцию к росту. С другой, трудно будет держать в голове всю работу фирмы по операциям. Ее целесообразно представить на листе, как карту или чертеж продуктивности вашей иерархии. Строить стратегические планы без карты — пустое занятие. К тому же сотрудникам часть карты, которая касается только их работы, прописывают в должностной инструкции. Им тогда трудно будет что-то «забывать» или спрашивать: — А где это записано, что я должен был желать это.

Бизнес-процессы позволят сформировать должностные обязанности работников, а не скачивать что попало из интернета. Уберут бесхозные трудовые операции, которые работники «забывают» сделать или перебрасывают их выполнение друг на друга. Через создание норм и стандартов работ ликвидируют споры и претензии работников друг к другу. В иерархиях люди ссорятся прежде всего именно по этим причинам. Когда зоны ответственности должностных лиц четко ограничены, тогда и создаются условия для формирования дружного коллектива.

КАК РАЗВИТЬ СВОЙ БИЗНЕС Бизнес, Торговля, Работа, Продажа, Опыт, Консалтинг, Длиннопост

Главные условия для роста — это управляемость бизнеса и порядок в вашей фирме. Начните с простого описания корневого бизнес-процесса и у вас все получится.

Бизнес

2.4K поста32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.