Как разобраться в бухучете за 15 минут

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Привет, в свое время я отучился в вузе по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и не понаслышке знаю, как сложен бухучет для понимания. А ведь хотя бы поверхностное понимание его основных идей необходимо и руководителям, и разработчикам специального ПО, и частным инвесторам, чтобы читать отчетность. Поэтому очень хотелось простыми словами объяснить, как строятся бухгалтерские документы. Более 200 тысяч просмотров на ютубе говорят о том, что у меня это получилось не так уж и плохо. Приступим.


С развитием социальных отношений человечество создавало все новые и новые институты, которые были призваны удовлетворять личные и общественные потребности. Усложнение экономической деятельности сделало необходимым знание о том, откуда у организаций и государства берутся деньги, на что они расходуются, и как повысить эффективность их использования.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

До Средних веков подобный учет велся, в основном, при оформлении сделок и сборе налогов. Не сказать, что в XV веке произошел какой-то качественный скачок в развитии европейской экономики, однако именно 1494 год считается датой рождения современного бухгалтерского учета. В этом году францисканский монах Лука Пачоли подробно описал применение двойной записи – пожалуй, основного инструмента бухгалтера.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Суть ее сводится к тому, что имущество организации учитывается вместе с источниками его приобретения. Имущество называется активами, а источники их формирования – пассивами. Увеличение активов отражают в левой части двойной записи, которая называется дебет, а их выбытие – в правой, которая называет кредит. Для пассивов все наоборот – по дебету записывается их уменьшение, а по кредиту – увеличение. Дальше я объясню, чем обусловлен такой подход.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Кстати в бухучете правильно говорить, именно крЕдит, а не кредИт. Это два разных слова, которые произошли от одного корня. На латинском языке crе́do означает «я верю», т.е. тот же банк дал денег организации, потому что верит в их возврат, и у организации возникла кредиторская задолженность – обязательство выплатить долг банку. Дебет переводится как «он должен», и здесь уже возникает дебиторская задолженность – ситуация, при которой должны не мы, а нам. Например, товар организация отгрузила, а деньги еще не получила, в результате образуется дебиторская задолженность.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Получается, что любую хозяйственную операцию по движению денег или иных ценностей можно записать в виде небольшой таблички (самолетика), где слева будет дебет, а справа кредит.

Например, покупку товара можно зафиксировать следующим образом.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Здесь наше имущество уменьшилось за счет выплаченных из кассы денег, что мы отразили по кредиту, при этом у продавца появилась перед нами задолженность. Когда мы получим товар, эта задолженность погасится, что отразится следующей записью.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

В результате такой записи, мы можем легко проследить цепочку действий от начала и до конца и убедиться, что никакие операции не упущены.


Согласитесь, что каждый раз придумывать название операции по дебету и кредиту очень неудобно. Поэтому в бухгалтерском учете существуют установленные наименования для каждого вида имущества и источников его формирования – бухгалтерский счет. Например, счет 10 называется Материалы, счет 60 – расчеты с поставщиками и подрядчиками, а счет 50 – касса. Зная это, мы можем записать наш пример в лаконичной форме.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Из кассы деньги ушли продавцу, а продавец передал товар в организацию. Каждая строчка, состоящая из дебета и кредита соответствующих счетов, называется бухгалтерской проводкой. Именно проводка лежит в основе учета всех хозяйственных операций.


Вместе все счета образуют план счетов, на основании которого и ведется бухгалтерский учет. По действующему законодательству (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению») план счетов состоит из восьми разделов и забалансовых счетов.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Первые пять разделов учитывают имущество организации, т.е. активы, поэтому счета, входящие в эти разделы, называются активными. Обратите внимание, что внеоборотные активы сгруппированы в первый раздел, в то время как разделы со второго по пятый содержат счета, на которых учитываются оборотные активы. Пассивы организации учитываются на счетах разделов VII и VIII, соответственно счета этих разделов называются пассивными.


Хорошо, с этим разобрались, а что делать с шестым разделом? Счета этого раздела относятся к активно-пассивным, так как могут быть и активными, и пассивными в зависимости от того, кто кому должен. Например, если на счете 62 Расчеты с покупателями и заказчиками числится наше обязательство по оплате купленного товара, то счет будет пассивным, так как возникла кредиторская задолженность. И наоборот, если мы отгрузили товар покупателю, но денег за него пока не получили, то счет 62 будет активным, так как возникла дебиторская задолженность.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Также бывают случаи, когда фирме необходимо учесть объекты, в отношении которых она имеет ограниченные права собственности. Например, при сдаче или аренде основных средств. Для этих целей используются забалансовые счета, суммы по которым не входят в состав баланса, но учет которых необходим для контроля всех средств, которые использует организация.


Наличие плана счетов обеспечивает стандартизированный учет движения всех средств в рамках предприятия. Так, покупка основного средства последовательно учитывается на счетах 51-60-08-01 (проводки 60-51, 08-60, 01-08), где с расчетного счета деньги уходят поставщику, превращаются в купленное оборудование, которое в итоге вводится в эксплуатацию.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Разумеется, за год на каждом счете будет аккумулироваться множество операций по дебету и кредиту. Возьмем активный счет 01 Основные средства. Их постановка на учет отражается по дебету, а выбытие – по кредиту. В конце отчетного периода по этому счету сформируется оборот по дебету и кредиту и мы сможем рассчитать остаток счета. Такой остаток называется сальдо». Сальдо бывает начальным – остаток по счету на начало года, и конечным – остаток на конец года.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Для активных счетов сальдо всегда будет дебетовым, так как у нас не может выбыть активов больше, чем есть в организации. Поэтому чтобы рассчитать конечное сальдо по активному счету 01 мы к начальному сальдо прибавим оборот по дебету, а после вычтем оборот по кредиту. Для пассивных счетов сальдо всегда будет кредитовым, а расчет конечного сальдо будет проводиться путем прибавления оборота по кредиту и вычета оборота по дебету. Для активно-пассивных счетов сальдо будет определяться в зависимости от объема операций – и величины начального сальдо.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Как вы уже могли догадаться, сумма по счетам с дебетовым сальдо в организации равна сумме по всем счетам с кредитовым сальдо, так как, напомню еще раз, одна операция всегда указывается по дебету и по кредиту. Такой порядок позволяет отследить всю последовательность операций и обеспечивает главное равенство бухгалтерского учета – активов и пассивов.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Благодаря такой системе легко проверить наличие ошибок при группировке фактов хозяйственной деятельности – если по итогам года дебет не сходится с кредитом, это означает, что бухгалтер не учел какое-то имущество или неверно указал источники его возникновения.


Разумеется, бухгалтерский учет существует не для того, чтобы финансисты упражнялись в сведении элегантных равенств и получали удовлетворение от тождественности дебета и кредита. В конечном счете, важен результат работы бухгалтера, т.е. отчетность, в которой отражается основная информация о финансовом состоянии организации.


Бухгалтерская отчетность это набор унифицированных форм, в которых содержатся все финансовые сведения о компании. Пользователями такой отчетности могут быть разные категории лиц – это и руководители компании, и инвесторы, и государственные органы. В России крупные компании, такие как сбербанк или газпром представляют отчётность по двум стандартам – РСБУ и МСФО.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

РСБУ это локальный формат отчетности для российских компаний, которая требуется для предоставления контролирующим и налоговым органам. По МСФО отчётность составляют компании, которые размещают свои ценные бумаги на бирже. Это необходимо, чтобы инвесторы могли взглянуть на финансовое состояние организации и принять решение о покупке или продажи ценной бумаги . Далее я не буду подробно рассказывать об отличиях между этими двумя стандартами, а остановлюсь на содержании форм, которые входят в эту отчетность.

Дальше примеры по РСБУ и МСФО на разделенном пополам слайде с названием форм.

Как разобраться в бухучете за 15 минут Бухгалтерия, Деньги, Финансы, Учет, Экономика, Образование, Длиннопост

Первая форма характеризует финансовое положение организации. Здесь можно увидеть размер ее имущества, а также собственные и заемные источники его формирования. По результатам анализа отдельных статей этой формы можно сделать выводы о рентабельности капитала, ликвидности бизнеса, уровне финансовой устойчивости и многом другом.

Вторая форма - отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках/отчет о совокупном доходе) информирует пользователя о величине доходов, расходов и динамике прибыли.


Далее следует отчет об изменениях капитала (отчет об изменениях в составе собственных средств), в котором указываются источники его увеличения или уменьшения. Данная форма показывает эффективность управления имуществом и ресурсами организации. Например, рост собственного капитала за счет повышения прибыли является позитивным моментом, в отличие от дополнительного выпуска акций, который может стимулировать снижение капитализации компании.


Отчет о движении денежных средств (отчет о движении денежных средств) показывает денежные потоки организации в разрезе ее операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Помимо сравнения сальдо притоков и оттоков денежных средств, по данной форме можно сделать выводы о структуре поступлений и расходов организации.


Наконец, пояснительная информация к отчетности (примечание) содержит дополнительные данные, которые не вошли в основную часть. Это документ свободной формы, где организации могут указать принципы составления отчетности, порядок распределения прибыли, особенности управления рисками и иные моменты.


В общем, бухгалтерский учет – это универсальный стандартизированный финансовый язык, который позволяет вести строгую фиксацию всех фактов хозяйственной деятельности.


Этот, а также другой материал в видеоформате можно посмотреть в Telegram, YouTube, VK

1C:Предприятие 8

291 пост3.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

В 1С можно всё. Я проверял.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
88
Автор поста оценил этот комментарий

Начиная с этой картинки, не могу разобраться

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (23)
30
Автор поста оценил этот комментарий

Человек очень сильно накосячил с самолетиками, особенно забыв про то, что важен не сам самолетик, а их взаимодействие. Выглядит это как-то так (см картинку).

На начало периода у нас есть 100 тысяч на счете в банке (и больше ничего) и мы остро нуждаемся в материалах для производства. Покупаем материалы у доброго поставщика, который работает по постоплате и без НДС - отражаем их поступление  проводкой номер 1, в которой по дебету отражается актив (материалы на складе), а по кредиту - наша задолженность перед поставщиком.


Задолженность нужно погасить - т.к. мы физически бабло еще не занесли. Заносить будем проводкой номер 2, которая по дебету "погасит" задолженность по 60-му счету, а по кредиту - уменьшит бабло с нашего счета в банке.

(в данном случае совпадение слова "счет" прошу считать почти случайным, это разные понятия в данном примере)


Ну и третьей проводкой мы спишем материалы в производство, чтобы было чуть интереснее - но вот дальнейшее их движение в производстве я приводить не буду, там сложно.


Логика расчета самолетика проста - считаем обороты (сумму всех проводок по дебету и по кредиту самолетика) и вычитаем из большего меньший оборот. Затем если начальное сальдо ("Сн") и разница оборотов находятся в одной части самолетика, то мы их складываем, если в разных - вычитаем.


Таким образом по результатам наших проводок (по порядку самолетиков сверху вниз):

1) У нас лежат еще материалы на 30 тысяч на складе - вообще в бухучете как правило записываются и сумма, и количество для целей расчета правильно цены списания материалов (ФИФО, ЛИФО и прочие страшные аббревиатуры)


2) У нас в цеху лежит часть материалов, готовая к потреблению в производстве еще на 30 тысяч (эта штука называется "незавершенка" или "незавершенное производство")

3) У нас нет задолженности перед поставщиками - сальдо 60го счета нулевое.

4) И у нас немного похудел наш счет в банке - осталось всего 40 тысяч.

***

Короче, основной смысл этого упраженения в том, что даже чтобы сделать достаточно простую операцию, нужно заморочиться и знать план счетов) Учите проводки

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (5)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Ты в 10 раз понятнее чем в посте объяснил

раскрыть ветку (4)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Я с этим сталкиваюсь примерно каждый день) Пусть и экономист, а бухгалтер только по образованию. Если есть какие-то еще вопросы - могу попробовать также понятно обьяснить

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да чёрт знает, тема от меня прям очень далёкая, но забавная такая. Всегда испытывал тягу к систематизации подобных вещей)

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Экономика в этом плане интереснее - там модели всякие, анализ и так далее. Бухучет по сути это уже максимально автоматизированная вещь,но внутрь лезть все равно часто приходится - как бы это не противоречило

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Звучит так, будто не качественно оптимизированная) хотя конечно в жизни всё равно будут такие ситуации, которые ни под какой шаблон не подгонишь

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что у человека там то объекты, то счета, то деньги

6
Автор поста оценил этот комментарий

Ты вносить из кассы (хуй его знает как это ведь на практике с расчетного счета, ибо проще) поставщику аванс. У тебя уменьшился налик, но теперь у поставщика перед тобой юридически оформленное обязательство по выполнению поставки тебе имущества.

ещё комментарии
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Здесь речь о том, что ты заплатил аванс за поставку товара.

Получается у тебя будет Дебет долг продавца за товар, Кредит деньги, которые ты заплатил.


В сухом остатке ты потратил 1000 из кассы (кредит), взамен получил долг продавца перед тобой на тысячу (дебет).

раскрыть ветку (1)
11
Автор поста оценил этот комментарий

У ТС плохо подобраны термины.

Если применил термин "касса", рядом пусть стоит термин "поставщик",

а если ты, для широкого круга читателей написал "продавец", то вместо "кассы" пиши "карман покупателя".  Потому что для обывателя "продавец", это тот кто стоит за "кассой"(магазина), по сути - сам себе контрагент.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку