Как раньше всех узнать о новых брендах разных компаний1
На днях вышла новость, что новый автомобиль Лада будет называть «Iskra». Я знал это еще два года назад.
Нет, я не работаю на «Автовазе». Просто я знаю о специальных госреестрах — куда зайти и что посмотреть.
Давайте покажу вам: может быть вы найдете в этих реестрах что-то о своей компании, пробьете конкурентов или просто заглянете ради любопытства — разберетесь за пару минут, а когда-нибудь точно пригодится.
А заодно покажу, как на самом деле «ушли» иностранные компании с российского рынка и с какими продуктами они планируют вернуться.
Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ. Товарные знаки, патенты, авторские права и все такое — это моя работа.
Новые бренды = товарные знаки
Товарный знак — это название или логотип, зарегистрированный в Роспатенте. Владельцу товарного знака принадлежит монопольное право на этот бренд на территории всей страны.
Это значит, что без согласия правообладателя никто не может продавать конкурентные товары под таким же или даже просто похожим брендом. А если рискнет — суды, компенсации, а иногда и полиция с конфискацией.
Выглядит документ вот так:
Получается, когда компания хочет вывести новый бренд на рынок, в первую очередь подбирают свободное название и регистрируют его в Роспатенте.
Конечно, некоторые небольшие компании вспоминают про товарные знаки слишком поздно. Сначала вбухивают кучу денег в дизайн и рекламу, запускают товар под новым брендом на рынок, а потом выясняется, что этот знак уже давно кому-то принадлежит. Дальше этот кто-то объявляется с претензией — а там уже суды, штрафы, компенсации. Таких дел — море.
Крупные компании уже обжигались на этом сто раз, поэтому их патентные поверенные делают все сильно заранее. Например, знак для нового продукта могут зарегистрировать за год-два-три до его выхода.
Вот тут вы и можете их поймать.
Как найти товарные знаки
На сайте Роспатента есть открытые госреестры — реестр знаков и реестр заявок. Правда смысла для вас в них большого нет: в этих реестрах можно искать только по номерам регистраций.
По названиям и владельцам искать не получится:
Для того, чтобы искать по названиям и владельцам, нужно пользоваться не самими реестрами, а поисковой системой. Грубо говоря, реестры это просто инфа, а система — это поисковик по ней.
Поиск по названиям и владельцам в этой системе платный. Этим доступом пользуются как правило только сами патентные поверенные для своей работы.
Правда, последнее время у Роспатента что-то сломалось, и даже в режиме бесплатного поиска он вполне себе показывает все регистрации в поисковой системе. Попробуйте:
«Два последних бюллетеня» — это грубо говоря две последние недели. То есть система должна показать только знаки, зарегистрированные за последние две недели, а все остальное — только за деньги.
Но что-то сломалось в нашу с вами пользу, и система показывает всё:
Скорее всего, скоро сайт ФИПС (Роспатента) починят, и бесплатный поиск опять ограничат двумя неделями. Но это не проблема.
В интернете есть куча левых сайтов с «поиском по базам торговых марок». Их я даже показывать не буду — за актуальность этой инфы никто не отвечает, заявок и международок там как правило нет, а куда уходит информация об истории поиска вообще одному богу известно. Мало ли, «проверите» свой бренд, а потом «случайно» кто-то подаст на него заявку.
В РФ есть несколько коммерческих профсистем для патентных поверенных. Эти системы берут данные у самого Роспатента и прикручивают к ним нормальный удобный поисковый алгоритм.
В бесплатном режиме такая система не покажет поданные заявки, но зато покажет зарегистрированные знаки — и информация будет точно правильной.
Допустим, мы хотим найти конкретную компанию, чтобы узнать, какие бренды она планирует выводить на рынок. Заходим на сайт и выбираем поиск по владельцу.
Продолжу на примере с «Автовазом»:
После нажатия «Найти» система покажет все товарные знаки этой компании.
Сразу видно, в каком году была подана заявка — строка «Приоритет» это оно.
От запуска «LADA Intriga» видимо отказались: знак зарегистрировали еще в 2015, но одноименная машина так и не вышла. Вот уж и правда интрига:
Ссылка «Источник» под зеленой плашкой справа отправит нас в реестр на сайт Роспатента, где мы увидим перечень товаров, на которые будет действовать товарный знак.
Судя по реестрам следующей моделью Лады станет «X-cross 5», которую как раз показали в новостях буквально сегодня:
Таким способом вы можете проверить любую интересную вам компанию. Ту, где работаете, свою, конкурентов или просто что интересно — в реестрах есть всё.
Как с нашего рынка «ушли» иностранные компании
Товарный знак действует только в той стране, где он зарегистрирован. Скажем, российские знаки действуют в России, американские — в Америке.
Если американская компания хочет получить право на бренд в России, то они регистрируют на себя российский товарный знак.
Для этого есть два варианта: подать заявку в Роспатент или воспользоваться специальной международной системой. Большинство иностранных компаний выбирают второй путь.
Допустим, Эппл собирается выпустить на рынок новый комп под маркой «MAC STUDIO». Для этого их юристы подают международную заявку и указывают, в каких странах они хотят получить защиту этого бренда. За каждую страну нужно платить, поэтому просто так на все подряд никто не подает, даже Эппл.
И вот тут самое интересное: а давайте-ка посмотрим, подают ли иностранные компании свои новые бренды на регистрацию в Россию, или всё, мы им неинтересны.
Заходим на сайт Global Brand Database на вкладку «Advanced Search»и задаем два фильтра: компанию владельца (Owner) и Россию как страну назначения (Country Designation). Заодно можно отфильтровать дату подачи заявки — 2022-2023 год.
Давайте посмотрим, подавал ли Эппл что-то на регистрацию в России за последний год:
О дела — 74 заявки. Вон и «Мак Студио», и радио какое-то и даже какой-то эппл-сервис самостоятельного ремонта — даже не знаю что это.
Кто из автопроизводителей ушел из РФ? Мерседес? Идем смотреть.
Хм, тоже нет — вот новые заявки. Естественно, от их существующих регистраций они тоже не отказались, хотя возможность отказа от права на знак у нас в законе есть. Хотели бы уйти навсегда — новые заявки бы точно не подавали.
BMW?
Тоже нет — вон и для нового BMW XM товарный знак подали, хотя вроде как в Россию эти машины официально не везут. И так практически со всеми иностранными компаниями — можете попробовать посмотреть сами.
Получается, иностранцы хоть и заявляют об уходе с российского рынка, но при этом исправно продолжают регистрировать в нашей стране новые бренды. Такие дела.
Итого:
1. Вы можете быстро и бесплатно узнать, какие бренды зарегистрированы за компанией
2. Российские товарные знаки можно посмотреть на сайте Роспатента, международные действующие в РФ — в международной базе.
3. Иностранные компании вполне себе подают новые заявки в РФ — видимо не так уж мы им и безразличны, как они пытаются показать в новостях
Если история показалась вам полезной — поставьте «вверх», в следующем посте тогда расскажу, как искать патенты на дизайн и на изобретения. Там тоже много всего интересного.
Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там мои рабочие заметки для авторов и предпринимателей. Там про товарные знаки, патенты и авторские права — как грамотно пользоваться всем этим добром на практике. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
А вот мои прошлые пикабу-разборы по интеллектуальным правам в тему:
Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас пять миллионов рублей. Вот что было дальше
15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась
История одного суда: как арт-директор уволился из дизайн-студии, открыл свою, а потом поплатился за это
Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав
Лига Юристов
34.8K постов38.5K подписчика
Правила сообщества
1. Действуют общие правила Пикабу.
2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:
- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;
- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;
- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.
3. Размещение ссылок на свои социальные сети в сообществе разрешено только в профиле. Размещение ссылок на свои социальные сети (телеграм-канал, дзен, инстаграм, вк и прочие) в посте расценивается как реклама. Такие посты будут выноситься из Лиги юристов, автор поста предупреждается о нарушении, и, при повторном нарушении - получать бан в сообществе.