Как появился первый серийный отечественный автомобиль

115 лет назад был построен первый серийный образец автомобиля марки "Русско-Балтийский".

Попытки наладить серийное производство были и прежде, но именно "Руссо-Балт" стал наиболее известным и знаковым из них.

Как появился первый серийный отечественный автомобиль Ретроавтомобиль, Ретро, История автомобилей, Авто, Отечественный автопром, Российская империя, Длиннопост

Самый первый "Руссо-Балт" модели 24-30, еще не оснащенный кузовом

В 1909 году Российская империя начинает оживать после кризиса, вызванного Русско-Японской войной и событиями 1905 года. Люди покупают машины зарубежных марок, так как русские заводы с момента прекращения автомобильного производства петербургским "Лесснером" играть в дорогую и непредсказуемую забаву под названием автомобилестроение особо не желают.

Правительство устанавливает минимальные пошлины на ввоз в страну иностранных машин целиком и одновременно жестко тарифицирует импорт запасных частей к ним.

И тут на автомобильную сцену выходит Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Он заявляет, что будет производить автомобили, созданные для русских дорог и собранные из отечественных комплектующих.

Как появился первый серийный отечественный автомобиль Ретроавтомобиль, Ретро, История автомобилей, Авто, Отечественный автопром, Российская империя, Длиннопост

Основания для столь смелых заявлений у предприятия были. Расположенный в Риге завод представлял собой одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны.

Основной продукцией считались железнодорожные вагоны, производством которых в определенный момент завод покрывал 97% потребностей государства. Помимо вагонов выпускалось много всего: от сноповязалок до стационарных нефтяных двигателей.

Как появился первый серийный отечественный автомобиль Ретроавтомобиль, Ретро, История автомобилей, Авто, Отечественный автопром, Российская империя, Длиннопост

Общий вид Русско-Балтийского вагонного завода по состоянию на 1909 год

Когда выпуск вагонов к 1907 году сократился в несколько раз, в совете акционеров предложили перспективное автомобилестроение и аэропланостроение в качестве нового направления производства.

Выпуск автомобилей в Риге решили налаживать с участием более опытных в этом деле зарубежных партнеров — бельгийской фирмой "Фондю".

"Фондю" продали наборы чертежей с упором на модель 24-30, по размерам и конструкции наиболее подходящую для дорог России. А вместе с документацией в Ригу отправился и молодой швейцарский инженер Жюльен Поттера, создатель автомобилей "Фондю".

Первый образец "Руссо-Балта" выкатился на улицы Риги в июне 1909 года и почти сразу же совершил рекламно-испытательный пробег в Петербург.

Как появился первый серийный отечественный автомобиль Ретроавтомобиль, Ретро, История автомобилей, Авто, Отечественный автопром, Российская империя, Длиннопост

Так как главным рынком сбыта правление РБВЗ считало столичный Петербург, там основали отделение завода с собственной сервисной станцией

На основе привезенных Поттером знаний "Руссо-Балт" расширил модельный ряд уже до трех машин: к автомобилю среднего класса 24-30 добавились младшая модель 12-15 и роскошная 40-60.

Затем в обозначениях моделей перед цифрами стали ставить буквы. Например, К и С обозначали легковые модели младшего и среднего классов, а  Д, М и Т  — легкие, среднетоннажные и тяжелые грузовики.

За небольшой срок "Руссо-Балт" сумел предложить вполне серьезный модельный ряд, который к тому же постоянно обновлялся. Однако лидером российского автомобильного рынка производитель так и не стал. Большинство "Руссо-Балтов", как машин почти целиком собранных из отечественных деталей (импортными оставались лишь магнето, свечи зажигания, карбюраторы, радиаторы и подшипники), приобреталось казной для гражданского и военного применения. В русскую армию ушло подавляющее число "Руссо-Балтов" (402/623).

Как появился первый серийный отечественный автомобиль Ретроавтомобиль, Ретро, История автомобилей, Авто, Отечественный автопром, Российская империя, Длиннопост

"Руссо-Балт С24-30" 1912 года выпуска в исполнении для русской армии. Высокая корзина на подножке предназначалась для офицерских клинков

А вот обычные покупатели автомобиль не жаловали, предпочитая приобретать машины иностранных марок, в основном немецких.

Тем не менее в среде русской аристократии находились люди, которые своим примером поддерживали отечественный автопром: "Руссо-Балты" появились в гаражах экс премьер-министра графа Сергея Юльевича Витте, ученого-геофизика и князя Бориса Борисовича Голицына, нефтепромышленника Эммануила Людвиговича Нобеля. Два "Руссо-Балта" приобрел гараж Императора Николая II. Правда, самого царя русские машины не возили, а были отданы на откуп свите.

Как появился первый серийный отечественный автомобиль Ретроавтомобиль, Ретро, История автомобилей, Авто, Отечественный автопром, Российская империя, Длиннопост

"Руссо-Балт С24-55" перед отъездом на ралли Монте-Карло 1912 года, где он занял девятое место в общем зачете

А потом была война и критическая для РБВЗ эвакуация из прифронтовой Риги в августе 1915 года в разные города страны. Завод так и не восстановился в прежнем качестве. Хотя изначально существовал четкий план перебазирования. Например, под новый автомобильный "Руссо-Балт" был выкуплен участок земли в Филях, где началось возведение производственных корпусов.

Но первые советские "Руссо-Балты" в Москве собрали только в 1922 году. После нескольких сделанных экземпляров дальнейшее производство отдали на Второй бронетанковоавторемонтный завод, где штучная сборка продолжалась до 1926 года, после чего оригинальная истории марки завершилась.

Как появился первый серийный отечественный автомобиль Ретроавтомобиль, Ретро, История автомобилей, Авто, Отечественный автопром, Российская империя, Длиннопост

"Руссо-Балт К12-20"

Единственный полностью комплектный "Руссо-Балт К12-20" сохраняется в запасниках Политехнического музея Москвы. Есть еще пожарный "Руссо-Балт" в Риге, но он оригинален лишь на треть.

А посмотреть на другие ретроавтомобили можно на фестивале Музея транспорта Москвы. Будет техника из коллекции музея, приглашенных автоклубов, реставрационных мастерских, частных коллекционеров и музеев-партнеров. На фестивале покажут различные модели автобусов - от омнибуса Daimler-Marienfelde 1905 года до "газели" из 1990-х.

Где: Воробьевы горы, Москва.
Когда: 14 июля.
Вход бесплатный по регистрации.

Автомобильное сообщество

28.5K постов49.2K подписчика

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.