Как помощников машиниста водить поезда учат-2. Приборы и приседания

Предыдущий пост: Как помощников машиниста водить поезда учат. Зависимость скорости и торможения

***

Помощник стал более-менее сносно тормозить как для новичка. Вообще, есть три основные стадии навыка управления тормозами:

1 стадия. Самая начальная. Когда ты запоминаешь, на каком расстоянии от остановки тормозить и с какой скорости. "Так, я еду 70 км/ч, значит, первую ступень нужно давать за метров триста". Метод неплохой, когда ещё толком не чувствуешь поезд. Но есть проблема: профиль пути. Если остановка на спуске - тормозной путь увеличится, и с таким методом можно пролететь мимо платформы. Если остановка на подъёме - можно стать как вкопанный на середине платформы. И то, и другое - плохо. Плюс ещё не учитывается масса поезда, погодные условия и так далее.

2 стадия. Уверенное управление. У меня наступила спустя 3-4 года постоянных поездок за пультом. Это когда ты уже не отмеряешь расстояния, ориентируешься только на скорость, знаешь профиль пути, чувствуешь массу поезда, учитываешь погоду. В этом случае ошибки при торможении случаются редко, не чаще 1-2 раз за поездку, и они не критичны.

3 стадия. Управление на автомате. Спустя 1-2 года работы машинистом. Когда тебе уже пофиг на показания скорости, расстояния, ты сугубо визуально определяешь, как тебе нужно тормозить, и при этом всё делается на автомате. Ты можешь во время торможения болтать с помощником о политике, левой рукой закидывать в рот какой-нибудь хавчик, рассматривать людей на платформе, но сам процесс торможения твой мозг активно не занимает. При таком навыке ошибки при торможения крайне редки, почти всегда обусловлены каким-нибудь внешним фактором, который возник внезапно.

Возможно, есть ещё стадии, но я до них не дорос. :D


Помощник ведёт поезд, всё хорошо, но...

При трогании с остановки замечаю, что тот пялится в зеркало заднего вида. Делаю замечание:

- При отправлении машинист должен вставать с места и смотреть в лобовые стёкла вниз. Какая-нибудь бабка будет переползать под самой кабиной - не увидишь и задавишь. Первые метров пятьдесят при следовании с остановки - помощника, потом уже твои, садишься в кресло и смотришь в зеркало, наблюдаешь за платформой. Пассажиры могут упасть под колёса, да всякое может быть, не увидишь, будешь следовать дальше - заколебёшься доказывать, что не верблюд.

- Вставать, садиться - геморрно.

- Геморрно? Ну, геморрой как раз от постоянного сидения. Машинистом станешь - если двигаться не будешь, то и ожирение заработаешь, и узлы в очке появятся. Так что не ленись, приседать - полезно.

Следуем дальше. Смотрю, помощник совершает типичную ошибку начинающего: постоянно глядит на приборы.

- Что ты там всё время высматриваешь?

- Ну... Какая первая ступень торможения, давления в питательной и тормозной магистралях.

- Зачем? Первую ступень дал, глянул на манометр долю секунды и всё. Ты две трети времени, что тормозишь на остановке, не на путь смотришь, а на приборы. С платформы прыгнут под колёса - фиг заметишь, так и проедешь. Давление в ТМ и ПМ никуда от тебя не убегут, раз в минуту глянул - и достаточно.

Через несколько остановок увидел у помощника тенденцию не доезжать до знака остановки первого вагона. То двадцать метров не доедет, то пятьдесят.

- Ты чего не доезжаешь до конца платформы?

- Фиг его знает, так получается. Стрёмно, что проеду платформу.

- У нас на участках обслуживания достаточно платформ, которые по длине равны поезду. Не доехать на такой платформе равнозначно проезду мимо, только ты это делаешь не головой поезда, а хвостом. Ну и когда-нибудь ты познаешь на себе людской гнев и на длинных платформах.

- В смысле?

- Когда не доедешь пятьдесят метров до знака, и все люди, что стояли на протяжении этих пятидесяти метров в ожидании первых вагонов, будут щемиться в первую дверь, по пути говоря в твой адрес очень много приятного.

- Понятно.

Обучение продолжалось.

Железная дорога

3.9K постов6.5K подписчиков