История Д.

Пост в Лигу Психотерапии.


Давно не было в распоряжении психологов такого богатого материала для наблюдений, какой даёт нам эта история. Она, конечно, достойна того, чтобы войти в учебники по социальной психологии как иллюстрация сразу нескольких явлений в окружающей нас общественной жизни.


По мере развития истории любой, кто с ней знаком, легко отследит смену декораций вокруг одного и того же человека: учёба в колледже - поездка за город – суд – телеэфиры - социальные сети – возвращение к обычной жизни. Ситуация – это не обстоятельства действия. Это другое. Кто умеет видеть, как меняется ситуация, тот сумеет увидеть, как меняются времена.


Какое из описаний относится к дореволюционному времени, какое к советскому, а какое к настоящему времени?


1. Имярек опорочил честь студенческого мундира позорным поступком, совершив непозволительный поступок в отношении мещанки Д.


2. Солдат ребёнка не обидит? Молодой человек 21 года, в возрасте тех мужчин, кто уже отдал Родине свой долг в рядах армии, защищая мир и покой своих близких, совершил тяжкое преступление против учащейся ПТУ.


3. Имярек воспользовался состоянием опьянения своей случайной знакомой, чтобы попробовать на ней, - девушке другого социального круга, - всё то, что он когда-то видел в порно.


Времена – это система культурно-исторических координат, в которой люди действуют. Интуитивно понятно, что три описания выше задают три разных эпохи. Наше настоящее поражает особой наивностью всех участников истории.


Первый вид наивности, конечно, наивность половая. Слышит ухо, да мозг неймёт, что "изнасилование и насильственные действия сексуального характера" это то, что называется оральным и анальным сексом. Притом в такой форме, что после медицинского освидетельствования судья не колеблясь дал строгое наказание за содеянное. Наивные дети обсуждают "переспал-не переспал", не догоняя, о чём им рассказывают в репортаже.


Второй вид наивности, это наивность психологическая. Мотивы действующих лиц совершенно ускользают от всех, кто эту историю обсуждает. Слово "унизительное" никто даже не озвучивает. А ведь именно унизительность совершённого может объяснить многое в этой истории. И позицию родителей, требующих самого строгого наказания и стремящихся сохранить эти детали в тайне (в документах в сети часть строк зачернена). И садистический триумф самой Д., которая после приговора суда разместила в социальной сети фотографию, как она лежит в мягкой постели, "а кто-то на шконке". И реакцию общества на её садизм, желание поставить на место, осадить неприкрытое злорадство.


Третий вид наивности, это наивность моральная. Особенно умилительно выглядят фотографии осуждённого мужчины, который иначе как в ленте через плечо "Выпускник 2014 года" и не фигурирует. Та, которая подвернулась ему под руку для "пробы" "разных поз", как пишет пресса, ни разу не дана в виде фото семиклассницы 13-ти лет. Ей форы "три года назад" никто давать не стал, соцсети лепят другой образ. Между тем, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: преступление сходит с рук только отъявленным негодяям. Если ты кибернегодяй в интернете, обычный негодяй или неустойчивый морально студент, правосудие рано или поздно тебя настигнет.


Два суда слушали дело и оба признали мужчину, совершившего негодяйский поступок, виновным. Но общественное мнение его уже простило. А её нет. За что? Чего ей не простили и не простят?


Этот вывод не лежит на поверхности, но общественное сознание чётко считывает в Д. талант, который есть не у каждого. Публика не простила ей ни того, что она умеет извлечь максимум из сложившейся ситуации – именно её предприимчивости.


Преступление было в марте, родители поступили наиболее правильным из всех возможных способов – они обратились к властям, в полицию и к врачам. Суд рассмотрел доказательства и установил вину. В декабре пресса написала о деле несколько строк. В январе состоялся телеэфир на национальном телевидении. Мастера телевизионного дела сняли три программы, число подписчиков Д. в социальных сетях достигло шестизначных цифр и приближается к семизначной. Впереди маячат доходы от рекламы в раскрученном аккаунте, продажа доменного имени на "прецедентное выражение", сказанное ею на телеэкране.


Парадоксальным образом, она воплощает мечты своего поколения о бизнесе, который сделает богатым в считанные месяцы. Не желая того, она задела нерв своего поколения: любой ли ценой можно стать прославленным и обеспеченным, любое ли лыко годится в биографическую строку. Они с жаром выясняют это в социальных сетях, боясь её садистического триумфа (адресованного не им, а того, кто надругался над ней, как хотел), помноженного на известность, в ответ. Сбиваются в группу, чтобы вместе остановить её. Называют женщиной с низкой социальной ответственностью. Создают ей репутацию (работают на неё, другими словами).


В какой-то момент она испугалась, что восстановила всех против себя. Но ситуация поменялась в очередной раз, на поле массового сознания появились финансовые носороги, - её образ использовали в рекламных компаниях, чтобы опередить конкурентов. Она вошла в историю медиа, - просто потому что однажды пришла на телепередачу неподготовленной. Самонадеянность подвела: пришла "в образе", оделась как серьёзная студентка, сделала взрослую причёску, не подумала о фантазиях аудитории, заранее решившей, что горе случилось с нею вчера (а не много месяцев назад, когда история изжёвана семьёй словесно вдоль и поперёк) и надеждах подглядеть, как жертва  умирает от душевной боли в прямом эфире (публика тоже не чужда садизма, и так же не осознаёт своих желаний). Д. обманула ожидания публики, - урок на будущее так не делать. Отстаивать свои взгляды это судьба принципиальных, от публики независимых.


Она зависима. Легко подстраиваясь под новую ситуацию, она пришла на второй эфир в новом образе, - судьба предприимчивых чутко откликаться на любую ситуацию (Д. взялись клеймить с новой силой за смену образа, за то, что пошла на поводу у ожиданий публики). Совпасть со зрительскими симпатиями не получилось. Она не стала унывать - открыла канал и пробует себя в качестве ютьюбера, - раз есть заинтересованная аудитория, значит, будут просмотры. Лет через десять она напишет об этом учебник по бизнесу.


Третий важный момент, который наглядно проявился в истории Д. и общественном резонансе, который она вызывала, больше говорит о поколении молодых, чем о действующих лицах из Ульяновска. Этот момент – запрет думать о мужчинах как о великодушных и благородных. Ни мужской лагерь, ни женский, ни родительский лагерь, ни юношеский ни словом не вспоминают, что на свете есть идеализация мужчин. Образ идеальной женщины, какой она должна быть, ещё как-то витает во всех этих спорах. А вот образ идеального мужчины просто не допускается в сознание.


Как поступил бы великодушный мужчина 21 года от роду, державший в руках оружие и готовый взять ответственность за своих близких, если бы в его присутствии случайная гостья на празднике, малолетка, напилась алкогольных напитков, которые ей не по возрасту? Очевидный ответ заглушен кляпом цинизма.


Что ждёт это поколение, когда к тридцати годам они переживут кризис и наконец разрешат себе друг друга идеализировать?

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Могу сказать только одно:

Пока читал пост, ел пирожок с яйцелуком, когда дочитал обнаружил, что вместе с пирожком сожрал треть салфетки, в которой держал пирожок.

раскрыть ветку (21)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Внезапно :) А что так поразило?

раскрыть ветку (19)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Надо выяснить, кто производит такие сногсшибательные пирожки))

И, возможно, купить рецепт!

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

Я Вам расскажу кто! Пирожок испекла Ольга Викторовна, больно ударив по моему слабому пропитому мозгу, чем заставила глубоко задуматься. Если бы пост был чуть длиннее, то чтение могло бы закончится несколькими съеденными фалангами.


Не могу встать ни на одну сторону, оба хороши. Парня, если честно жалко, но это личные чувства. Девочку тоже жалко, но лишь в момент, когда она стала жертвой. На самом деле он сидит за насильственные действия, в отношении девочки, как отметила ТС в камментах. Может быть и была обоюдка, до тех пор пока парень не начал тыкать куда ему хотелось, без согласия уже жертвы в этом случае.


Молодой мужчина, если залезть поглубже, совершил данные действия под влиянием общества, которое, на протяжении всей его жизни, поощряет всячески порнуху, кишащую в изобилии. Потом это же общество, в котором он это всё видел на каждом шагу, осуждает его. Получается, что ему, на протяжении долгого времени, показывают пирожок и говорят: "он вкусный такой, с луком и яйцом", вызывая при этом сильное чувство голода, заложенное природой. Наше общество показывает ему этот пирожок! А когда изголодавшийся парень совсем теряет самообладание под действием алкоголя, опять же предложенного обществом, ещё больше усиливающего чувство голода, жадно кусает пирог, уже подсунутый ему под самый нос и после поедания без особого разбора, понимает в итоге, что в пирожке-то не было заявленного, а оказалось говно. Экскременты общества, которые оно поощряет и выдаёт за конфетку с одной стороны, а с другой, уже после, говорит, что это не конфетка была на самом деле.


Глядя на его судьбу, многие ли молодые люди, дети, подростки сделают для себя выводы? Нет. Его история будет повторятся снова и снова, пока общество не заглянет в корень проблемы и не начнёт борьбу снизу, с профилактики, не доводя до лечения.


Как сказала бы моя покойная бабушка: "Сталина на вас нет!"

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ольга Викторовна - коварная честная женщина.


У меня очень похожие на ваши ощущения. Именно что "оба хороши". Правда, на экране лучше выглядит парень и его семья, именно что выглядит. Девочка и мама ее... ну, вы сами видели, что тут говорить. Отец-дальнобойщик, кстати, держится из них лучше всех.


Получается, что ему, на протяжении долгого времени, показывают пирожок и говорят: "он вкусный такой, с луком и яйцом", вызывая при этом сильное чувство голода, заложенное природой.


Хм. Так и девочка же, по большому счету, тоже на эти пирожки смотрела во все глаза! Раз обществом поощряется жрать столько выпечки  нарочито сексуальное поведение, это считается во многих кругах привлекательным (вспоминаем фото Дианы, которые показывали, кажется, во второй части передачи), кажется, что это все такие вкусные и безопасные "пирожки", и можно их есть, как вы пишете, "без разбора"... а разбор однако случается.


Мне бы хотелось, чтобы ваш прогноз из предпоследнего абзаца оказался ошибочным. Пусть коряво, но пусть все же в подростковых головах что-то зашевелится. Мальчики подумают, что есть такие "дианы", которые и шортики, и короткие юбки, и кокетство напропалую, но может быть, слишком тихо скажет "нет", а потом 8 лет. Девочки подумают, что не всем подружкам можно доверять, и не с каждым мальчиком уединяться за закрытой дверью, и может быть, контролировать потребление спиртного (в 16-то лет, елки!) и...


...не знаю, словом. Как там к концу третьей передачи (у меня от их оров до сих пор мурашки носятся!) резво рекомендовала тетя Шурыгиных? Да я! да... (рев) да... так нельзя, да надо.... (рев) да... надо не так (рев)... да всех жалко! Да я не знаю как надо (рев).


Тетя-эмотив, в общем. Не знаю, как надо, но вы делаете неправильно!

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ольга Викторовна - коварная честная женщина.


Ольга Викторовна, не коварная, как мне кажется, а умная и очень образованная, что даёт ей возможность оперировать всем спектром своих знаний, тётя же рассуждает отталкиваясь от своих эмоций, а почему так надо, а так не надо сказать не может.


Правда, на экране лучше выглядит парень и его семья


Это снова влияние экрана, как и того же инета. Что сми размазывает нам по лицу, то мы и принимаем. Лишь малое кол-во людей способны рассуждать, читать, искать материалы и мыслить самостоятельно. Для чего мне рыться и думать, если за меня это сделали другие? Так живёт не малая часть людей.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это снова влияние экрана, как и того же инета.

Я лишь о том, что я видела своими глазами в передаче. Т.е. вот сидят одни, вот другие, вот они обсуждают конкретную проблему. Совершенно это не о том, кто больше виноват, кто меньше, а исключительно о впечатлении, которое герои передачи производят на зрителя....

Автор поста оценил этот комментарий

Вы же читали http://pikabu.ru/story/trudnyie_deti__kakie_oni_4709963

Есть дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией, или, наоборот, пассивные, равнодушные)

Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).


В дальнейшем из трудных детей формируются подростки с отклоняющимся поведением, которых можно разделить на следующие категории (от 8 до 17-20 лет):


1) Циники – вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей, нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми, сознательно противопоставляют себя обществу,


2) Неустойчивые – не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств, их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации, подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять,


3) Зависимые – подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные желания: зрелищ, развлечений, вкусной еды, табака, алкоголя, наркотиков и т.д. Эти желания оказываются у них сильнее, чем нравственные чувства и "внутренние тормоза", и удовлетворяются недозволенным образом,


4) Аффективные – подростки, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.


Конечно и общество играет не маловажную роль.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Читал, но уж извиняйте, в меня эта инфа как заходит, так сразу и выходит, усвоить её не могу, лишь отложить нужный для себя минимум, да и просто образованных людей послушать.


Не припомню, чтобы в моей юности и в нашей компании кто-то кого-то хотел долбить в сракатан, но зато было много бандитизма, свойственного для девяностых, в связи с этим некоторые мои сверстники идеализировали Прокопа и присели на долгий срок, пойдя по его стопам, но сексуальное насилие "официально" было неприемлемым. Влияние общества играет, конечно же не маловажную роль.

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий
сексуальное насилие "официально" было неприемлемым

Не очень поняла мысль, не поясните? "Официально" - это в смысле общепризнанно не одобрялось?

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

верно поняли, поэтому в кавычках.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А сейчас? Вы считаете, в плане сексуального насилия общество стало относиться лояльнее к тем, кто его совершает?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сложный вопрос, у меня нет на него ответа, но имхо, ничем не подкреплённое - шума, по этому поводу стало больше, а фактически отношение стало мягче. Вы как считаете?

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне тоже сложно ответить. С одной стороны, широкомасштабные акции с признанием жертв, которые долгое время боялись рассказать о том, что с ними когда-то произошло. С другой - наивность, о которой Ольга Викторовна пишет. И явная направленность на "сама-дура-виновата", когда женщину (девушку, девочку) обвиняют и в коротких юбках, и "надо было знать, куда пошла", как будто короткая юбка и накрашенные ресницы - это автоматическое разрешение на все, что кому-то заблагорассудится.


Тема болезненная для всех, мне кажется. Имею в виду и мужчин, и женщин.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

добро и зло во всех веках рука об руку ходят и также во всех веках были те кто ориентировался на добро и те кому зло ближе.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Никаких поражений. Зачитался и, в раздумяьх,  дополнил рацион бумагой, но усвоилось, не переживайте.)


Касательно поста:

Понял, о чём Вы, умней надо быть, казалось бы, молодым людям мужского пола, Вы правы, но не совсем разделяю Вашу точку зрения. Сегодня на эту тему писать уже не могу, мысли путаются, но завтра, если будет время, постараюсь изъяснить свою точку зрения.


Мой случай из дет сада, было мне примерно пять лет:

Подошла девочка из группы, пригласила зачем-то за вернду, обняла меня и начала рассказывать: Когда мы вырастем у нас будут детишки и т.п., подробности смутно помню. Я, испугавшись непонятных событий, вырвался и сбежал. Сейчас даже имени её не помню, но всех остальных могу перечислить по фамилиям.


Ещё хотел спросить. Алиса Владимировна?

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ачина Алиса Владимировна http://www.б 17/achina/ это моя ученица по Роршах-тесту, которая сейчас Президент Русского Роршаховского общества (а я с 2007 года Почётный член Русского Роршаховского общества, соответственно). Мы знакомы много лет по Ростову-на-Дону, дружим семьями.


Алиса, которая общается тут в Лиге психотерапии, это другая Алиса, из ЖЖ.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за разъяснение)

2
Автор поста оценил этот комментарий

:)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку