Истории юриста о клиентах-халявщиках

Доброе утро, пикабушники. Я работаю юристом, моя профессия мне нравится, она довольно интересная и познавательная, пусть и не приносит мне баснословных доходов (на хлеб с маслом хватает, а на красную икру нет). Если кому-то интересно, то основная специализация у меня - это семейное право, потом наследство, гражданское право (кроме авторского права, лизинга и страхования), иногда беру дела по защите прав потребителей и трудовые споры.


Да, я являюсь молодым специалистом, который всего пару лет назад закончил вуз, но скажу сразу: возраст юриста и отчасти его опыт не всегда говорят о его хорошей квалификации, поскольку на своей практике я встречал немало неграмотных юристов в возрасте и с опытом (опыт бывает разный), которые не знают или ошибаются в самых элементарных вещах (к примеру, некоторые мои коллеги на полном серьезе уверяют, что можно взыскать алименты после 18 лет, если ребенок учится на очной форме обучения (спойлер - нет, нельзя, но об этом будет отдельный пост)). Лично мне прокачать "скилы юриста" очень хорошо помог мой ныне покойный наставник, благодаря чему, уже на 2-3 курсе я был на голову выше своих сокурсников и большинства коллег.


В основном я работаю с клиентами в оффлайне, а также "подрабатываю на аутсорсе" у коллег, но ради дополнительного заработка и отчасти ради маркетинга я консультирую клиентов в онлайне.


И теперь о самом главном биче (на мой взгляд) профессии юриста - это клиенты-халявщики. Зачастую халявщики встречаются в онлайне, но попадаются такие клиенты и в оффлайне. Оговорюсь сразу, часто я помогаю людям бесплатно, особенно, если они реально нуждаются в моей помощи и у них нет денег на услуги юриста. Под халявщиком я понимаю клиента у которого есть деньги на юриста, но который хочет получить бесплатную консультацию.


История первая: один раз на сайте, где я консультую, одна мадам задала вопрос: она разводится с мужем и собирается покупать квартиру в Москве, ей необходимо было выбрать тактику, дабы ее муж в будущем не смог претендовал на квартиру.


Вопрос был из разряда бесплатных, признаюсь честно, на вопрос я ответил с целью вывести клиента в чат для работы уже на платной основе. Ответил я лаконично, но из моего ответа можно было понять суть и выбрать самый оптимальный вариант (я предложил три варианта).


После моего ответа, данная женщина написала мне в чат, где выложила всю свою ситуацию, я ее остановил и заявил о том, что в чате консультации платные (о чем я ее ранее предупредил) и что ее вопросы в чате явно выходят за пределы бесплатной консультации (если коротко, то ее вопросы в чате касались расторжения брака, определения места жительства детей, раздела имущества и алиментов) и что бесплатно ее консультировать я не буду (клиент был явно в состоянии оплатить консультацию, так как речь шла о покупке квартиры в Москве).


На мое вполне справедливое предложение оплатить, женщина дала заднюю, указав на то, что ей нужна только полная бесплатная консультация и что она не видит смысла мне платить, так как почти везде (в том числе и в Москве) бывают бесплатные консультации.


К слову, цена вопроса клиента - несколько миллионов рублей, цена моей консультации - 1500 рублей (сама консультация может длиться до 2-3 часов, так как я в рамках консультации рассматриваю все аспекты ситуации клиента, даже те, о которых клиент не упоминал первоначально), аналогичная консультация юриста в Москве будет стоить от 3-4 тысяч рублей за час минимум.


Интересно до сих пор - проконсультировали ли ее бесплатно или ей пришлось все-таки платить?


Вторая история:  однажды на сайте я нашел еще один вопрос (опять в категории бесплатных) - человек дает родственникам огромные суммы в долг и ему хочется как-то себя обезопасить, так как он боится, что родственники его кинут.


Я предложил человек заключать договоры займа в письменной форме с получением расписки от должников, плюс дополнительно можно применить обеспечение обязательств, либо с помощью залога имущества заемщика, либо с помощью поручительства. В конце консультации я предложил человеку возмездную помощь в составлении документов.


И так прошло 12 часов, ко мне в чат пишет данный персонаж и требует(!) бесплатные образцы документов. На его сообщение я не сразу ответил, так как был занят консультацией другого человека, а когда я освободился, то к требованию бесплатных образцов документов была добавлена приписка: "Ну и".


Сказать, что я был удивлен наглостью данного персонажа - это ничего не сказать. Естественно я его послал в вежливой форме, объяснив ему. что бесплатные образцы документов не предоставляю, а особенно тем, кто не знает элементарных правил этикета (типа приветствия и говорить "спасибо" за оказанную помощь).


Третья история уже случилась в оффлайне. Где-то с осени ко мне начали на постоянной основе обращаться постоянные клиенты моего наставника (мать и дочь) с просьбой их проконсультировать.


Вопросы были разного характера: процедура снятия ипотеки, алименты и как не влететь на алименты в размере среднего дохода по РФ при увольнении с работы, каким путем и как можно быстрее продать дом приобретенный в период брака, а также оптимизация налогов при его продаже и так далее.


Скажу сразу, вопросы были далеко не из разряда легких, поэтому приходилось периодически долго думать над решением проблемы клиентов. Консультировал я их бесплатно, поскольку они были клиентами моего наставника и была надежда на работу с ними уже на платной основе.


Заставила меня прекратить "работу" с данными "клиентами" одна вопиющая ситуация.


И так, звонок, "клиентка" (дочь) задает мне вопрос, я на него отвечаю, итогом консультации было решение о составлении договора купли-продажи квартиры. На мое предложение составить договор купли-продажи, клиентка ответила:


- "Ой, а у нас есть знакомый юрист, там не сильно сложно, мы лучше его попросим составить нам договор за деньги". Сказать, что я охренел, это ничего не сказать, на мой резонный вопрос почему они не консультируются у своего знакомого юриста, ответ был не менее шедевральный:


- "Так у нас сложные ситуации, он в них не разбирается, поэтому мы к вам и обращаемся". После этого ответа, я охренел еще больше и относительно грубой форме (правда без мата) посоветовал "клиентке" и ее матери обращаться за консультацией к своему знакомому юристу, а меня больше не беспокоить со своими проблемами.


Воистину, правду говорят, что простота хуже воровства.


Бывают примеры, когда клиенты готовы оплатить, но назначают нереально низкие цены на услуги юриста, пример здесь.


Скажите, коллеги (и вообще специалисты в других сферах), а вам попадаются подобные клиенты или нет?

Истории из жизни

35.9K постов73.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.