228

Историчность Napoleon: Total War1

Хотя Napoleon: Total War не особо новая игра, у нее немало поклонников. И, думаю, у многих возникал вопрос - а насколько близко игровой процесс отображает военное дело той эпохи? В этом посте я постараюсь подробно разобрать этот вопрос.


Сразу оговорюсь - я рассматриваю игру не с точки зрения хорошо-плохо, а исключительно исторично-не исторично. В конечном счете, для компьютерной игры важен геймплей, а не стопроцентное соответствие истории.

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Организация армии


Пожалуй, первое, что бросается в глаза - непонятен масштаб. В игре есть некие "отряды". Что они из себя представляют? Судя по численности - это рота. По характеру действий на поле боя - батальон/эскадрон. По стратегическому масштабу - полк или даже бригада. Добавляют путаницы названия отрядов, где смешаны названия рот, полков и даже целых воинских формирований.


Ряд неточностей в названия добавили переводчики. "Chevau-Légers Lancers" почему-то перевели как "рейтары". Для русских линейных частей - "Musketeers" - вместо вполне аутентичного "Мушкетеры" зачем-то то сочинили "стрелки с мушкетами".


Давайте пройдемся по основным родам войск. Я рассматриваю армии Франции и России, поскольку больше всего разбираюсь именно в них.


Пехота

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Пехота делится на регулярное ополчение, легкую, линейную, гренадеров, элитную и застрельщиков. В принципе, это соответствует действительности. Разве что застрельщиков не выделяли в отдельный тип (считали легкой пехотой), а словосочетание "регулярное ополчение" - оксюморон.


Названия отрядов вполне аутентичные и правильно соответствуют их типам. Действительно, егеря и шассеры - легкая пехота, фузилеры (у французов) и мушкетеры - линейная. Правда, это все названия рот. В то время как 9-й легкий, московский, семеновский и тому подобные - это уже полки. А национальная гвардия - вообще тип воинского формирования.


Кавалерия

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Кавалерия делится на легкую, среднюю, тяжелую и уланов. Исторически уланов считали легкой кавалерией, впрочем, все же отделяя от гусар и егерей.


Легкая кавалерия представлена конными шассерами, гусарами и казаками. Непонятно, почему у Франции нет гусар (хотя есть 5-й гусарский полк), но в целом все нормально.


К тяжелой отнесли кирасир, карабинеров и драгун. Драгун обычно относили к средней, но, поскольку это деление условно, это не так важно. В остальном нареканий нет.


В кавалерии нет такой путаницы, как в пехоте - все названия соответствуют полкам. Можно придраться к русским "конным стрелкам" (Mounted Rifles) - такого подразделения не существовало. Судя по форме, это просто конные егеря.


Артиллерия

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Артиллерия разделяется на пешую и конную, а сами орудия - на пушки, гаубицы и ракеты. Пушки делятся по калибру, выраженному в весе ядра (в фунтах). Это полностью соответствует истории.


Недоумение вызывает лишь количество орудий в отряде - 4 орудия это всего пол роты (батареи). Также у орудия 4 человека расчета вместо 6 и отсутствуют дополнительные солдаты для вспомогательных задач и замены выбывших - исторически в роте из 8 орудий было 90-100 человек.


С организацией разобрались, перейдем к тактике.


Тактика

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Для всей серии Total War характерна полная управляемость войсками. Можно кликнуть в любом месте поля, растянуть строй на нужную ширину и в нужном направлении - и отряд бодро почешет занимать указанное положение, перестраиваясь на ходу.


Разумеется, ничего подобного в реальных сражениях не происходило. Солдаты умели выполнять только строго определенные типы маневров, да и то получалось не всегда. Например, во многих источниках отмечается, что если пехота начала стрелять, крайне сложно заставить ее прекратить огонь и делать что-то еще.


Длинные тонкие линии, коими сражались весь 18-й век, были крайне медлительные. Действия же сомкнутым строем на пересеченной местности часто были вовсе невозможными. В игре же отряды, построенные в 2-3 шеренги, без проблем двигаются бегом хоть через поле, хоть через лес, выдерживая идеальное равнение. Это, в свою очередь, делает бессмысленным использование колонн, столь характерных как раз для наполеоновской эпохи.


Наконец, растягивание или сокращение шеренг во время боя вообще не практиковалось.


Пехота

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Пехота по-умолчанию построена в три шеренги - для большинства армий это правильно. Правда, строились плотнее чем игре - на человека приходилось, согласно уставам, около 55 см.


Стреляют все три шеренги - тоже верно, хотя и с некоторыми оговорками. Так что в целом со стрельбой все в порядке. Единственное - почему, блин, разработчики не могли научить юнитов не стрелять по своим? Еще в "Завоевании Америки" была такая кнопка. Впрочем, это замечание уже не к историчности, а к геймплею...


Со штыковым боем хуже. В источниках неоднократно упоминается, что штыковой бой на открытой местности - большая редкость. Почти всегда еще до столкновения одна из сторон обращалась в бегство. Да, звучит неожиданно, но тому есть масса свидетельств.

В игре же пехота может рубиться в штыки довольно долго - достаточно, чтобы подвести подкрепления, например.


Линейная пехота умеет строить каре, легкая умеет действовать в рассыпном строю. В принципе, похоже на правду.


Серьезная ошибка связана с гренадерами. Несмотря на свое название, в это время гренадеры уже не вооружались гранатами. Это просто были роты из более высоких, сильных и храбрых солдат, чем остальная пехота.


Кавалерия

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Кавалерия так же, как и пехота, по-умолчанию построена в три шеренги. Это неверно - в то время эскадроны большинства армий строились в 2 шеренги. И построение регулярной кавалерии было значительно плотнее - на всадника приходилось всего 70-76 см


Легкая кавалерия носит ружья и умеет стрелять на полном скаку. Это не совсем соответствует истории. Ружья (и, иногда, пистолеты) они действительно носили, но это было вспомогательное оружие, используемое преимущественно в "малой войне". В сражении оно почти не использовалось, и уж точно не использовалось в атаках на галопе.


Тяжелая кавалерия атакует исключительно "шоком" и холодным оружием - что правильно. Но зачем-то ей сделали построение клином. Я не видел никаких упоминаний о том, что конница строилась клином в данный период. У разработчиков вообще какая-то особая любовь к этому типу строю - он везде присутствует, хотя нигде не работает.


Уланам вообще сделали построение "ромбом". Откуда разработчики его взяли - не представляю. Кроме того, казаки, являясь иррегулярной кавалерией, не строились шеренгами, а действовали лавой.


Также, как и с пехотой, в источниках отмечается что практически не бывало столкновения масс кавалерии. Да и атаки на пехоту обычно заканчивались мгновенно - либо пехота бежала, либо кавалерия отступала. Длительных заруб, как в игре, обычно не происходило.


Артиллерия

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Артиллерия дальнобойна, смертоносна и медлительна. По первым двум пунктам замечаний нет, а вот последнее стоит рассмотреть подробнее.


У орудий было 2 способа передвижения. Первый - когда орудие ставилось на передок и транспортировалось стволом назад.


Второй - перемещение силами расчета. Солдаты брались за канаты и катили орудие вперед или назад.


Очевидно, что первый способ быстрее, но требует подготовки и не позволяет вести стрельбу, второй - медленнее, но лишен этих недостатков. На игре представлен только первый способ. В итоге даже небольшое продвижение или поворот требует надолго прекратить стрельбу, что не соответствует истории.


В игре пешая артиллерия заметно отстает от пехоты, хотя в реальности на передках орудия двигались даже быстрее. Конная артиллерия в этом плане ближе к истории, но тоже есть изъян.

В рамках игры взятие орудий на передки сопровождается разворотом орудий. При наступлении это нормально, но при отступлении - избыточно. Более того, для быстрого отступления орудие соединялось с передком канатом - таким образом, можно было начать движение сразу после выстрела. Пальнуть картечью напоследок - милое дело.


Таким образом, в реальности орудия все-таки были более подвижны, чем в игре.


Сражение в целом

Историчность Napoleon: Total War Total War, Наполеоновские войны, Текст, Длиннопост, Napoleon Total War, Игры

Засчет гораздо большей скорости передвижения войск, сражения проходят гораздо быстрее, чем в реальности. Оно и понятно - мало кому захочется сидеть перед монитором пару часов, глядя как развертываются пехотные дивизии. Но это имеет и негативную сторону - ситуация меняется гораздо стремительнее и порой сложные тактики с постепенным вводом войск просто не успеваешь применить.


Отсутствие элементарного ИИ формата "атакует кавалерия - постройся в каре" и маниакальное желание расстрелять своих же сильно смещает фокус с планирования на микроконтроль. Автор сих строк вообще не может управлять армией из 10+ отрядов без паузы. Можете называть раком :)


Очевидно, что в реальности Бонапарт или Кутузов не отдавал приказы полкам, и уж тем более батальонам. Он ставил задачу Даву или Багратиону, те - своим дивизионным генералам и далее по цепочке. К сожалению, в игре это не так.


Однако в целом картина боя похожа на реальную. Пехота держит позицию, артиллерия косит вражеские ряды, кавалерия нависает на флангах и, в решительный момент, обращает противника в бегство. И это здорово :)


______
При написании поста использовалась литература:
1. А. Л. Жмодиков "Наука побеждать. Тактика русской армии в эпоху наполеоновских войн"
2. О. В. Соколов "Стратегия и тактика Наполеоновской армии"
3. Сайт napoleonistyka.atspace.com

4. Игра Napoleon: Total War

5. Сайт totalwar.fandom.com

6. Гугл картинки


P.S. Если у вас возник вопрос, есть ли какая-то, более историчная стратегия по данной эпохе, могу порекомендовать Scourge of War: Waterloo. Но играть в нее тяжко. И там тоже не все идеально...

Лига Геймеров

53.9K постов91.5K подписчика

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в
Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач

За неэтичное использование сообщества - тоже бан. Если ты выкладываешь пост в наше сообщество и получаешь стартовые плюсы от наших подписчиков, не думай, что вытаскивать потом пост в своё личное сообщество будет умным поступком.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
18
Автор поста оценил этот комментарий

Да, в целом все по делу, игрушка мне нравилась - нарубил в районе 1000 часов, в основном мультиплеер с друзьями. Эпоха уж больно интересная.


Претензии - собственно к артиллерии, все описано верно, плюс баг с конной артой, когда отцепляешь 4 орудия, а одно потом не цепляется обратно даже будучи целым - не поправили за столько лет. Низкая маневренность артиллерии заставляет часто строить игру именно от нее, что не особенно помогает динамике игры. Ну, и выбор между ядром и картечью - как-то слишком упрощённо, не?


Численность отрядов - понятно, условность, сколько движок позволял, сколько и сделали. Кривой штурм крепостей. Имбовые янычары у османов - мне в принципе непонятно, как солдаты, вооруженные только саблями, могут успешно взломать пехотное каре в ближнем бою, но у прокачанных янычар это норма :)


Непонятно распределение скиллов у юнитов - меткость у британской линейной пехоты как у русской гвардии, что немного абсурдно как с учётом гладкоствольного оружия, так и разного уровня подготовки линейных и элитных частей.


Насчёт рейтаров - вы сравнивали оригинальные названия юнитов в игре с переводом, или с точки зрения здравого смысла? Потому что, как мне кажется, рейтары там были аналогом казаков у французов, а шеволежеры - средней конницей, по-своему уникальной, поскольку единственные из средних бились пиками. По-моему, средняя конница там местами присутствовала как класс, если не ошибаюсь - были немного разные значки юнитов.


Главная претензия по части историчности - наверное все же свободное соотношение родов войск в составе армий - скажем, за Пруссию и Португалию любили брать по 2/3 армии лёгкой пехоты, из-за их хороших ТТХ у этих наций, у османов обычно набирали много рукопашников, на картах с узкими проходами набирали кучу гаубиц и сидели на месте. Такие битвы часто превращались в абсурдистскую комедию.


У конницы, помимо построений, странный набор оружия - если не ошибаюсь, у улан и казаков в игре не было ничего, кроме пик, и кроме как для бей-беги они были ни для чего не годны. А самая тяжёлая и дорогая конница истреблялись простой пехотой на раз. Тут скорее наоборот - реализм побеждает, но кончилось тем, что конница в мультиплеере бралась в обойму "на сдачу" парой слабых отрядов, чтоб ловить генерала или рубить артиллеристов, если враг зазевается.


Но в целом игра для своего времени была хороша, и мне искренне жаль, что серия свернула в Вархаммер, да и в целом на теме европейских войн ХVII - XIX веков не задержалась. Могло бы быть зрелищно, на современных-то видеокарточках.

раскрыть ветку (19)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, и выбор между ядром и картечью - как-то слишком упрощённо, не?

Как раз это нормально. Да, картечь была ближняя и дальняя, различающаяся размером дробин, но принципиальной разницы нет. А так - это наиболее распространенные снаряды для пушек.

Насчёт рейтаров - вы сравнивали оригинальные названия юнитов в игре с переводом, или с точки зрения здравого смысла? Потому что, как мне кажется, рейтары там были аналогом казаков у французов, а шеволежеры - средней конницей, по-своему уникальной, поскольку единственные из средних бились пиками.
С переводом. В оригинале есть Chevauxlégers, есть Chevau-Légers. По сути, и то, и другое обычно переводят как шеволежеры. Я понимаю, что, видимо, переводчикам надо было их как-то разделить, но рейтары тут вообще не в тему...

Главная претензия по части историчности - наверное все же свободное соотношение родов войск в составе армий
Пожалуй... Стратегическую часть я не стал разбирать)

У конницы, помимо построений, странный набор оружия - если не ошибаюсь, у улан и казаков в игре не было ничего, кроме пик
Ну, по сути это и было их основным оружием. Казаки исторически мало на что годились на поле боя из-за неумения воевать строем, хотя для разъездов и аванпостов были просто прекрасны.

А самая тяжёлая и дорогая конница истреблялись простой пехотой на раз.
Это, кмк, как раз по причине того, что рукопашный бой длительный. Исторически если кавалерия, скажем, влетала во фланг линии или прорывалась в центр каре, пехота просто бежала.

раскрыть ветку (7)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Меня всегда напрягало, что каре - статичное построение почему-то, хотя и Соколов, рассказывая о том же египетской походе, говорит о передвижении войск в каре, и, насколько помню, Суворов в борьбе с турками регулярно использовал каре в наступлении.
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Один из моментов грамотного использования подвижного каре - отступление Неверовского от Красного к Смоленску, если интересно, почитайте, меня когда-то впечатлило)

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
У Тарле читал, кажется. Но там не акцентировалось внимание на построении.
1
Автор поста оценил этот комментарий

В египетском походе строили каре из дивизии - это все-таки редкость. Но да, каре вполне себе подвижно было. Не как колонна конечно, но, думаю, не хуже линии. Почему их делают статичными - не знаю)

0
Автор поста оценил этот комментарий
Как раз это нормально. Да, картечь была ближняя и дальняя, различающаяся размером дробин, но принципиальной разницы нет. А так - это наиболее распространенные снаряды для пушек.

А как насчёт шрапнели? Это ведь принципиальная разница с картечью.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Шрапнель позже появилась. Как раз примерно в это время британцы только проводили эксперименты с ней.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я знаю, но учитывая уровень достоверности могли бы и добавить.

Например, в первой части Казаков имеется многоствольная пушка (батарея Нартова), которая представлена смертоносным оружием )

2
Автор поста оценил этот комментарий

в какой вархаммер она свернула.

вышло до жопы всяких тотал варов начиная от японии и китая заканчивая древним римом средневековьем и французами


тотал вар вархаммер 2  вещь. щас играю не отрываясь лично мне очень нравится.

в обычный тотал вар наигрался еще в эпоху первого тотал вара сегун

потом первый рим с интерактивной картой

с тех пор нифига не поменялось. играешь троецарствие или атилла - все одно и то же тока картинки разные у пехоты


вархаммер это как глоток свежего воздуха если честно

и аналога во всем геймовом мире ТВ вархаммеру просто НЕТ

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Поддержу Вархаммер дал серии другую атмосферу и новые механики которых в других сериях просто не было, многие тотал Вары немного заезжанные с не особо большими изменениями, сам с радостью играю в сегуна: падение самураев, и атиллу, но в тотал варе самый смак )) всё жду не дождусь когда сделают тотал вар по первой мировой .... Эх мечты
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну с недостатками понятно, а как обстоит дело в сравнении с другими симуляторами? Какой наиболее достоверный?

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Это не симулятор, это стратежка со своими условностями ) Прям точных и внимательных к деталям игр в формате стратегий по этой эпохе я не видел. Это очень сложно в исполнении и вряд ли найдет много поклонников, то есть коммерческий успех маловероятен.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А что думаете насчёт Cossacks II Napoleonic Wars?

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю что Total War все же ближе к истории, чем Казаки) Там очень странная стрельба залпами, отсутствие кавалерийского "шока", дико тормозная артиллерия и многое другое. Плюс классические РТС-элементы типа захвата баз добычи ресурсов выглядят очень странно.

При этом по-своему игра хороша, но просто на мой взгляд совершенно не раскрывает эпоху.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Может на Cossacks II такой же обзор запилите? Или сравнение историчности Total War vs Cossacks?

0
Автор поста оценил этот комментарий

Я так понял из реальных стратегий Казаки всё же лучшие?

0
Автор поста оценил этот комментарий

Самая реалистичная из известных мне игр по наполеонике - Scourge of War: Waterloo. Но она очень кривая. Частично вроде это лечится модами, но там без 100 грамм не разобраться. Плюс она сильно заточена под сетевую игру, а для этого нужно комьюнити.

А так, как ни странно, годных игр по наполеонике очень мало. Либо адаптированные настолки (обычно плохо адаптированные), либо что-то совсем странное. Есть многопользовательской шутер Holdfast: Nations at War, но на мой взгляд это странная штука - о каких сражениях этой эпохи может идти речь, когда весь онлайн вместе взятый не наскрести и на один батальон?

Есть Ultimate Admiral: Age of Sail, но она больше про корабли. Наземные сражения присутствуют, но фокус явно не на них.

Возможно, Byzantine Games когда-нибудь что-нибудь выпустят, по крайней мере античка и ренессанс у них неплохо получились.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А по настолкам что можете посоветовать?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Если блоки и гексы:
Command and Colors Napoleonic - просто, весело, драматично, условно исторично.
Серия Napoleonic 20 - несложно, динамично (можно за час отыграть Бородино), но с некоторыми условностями, вызванные масштабом.

Если миниатюры и рулетки:
Черный Порох (Black Powder)

Если стратегический режим (на двигать фишки на карте Европы):
The Napoleonic Wars

Помимо перечисленных есть масса других, но это самые простые, с чего имхо стоит начать.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку