Импортозамещал до того, как это стало мейнстримом
О том, как Павел Обухов дал России свою сталь
Когда сегодня говорят об импортозамещении и необходимости технологического суверенитета, редко вспоминают, что перед нашей страной подобные вызовы уже стояли – и решались не раз.
Одним из тех, кто сумел отставание превратить в преимущество, был Павел Матвеевич Обухов, инженер, чье имя теперь носит Обуховский завод в Петербурге.
Он родился в семье инженера-самоучки, с ранних лет поэтому тянулся к технике, что-то мастерил и изобретал. Ничего удивительного в том, что Петербургский институт корпуса горных инженеров юноша окончил с золотой медалью – и сразу поспешил свои знания применить на практике.
В скором времени он возглавляет оружейную фабрику на Урале, где, среди прочего, сталкивается с по-настоящему сложной задачей: наладить выпуск стального оружия из отечественного сырья.
К тому времени Россия переживала болезненное осознание своего технического отставания, которое наиболее отчетливо показала Крымская война.
Страна оставалась зависимой от поставок стали и техники из Европы, прежде всего из Англии и Пруссии. Любое обострение международных отношений грозило тем, что военные и промышленники могли остаться без нужных материалов.
Реформы Александра II только начинались, поэтому промышленность ещё не успела перестроиться на современные технологии. Урал, старый центр металлургии, работал по архаичным схемам, металл выплавлялся чуть ли не вручную.
Именно тогда инженеры вроде Павла Обухова осознали необходимость опоры на собственные силы.
В поисках идеальной стали Обухову пришлось подойти к выплавке с абсолютно новой стороны – эксперименты привели к идее добавить в выплавляемую сталь магнитный железняк. Получившийся металл оказался на удивление прочным и выносливым, превосходя по этим показателям знаменитую немецкую сталь заводов Круппа.
Кстати, на заводе Круппа Обухову впоследствии довелось побывать с визитом, и, по преданию, Крупп после этого вообще запретил пускать русских инженеров на свою территорию – очень боялся конкуренции.
Легендами овеяны и первые испытания «обуховских» пушек: они выдержали более четырех тысяч выстрелов. Для понимания, аналогичные пушки из немецкой стали трескались уже после двух тысяч. За испытаниями наблюдал император Александр II лично – и спросил инженера, уверен ли он в своем орудии.
«Готов сесть на неё верхом и ждать выстрела», — ответил Обухов. Царь ответом был крайне доволен.
Вскоре в Петербурге появился сталелитейный завод, созданный усилиями трёх людей – самого Обухова, промышленника Николая Путилова и купца Сергея Кудрявцева. 27 апреля 1864 года здесь состоялась первая плавка стали, и Россия, наконец, получила собственное производство тяжёлых артиллерийских орудий.
Может, и сегодня этот пример кого-то вдохновит – все-таки необходимость «догонять» никуда не исчезла.
Источники данных:
Обухова Е. Г. Сталепушечное производство-дело жизни уральского инженера ПМ Обухова. – 2021.
Рудской А. И., Коджаспиров Г. Е. История и современное состояние металлургии в Санкт-Петербурге //Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. – 2024. – Т. 67. – №. 5. – С. 500-508
