28

Hades: roguelike, постмодерн и Зигмунд Фрейд

Было время, когда многие люди, так или иначе причастные к видеоиграм, считали, что вот-вот человечество признает игры новой формой искусства. Не дождались. По крайней мере не совсем. В сфере медиаразвлечений игры укоренились плотно, но вот назвать очередной сетевой шутер искусством у меня лично язык не повернётся. В то же время существуют разработчики и целые студии, создающие игры, которые явно претендуют на что-то большее, чем быть медиаразвлечением. Это по большей части разработчики из инди-сектора, которые не обладают большими бюджетами и ограничены в технических средствах. Тем интереснее наблюдать за тем, как маленькие проекты, над которыми работает по несколько человек, оказываются глубже, интереснее и красочнее, чем блокбастеры AAA сегмента.

Одна из таких инди-студий - американская команда Supergiant Games, а это - обзор на их последнюю игру: Hades, которая сейчас находится в раннем доступе в Steam и Epic Games Store. В конце поста есть ссылка на видеовариант обзора, для тех, кому удобнее смотреть и слушать.

Для начала давайте разберемся с сеттингом, геймплеем и игровыми механиками. Hades представляет собой рогалик в сеттинге мифов Древней Греции. Главный герой - Загрей, сын бога Аида, стремится сбежать из подземного царства во внешний мир. Да, в каноничной греческой мифологии никакого сына Загрея не было, поэтому нужно это просто принять как данность.  Путь наружу, как водится, полон опасностей и всяких-разных врагов, поэтому Загрей крадёт оружие из арсенала своего отца. В арсенале сейчас 5 видов оружия, каждое из них уникально с точки зрения механики и геймплея, а ещё каждое из них можно улучшать и модифицировать. Какое бы оружие ни взял Загрей, он обладает определённым набором способностей: обычная и особая атака, уникальные для каждого оружия, рывок, он же дэш, и бросок: разновидность метательной атаки.

Каждая из этих способностей тоже может быть улучшена -  с помощью даров от богов-олимпийцев, которые всячески сочувствуют ситуации Загрея и помогают по мере своих божественных сил. Когда Загрей получает дар, он может выбрать одно из трёх улучшений. Улучшения эти варьируются по редкости - от обычной до легендарной. Дары очень сильно меняют механики абилок и, соответственно, всю боёвку. Например, Афина может дать благословение, позволяющее дэшем отражать атаки обратно во врагов, Посейдон - отбрасывать противников, а Афродита - ослаблять врагов, уменьшая наносимый ими урон. Существует отдельный тип даров - зов, что-то вроде ультимативной способности: пока вы бьёте врагов, шкала Зова растёт, а активировав его вы вызываете к одному из богов, который на короткое время даёт вам часть своей божественной силы. Выпадают дары случайным образом, так что билды, возникающие в процессе игры уникальны и неповторимы. Каждая новая попытка побега несёт в себе новый игровой опыт. 

Противников много, они разные и обладают впечатляющим арсеналом неприятных способностей. Бои в игре очень динамичные, но не хаотичные. Приходится много дэшиться, выбирать приоритетные цели, избегать ловушек и заманивать в ловушки врагов, с умом сочетать способности и вообще, проявлять чудеса микроконтроля и тактического мышления. 

Как только вы перестанете их проявлять, и Загрей словит несколько мощных оплеух от обитателей подземного царства, он отправится… Куда отправляются умершие в мифах древней Греции? Правильно, в Аид. Домой. 

А дома всё тихо и спокойно. Обитатели дворца Аида встречают нас по разному, кто-то беззлобно подтрунивает над попытками Загрея вырваться, кто-то пытается помочь добрым советом, Аид сидит на своём троне и только посмеивается над бунтарством сына… а Цербер смирно лежит у подножия трона. Здесь можно пообщаться с обитателями дворца, делать им подарки - как и всем остальным персонажам в игре, - и получать в знак ответного расположения безделушки. Они конечно не просто так себе лежат в инвентаре, а тоже дают бонусы к характеристикам. Можно потренировать свой личный навык боя на специально обученном скелете, можно улучшить навыки Загрея за заработанную в прошлой попытке побега валюту - тьму. За другой тип валюты можно немножко обустроить ненавистный дом, положив коврик другого цвета, например - в надежде, что это скрасит наше существование, раз уж отсюда не получается сбежать.
А потом попытаться снова. И снова безуспешно.

Но когда вы в очередной раз вернётесь в ненавистный дворец, вы обнаружите, что многое изменилось. У персонажей появились новые реплики. Темы, на которые они говорят, продолжают своё развитие. С каждым возвращением происходит что-то новое. И в самом подземном мире поддержку Загрею оказывают новые боги - и что-то более древнее, чем боги. Проясняются взаимоотношения и  раскрываются взаимосвязи между персонажами. Проявляются сюжетные арки. Из-за рваной манеры изложения, из-за того что сюжет подаётся и воспринимается кусками, множатся подтексты и надсмыслы - в этом плане нарратив Hades выглядит как неплохая постмодернистская литература. Не Фаулз, конечно, но всё же…

Известно, что в Supergiant Games разработчики перед началом работы ищут вдохновения в тех вещах, которые интересны конкретно каждому из них. У них нет списков литературы, обязательной к прочтению. Например, при работе над их первой игрой, Bastion, арт-директор смотрел на картины модернистов, а креативный директор читал книги по истории 60-х годов.

Работая над Hades, кто-то из Supergiant явно открыл для себя условных Фрейда и Юнга. Нарратив психологичен до самой своей сердцевины. Бунт сына против отца и поиски матери в качестве лейтмотива? Уже хорошо, уже богатая почва для спекуляций психологического толка. Когда Загрей выходит из дворца в подземный мир, периодически появляется крупная надпись с каким-то максимально обобщённым словом типа "Семья", "Бунт" или "Страдания" - и комментарий Аида по этому поводу.  Ещё лучше. Эхом эта психологичность отдаётся в большинстве повествовательных арок. 
Судя по диалогом с Танатасом, кто-то ещё в Supergiant читает мангу. Почему бы и нет.

Увы, пока ещё не весь текст игры переведён на русский язык, и персонажи то и дело переходят на хороший английский.  

Я совершил больше пятидесяти попыток побега, прошёл игру до конца - насколько это возможно в раннем доступе (но об этом чуть позже) и реплики ни разу не повторились. Нет, они не всегда дают ценную информацию, иногда это просто ни к чему не обязывающие поболтушки. Но сам факт! Даже эти необязательные реплики хорошо раскрывают характеры персонажей. Да, и ещё - всё персонажи прекрасно озвучены. Их портреты не анимированы, на это у Supergiant не хватило бюджета. Многие персонажи -  просто статичные картинки, но качество озвучки и диалогов делает их яркими и запоминающимися. Образцовый пример того, что и малыми средствами можно добиться хороших результатов.

При этом, как ни парадоксально, но читать диалоги и вникать в происходящее вовсе не обязательно. Иногда после крайне глупой и нелепой смерти так и тянет вернуться и накостылять этим чертям по самые помидоры - и Загрей снова несётся к выходу, едва появившись во дворце - пробегая мимо персонажей, которые явно хотят что-то сказать. Игра за это не наказывает. Вы можете не читать диалоги и играть в неё сессиями по 30-40 минут. Никаких трудностей не возникнет.

У всех игр Supergiant был прекрасно узнаваемый визуальный стиль, и к счастью Hades не стала исключением. Это опять красивейшая двумерная картинка в изометрии. Детализировано всё ровно настолько, насколько нужно. От широких планов не то, чтобы дух захватывает… но эстетическое удовлетворение они приносят.  В бою видно всё, что нужно, надо только смотреть. Удивительно при такой динамике сражений, но факт есть факт. Когда дэшишься прямиком на ловушку с шипами, кроме себя обвинять некого.

Ну, а саундтрек от Даррена Корба, бессменного композитора Supergiant Games как всегда бесподобен. Лично у меня в плейлистах практически все его композиции лежат, даже  OST игры Transitor, которую я так и не смог заставить себя пройти. Подробно я распространяться на тему графики и музыки не буду: в конце поста есть ссылка на видео-вариант обзора, там всё это и видно, и слышно. Учитывайте только, что Ютуб жрёт битрейт, и картинка в самой игре выглядит лучше, чем на видео.

Supergiant официально заявляют, что собираются обновлять игру и после того, как она выйдет из раннего доступа. Учитывая, как быстро игра обрастает контентом, это вселяет оптимизм. В недавнем обновлении была добавлена новая богиня - Деметра, с совершенно новыми механиками, возможность рыбачить в некоторых локациях - я так и не смог ничего поймать, увы мне, и ещё много всякого разного, патчноуты длинные, изменений тьма. А в начале марта должно, между прочим, выйти ещё одно крупное обновление. И так каждые два месяца. Релизная же версия выйдет в конце 2020 года.

Пока игра находится в раннем доступе, история Загрея не закончена. Преодолев последнюю преграду на пути во внешний мир, игрок ровно так же возвращается назад, во дворец Аида. Разработчики, конечно, сами иронизируют над этой ситуацией, и это немного сглаживает углы..  с другой стороны, что ещё им остаётся. Окончание истории, обещают они, игроки получат с релизной версией. А пока игрок, преодолевший последнюю преграду может сделать это ещё раз, усложнив себе жизнь модификаторами - как в какой-нибудь MMO.

Ходили слухи, что внутри команды Supergiant после выхода из предыдущей игры, Pyre, возник конфликт. Часть разработчиков считает, что им стоит продолжать двигаться в прежнем направлении, делая небольшие инди-шедевры. Другая часть команды хочет развиваться не вглубь, а вширь: увеличивая бюджеты и масштабы проектов, в перспективе выходя в AA, а потом, бог даст, и в AAA сегмент.

И вот сдаётся мне, что этот конфликт так и не разрешился, потому что Hades выглядит как попытка усидеть на двух стульях сразу. Чертовски удачная попытка, между прочим. Разработчики, как я уже говорил, обещают, что в игре не будет микротранзакций, и любому, кто купил игру, будет доступен весь контент. Но при этом вся игровая механика просто идеально заточена под монетизацию с помощью DLC или сезонных боевых пропусков. Это смотрелось бы в Hades гораздо органичнее, чем в той же Assasins Creed. Я не говорю, что Supergiant обязательно нарушат данное ими слово - но если та часть команды, которая топит за увеличение бюджетов, настоит на своём, введение монетизации в Hades будет максимально логичным шагом. Напишите в комментариях, как вы думаете, введут в игру монетизацию или нет?

С другой стороны, если этого не произойдёт, то мы будем свидетелями редкой ситуации: инди разработчик показывает гигантам индустрии, как нужно делать контент. Лично я желаю разработчикам успеха в любом случае, каким бы путём развития они ни пошли.

Видео-вариант обзора:

Лига Геймеров

54.9K поста91.7K подписчиков

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в
Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач

За неэтичное использование сообщества - тоже бан. Если ты выкладываешь пост в наше сообщество и получаешь стартовые плюсы от наших подписчиков, не думай, что вытаскивать потом пост в своё личное сообщество будет умным поступком.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Поставил дизлайк видео - как можно смотреть обзор, когда автор даже не удосужился  имя Гадеса правильно произнести ни разу.

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий
О, я так и подумал, что это с Пикабу прилетело.

Есть такой словарь произношений в этих ваших интернетах https://ru.forvo.com/word/hades/

Выбираем английский и слушаем.
Вот проще всё сейчас стало. Раньше было сложнее с именами собственными. Лев Шестов писал "Шакспеар", вместо "Шекспир". К несчастью, дизлайки тогда ещё не были открыты человечеством, а то бы справедливость непременно бы восторжествовала.
раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий

У тебя все хорошо? Это ГРЕЧЕСКОЕ имя. Причем тут произношение на Английском?

раскрыть ветку (17)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Причем тут произношение на Английском?
При том, что в названии игры стоит английское слово, а не греческое? Или ты предлагаешь английское слово произносить каким-то образом на греческом?

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Так нет английского слова - это греческое имя собственное написанное латинскими буквами.

раскрыть ветку (10)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Какая разница как они его коверкают когда есть первоисточник? или ты тоже из тех кто вместо Москвы говорит Москау? По английски же верно Москау.

раскрыть ветку (8)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Если я увижу написание Москвы на английском языке, я прочту это название на английском, а не на русском или греческом, так работают языки. Я тебе могу запись стрима скинуть разработчиков, которые называют игру так же как ТС. Или они тоже тупые, один ты тут в пальто новом ходишь, взвалив на себя миссию донести всем англо-говорящим, что они не верно произносят "Hades"?

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

>я прочту это название на английском, а не на русском или греческом, так работают языки.


Всегда удивляло это, хотя мы почему-то говорим и пишем на русском "Нью-йорк", хотя тогда правильней было бы "Новый Йорк".

Также с приставками "сеинт".

Но на английском почему-то "Москоу", а не "Moskva" :)

раскрыть ветку (1)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Но  при этом Дойчланд мы называет Германией, а Суоми - Финляндией. Так получилось исторически.

Автор поста оценил этот комментарий

мда, пожалуй не буду тратить на тебя свое время.

раскрыть ветку (4)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Найс слился.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Просто не буду метать бисер перед свиньями.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А как правильно произносить? Я как-то на ютабе видел грека, который говорил "Хэйдис", потому что он говорил на ангельском.


К тому же, если доёбываться, то и к римлянам тоже вопросы есть. На твоём же скрине с педивикии они Аида называли Плутоном, а Геракл у них - Геркулес. Ну, и так далее.

0
Автор поста оценил этот комментарий
У меня всё хорошо. Имя это греческом пишется вот так: Ἀΐδης
И пр
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

верно, и читается с греческого?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Аидас, с ударением на первую "А". Hades - вариант латинский. Но мы то имеем дело с игрой американской студии. Не римской, не греческой. Следовательно, её название должно либо переводиться (Аид/Гадес) опционально, либо произноситься по правилам американского английского. Не греческого, не латыни, не австралийского.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Увы мир с тобой не согласен, я тебе там уже выше прикрепил википедию. Так же ты можешь открыть любую другу. энциклопедию.

"либо произноситься по правилам американского английского." смеялся до слез. Мы уже под штатовской оккупацией?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Под греческой оккупацией, ну.

Хорошо, вы правы: Википедия это убойный аргумент. Только что вы сделали ещё одного тупого ютубера чуть умнее. Слава вам, дизлайк тупому подпиндосскому ролику.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку