Грех голого подбородка | "Не брити брад, и усов не постригати"
Известно, что царь Петр Алексеевич не очень любил бороды. Появилась эта неприязнь у него не с самого рождения, однако до сих пор известны указы начала XVIII века, где с этой заразой царь-батюшка боролся самым страшным методом - налогобложением. Топором он может их и не рубил, а вот пошлину для всех, окромя дьяков и крестьян, ввёл. Вместе с штрафом на русское платье и ношение сапогов.
Откуда в крови молодого царя взялась такая нелюбовь к растительности на лице непонятно (вообще понятно, но я зря что ли красивый переход придумывал). Разве что родовая память великого князя Василия III возввала к не очень прямому наследнику. Тот тоже для своей второй жены - Елены Глинской - позволил себе эту вольность. В те годы по всей России даже прошла небольшая буча - церковный люд обсуждал, достойно ли князю бриться. Сошлись на том, что если князь пожелает - может бриться как его душе угодно. И вообще, моложавость ему к лицу - так недолго и "царём" стать. Не все были согласны, ну да кому до них есть дело.
Новведения Петра Алексеевича были уникальными, ведь к тому моменту православная церковь была достаточно подкована в спорах против брадобрития. Слышали когда-нибудь про Окружное послание патриарха Адриана - последнего из тех, кто носил этот сан в досинодальный период? А там, между прочим, сведены воедино все аргументы против модных стрижек и "брадобрития".
Основной довод против посещения барбершопа - самый что ни на есть христианский. Господь, когда создавал человека, сотворил его по своему образу и подобию. И мужчине, и женщине
"положив разньство видное между ими".
Мужчины получили благолепие и привилегию на рост бороды, "яко начальнику". Женщинам повезло меньше - им благолепия не досталось. Вместо этого им поручено быть смиренными и покорными, "зрящи мужа своего красоты и совершенства".
Белюкин Д. "Петр I стрижет бороды боярам".
Среди всех еретиков, кто нарушал данный божий завет, первым был византийский император Константин V Копроним. Он, как известно, "узакони своим еретическим угождением брады брити". Следовать его примеру - значит отпасть от христианства.
Позиция православной церкви на начало XVIII века была тверда, как никогда. Опиралась она на древнюю традицию осуждения брадобрития, а также решения всех умных людей, подтверждавших маргинальное положение гололицых. Бритье бороды, накладные парики и душистые мази от раздражения - грех. Основная причина - уподобление женщине и угождение "блуду".
"И мы... завещаем яко врагов истинны брадобрийцев от церкве отлучати, общение с ними не имети... яко то сицевый смертный богопротивный грех".
Составители Окружного послания были очень подкованы в делах церковных, а потому в основном тексте приводят целый список утвержденных норм, запрещающих этот грех.
В первую очередь, это 96-е правило VI Трулльского Вселенского собора 691-692 годов:
"Иже власы плетуще и виюще или мудростию некоею шяряще, на вред зрящем, да отлучатся".
И пусть про бритье бороды тут не сказано ни слова, авторов проповеди Адриана это не смущало. Главное подтянуть доказательную базу. К ней также присовокупляли толкование на это правило хрониста XII века Иоанна Зонары и гораздо более позднюю проповедь братьев Лихудов.
Лубок XVIII века "Раскольник и цирюльник"
Однако толкования - не основная причина, почему брадобритие грешно. Куда более важно то, что это правило подтверждалось другими соборами Русской церкви. В них брадобритие преимущественно называлось признаком "латинства" (а следовательно и содомии):
► Стоглавый собор 1551 года: "Священная правила, православным Християном всем возбраняют не брити брад, и усов не постригати, таковая бо несть православным, но латинская ересь".
► Церковный собор 1620 года: "По многих же папах бысть папа великаго престола Римскаго Петр Гугнивый. Сей беззаконник отверг веру християнскую... и брады и лона постригати, и попу, и диякону, и всякому человеку, мужеску полу"
► Освященный собор 1646 года: "врагов истины, брадобритцев... от Церкви отлучати и запрещати".
Основная мысль, думаю, понятна. Дело было не только в старой христианской традиции, но также в единомыслии всех крупных церковных соборов в отношении брадобрития. И патриарх Адриан присоединял голос к своим предшественникам, утверждая тем самым незыблемость этого правила:
"Сим трием собором и прочим, прежде сих бывшим, и мерность наша всесоборне последует. И яже они о брадобрийцах и тафионосцах изрекоша, таяжде и мы изрицаем".
Тезис об отпадении гололицых от христианской веры авторы Окружного послания подтверждали не только решением соборов, но и рядом примеров. Один из них - подвиг Виленских святых Антония, Иоанна и Евстафия - приближенных литовского князя Ольгерда, принявших христианство и погибших за веру. Они, по словам патриарших книжников 1690-х годов, приняли мученическую смерть "за брадобритие".
Ефошкин С. "На улицах старой Москвы. XVIII век"
Конечно, кое-кто мог усомниться в правдивости такого заявления. Благо списки Житий этих мужей имелись. Например, Димитрий Ростовский, настаивал на том, что толковать смерть виленских святых таким образом неправильно:
"Оныи не за брады пострадаша, но за Христа Господа".
Приняли мужики христианство, начали ему следовать в языческом-то окружении - вот и погибли. Однако официальная позиция церкви была иной. Еще в Служебной минее 1645 г. при патриархе Иосифе служба Виленским святым была самую малость переписана по сравнению с прошлыми текстами. И вместо:
"Вере предборителие благочестия поборницы, Церквы звезды многосветлыя, иже льсти тму умаливше благодатию, и свет истиннаго познания светяще, да восхвалятся священными песньми, божественнии мудрии страдалцы Иоанне, Антоние и Евстафие..."
Стало читаться:
"Вере убо предборителие святии, о благочестии и Церкве поборницы и еже брады брити князя повелевша, не послушавше Олгерда нечестиваго, и яко звезды многосветлыя страдании и подвиги о благочестии просветившеся, и льсти тму поправше благодатию, тем убо восхвалим вы священными песньми, Иоанне и Антоние с Евстафием..."
В итоге к началу самостоятельного правления Петра I в России брадобритие было утверждено, как смертный грех, близкий к содомскому. Гладко выбритый мужчина переставал считаться "мужем", но не становился также и "женой". Он оставался в подвешенном состоянии гендерной дисфории в виде "мужежены" или "женообразной блудницы". Остановило ли это Петра Алексеевича? Никак нет. И слом традиционных представлений о том, как должен выглядеть мужчина, царь провёл удачно. Скажем же ему за это большое безбородое спасибо.
Что почитать?
Акельев Е.В. Русский Мисопогон. Петр I, брадобритие и десять миллионов "московитов". М., 2022.
Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII века. Т. 2. СПб., 1863.
Пенской В.В. "Яко блудницам обычай есть...": казус с бородой Василия III // Наука. Искусство. Культура. 2017. №3
Лига историков
13.6K постов50.5K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения