Глазами географа. Норчерки - послесловие к путешествию в Заполярье

Глазами географа. Норчерки - послесловие к путешествию в Заполярье Путешествия, Туризм, Путешествие по России, Достопримечательности, Норильск, Норильский никель, Заметки, Север, Арктика, Красноярский край, Тундра, Длиннопост

Я хотел сообразить крупный пост в духе: "Чего я ожидал и что я получил?", а также дать ряд советов тем, кто надумает отправиться сюда, на своеобразный Крайний Север.

Некоторые вещи были известны многим, в том числе и мне.

Некоторые вещи были известны многим, но не мне.

Некоторые вопросы знал я, но не знает большинство.

И, наконец, есть вещи, о которых не догадывался ни я, ни кто-нибудь из моего окружения.

Поехали!


Норильск - перекресток миров.

Может, и не в масштабах всей планеты, но в постсоветском пространстве уж точно. Я обратил внимание ещё в аэропорту на тот пестрый этнический состав, который летел сюда. Затем в такси рулил какой-то кавказец, а среди пассажиров были 2 башкира. Третий (не я) тоже не отличался славянской внешностью. На производства, меня, конечно, не пускали - вдруг большинство там трудящихся - горцы? Но почему-то думаю, что кавказцы здесь занимаются тем же самым, что и у себя: торгуют овощами-фруктами и таксуют. Среднеазиатов достаточно, в основном их видел в качестве дорожных рабочих.

Деньги привлекают всех, а за суровые природные условия здесь хорошо доплачивают. Подумать только, но в этом городе встретил автомобили с номерами Краснодарского, Приморского и Алтайского краев, Дагестана, Северной Осетии и Хакасии, Москвы, Новосибирской, Московской, Ростовской, Самарской, Белгородской, Оренбургской, Иркутской, Челябинской областей. Вдогонку про тачки: здесь полно праворульных автомобилей. Я ожидал здесь увидеть всех на внедорожниках, ну или, как минимум, на кроссоверах. А тут полно всякой японской компактности-малолитражности, которая не вяжется с брутальным арктическим городом!

В общем, как бы это странно не звучало, но у Норильска много общего с Москвой (это в целом, а не только про авто с правым рулём). Об этом - в следующем пункте.


Норильск: столично-периферийный город.

Или "миллионник без миллиона".

Географическое положение - штука упрямая. Уже исписаны целые талмуды об уникальности ЭГП Норильска, и нет конца этому потоку мысли.

180 тысяч человек - много или мало для города? Вроде немного по мировым меркам. Но 180 тысяч почти на 70 градусе широты - это очень много, почти заполярный мегаполис! К тому же, если присовокупить сюда Дудинку, то получится изолированный очаг, ближайший к которому из крупняка - Новый Уренгой, 600 километров на запад по прямой. Но кто в этих условиях считает по прямой? На восток же смотреть бесполезно: на этих широтах живёт одна мелочь.

Но что же может сближать Норильск и Москву? В п.1. писал про миграционную привлекательность, а также пестрый этнический состав (уместно добавить и конфессиональный колорит - православные, мусульмане, традиционные верования).

Ещё высокий уровень зарплат и автомобилизация населения.

Норильск тоже не спящий город по меркам провинции: некоторые торговые сети работают круглосуточно, людей можно встретить даже далеко за полночь, притом не только маргиналов, но и тех, кто казалось, должен бы видеть уже девятый сон.

Автобусы тоже ходят допоздна, уехать в 22:30-23:00 не составляло труда. К слову, тут тоже синие МАЗы (уж не скинутые ли Москвой после очередной закупки?). Сразу оговорюсь: моя наблюдения справедливы лишь для полярного дня.

Ну ладно, возможно, высоко забрал - сравнивать с Москвой! Но на миллионник-то тянет!

А чего тут провинциального?

Первое, что бросается в глаза: хаос рабочих часов различных заведений. Это на заводе хорошо: четко знаешь, когда начинается смена. А магазины тут работают очень диахронично: то с 9 до 16, кто с 12 до 19, кто-то круглые сутки. Есть выходные, в субботу зачастую выходят на символические 3-4 часа работы, судя по расписанию.

Со строгими и прилизанными "моллами" крупнейших городов это не сравнится. Справедливости ради скажу, что ТРЦ "Арена" работает с 10 до 22 (т.е. вполне по столичному)!

Из лично моих наблюдений: ещё надо докручивать сферу услуг. Даже не для туризма, а для самих горожан - делать больше бесплатных вай-фай точек, внедрять раздельный сбор мусора. Я бы дописал ещё и про развитие хостелов, но думаю, что здесь пока эта ниша перекрывается огромным предложением аренды квартир.

Ну и конечно, дороги тут вполне себе российские, потому аккуратнее передвигайтесь!


Норильск - значит фронтир.

Н.Ю. Замятина, исследователь с кафедры СЭГЗС в МГУ, не ошиблась, когда в качестве примера арктического фронтира анализировала Норильск. В ее трактовке: "Фронтир - зона сверхдоходов, вызывающая интенсивное хозяйственное освоение, радикальную трансформацию социальных институтов и экологической среды, нередко имиджгенная зона страны".

А как это увидеть своими глазами? С хозяйством вроде понятно, заводов много, доходы солидные. А дальше?

Прежде всего, здесь редко встречаются пенсионеры. Многие просто не доживают (средняя продолжительность жизни - одна из самых низких в стране, 62 года), многие уезжают на материк ещё до кончины. Особо в грядках здесь не покопаться, разве что на подоконнике.

Поскольку город привлекает мигрантов, то концепция "город-плавильный котел" работает на полную. Сохраняющееся обилие основательного жилья выступает хорошей профилактикой против опасной "вахтовизации". Многоквартирники, вздымающиеся на сваях и ощетинившись толстыми стенами, как бы говорят: "Мы здесь всерьез и надолго". Вторят данному аргументу и театр, и спортивный комплекс.

Фронтир пропитан духом труда. Труд как потребность, как самореализация, а не как средство для поддержания уровня жизни. Возможно, что именно эта идея и есть фундамент восхищения засеянным полем, дымящим заводом или железной дорогой. Вести состав, плавить металл или обучать других - здесь подкупает значимость работы, когда ты не должен пояснять, чем занимаешься и почему это необходимо обществу.

И видя всю эту суету вокруг Талнахского месторождения, так и хочется присоединиться, внести свои идеи, дать возможность труду сделать тебя ещё больше Человеком, чем ты был до этого.

... Легенда гласит, что есть люди, которые продуктивно работают в Сочи и Крыму. Интересно, а каких бы стахановских высот они достигли бы в этой Норильской среде?


Люмпен-десант, или смотри под ноги!


Разбавим серьезные размышления юмором.

Намотав десятки километров по индустриальным местам, дам совет: берите трекинговую обувь. А ещё лучше берцы, это совсем беспроигрышный вариант для заполярного лета.

Так вот, отходя от ближайшей жилого дома в сторону хозяйственной постройки, глядите в оба: какой-нибудь штырь или проволока уже подстерегают, чтобы схватить за ногу! На полном серьезе: город отгородился грудами металлолома, которые надо бы переработать. Но кому этим заниматься и почему это ещё не сделано?

Либо лом чей-то, либо все заняты более прибыльными делами. Думаю, справедливы оба варианта. Но если дело в банальной лени, то все можно грамотно обыграть!

Вашему вниманию предлагается... Люмпен-десант! Идея такова: собираем на материке всех нуждающихся, вывозим в Норильск на летний период (ну ладно, лето - громко сказано, на период, когда нет снега) и очерчиваем фронт работ. Сдал тонну - отбил поездку! Вопрос питания, проживания, обмундирования - в процессе разработки :)

На самом деле, металл там принимают за копейки. Ходят слухи, что его дешевле собирать в контейнер и отправлять на материк!

Империя "Норникель".

Продолжая тему культуры фронтира, нельзя обойти вниманием такое свойство, как "ослабленная государственность". То есть, если вы по доброй воле ехали во фронтиры, возникающие в СССР (Дальстрой, Норильск, целина??), то там вас оценят по результатам вашего труда, а не родословной, партийной принадлежности или национальности. Возможно, в такой "свободе от" и открывалась романтика многочисленных энтузиастов.

Аккуратно заявлю, что даже Советская власть понимала: закручивать гайки против вольных пролетариев Севера глупо. Надо следить за местами, где контингент не столь благонадежный.

А после развала СССР стало не до этого. Вот здесь и появляются неявные (хотя куда явнее?) альтернативные институты власти.

"Норникель" подобен корпорации "Амбрелла" из "Обители зла", но амбиции у горно-металлургического дивизиона не столь одиозные и масштабные. А вот рулить севером Красноярского края - это да, это можно.

Здесь им принадлежит все. Технологическую цепочку концентрировать в своих руках разумно: рудники с ГОК, плавильные заводы, энергетика. Дальше - интереснее.

Транспорт тоже их, и они доминируют в грузо- и пассажироперевозках. Здесь и авиакомпания НордСтар, и Дудинский морской и Красноярский речной порты, технологический железнодорожный, внутригородской общественный транспорт (НПОАПТ).

Социальная инфраструктура - школы, детские сады, больницы и поликлиники, спортивные комплексы, катки, аквапарк, детские площадки ремонтируются и строятся на деньги "Норникеля".

Да, я бывал в других моногородах: Воркуте, Череповце. Оба - вотчина "Северстали". Но там это не так бросается в глаза!

Простейшая семиотика: нанеси свой знак и название куда-нибудь и это будет ассоциироваться с тобой (не берём случай с забором и известным русским словом). Поэтому когда ты видишь лаконичный логотип и надпись на заводе или руднике, то это в порядке вещей. Но здесь это... На грузовиках, вагонах, локомотивах, складских помещениях, административных зданиях, спецтехнике, стендах в музеях, обелиске при въезде в город, ну и, конечно, на одежде людей! Все принадлежит корпорации.

Даже сомневаюсь, а есть ли что-то свободное от нее?

Или даже я уже стал верноподданным Империи?


Быт и деньги: памятка.

Если соберётесь, то вот вам несколько советов, которые помогут:

Про проживание.

Суточная аренда квартиры в среднем около 1500-2000 руб. Гостиница дороже, но зато точно будете понимать условия и сервис. При выборе квартиры обратите внимание на наличие плотных штор и обогревателя, если едете летом. Но на всякий случай прихватите маску для глаз! Пожалуй, респиратор лишним тоже не будет, на случай изменения направления ветра.

Про интернет.

По поводу потолка мобильного интернета писал накануне. Общественный бесплатный вайфай нашел в ТРЦ "Арена" и отделении ВТБ через дорогу от ТРЦ.

Про гардероб.

На случай непогоды: дождевик лучше зонта. Последний (при порывах местных ветров) может просто распрощаться с вами. Лучшая обувь - берцы.

Про продукты.

Если вы из Москвы, то ценовой шок для вас будет минимален. Молочная продукция дороже в 1,5-2 раза, чем самый ходовой сегмент в столице. Если вы отовариваетесь дома во "ВкусВилле" или "Азбуке вкуса", то разницы не заметите. С фруктами глобально та же история.

По остальным продуктам сильной ценовой вилки не увидел. Имейте в виду, что лоу-прайс сегмент (Красная цена/Каждый день/Первым делом) в местных торговых сетях отсутствует.

Про транспорт.

Такси от/до аэропорта - 500 рублей. Автобус до аэропорта сильно дешевле (44 рубля), но он ходит раз в 2 часа днём, и каждый час рано утром (с 5 до 7). От центрального города до Талнаха или Кайеркана также можно добраться на автобусе (44 руб.), поездки внутри Норильска чуть дешевле - 30 рублей.

Поедете в Дудинку, автобус в одну сторону доведет за 453 рубля.

Про товары на память.

Магазин "Левша" (Ленинградская 4 к.2). Невероятный ассортимент атрибутики с городами заполярной агломерации.

Про карты.

Яндекс частенько показывает заведения общепита, которые уже не работают/снесены/закрыты. Трижды подводило меня в Талнахе.

Про дороги.

В городе полно светофоров и переходов, но нет зебры! Видимо, оправдано 9-месячным снежным периодом. Водители привыкли к перебегающим пешеходам, но будьте осторожны.

Про достопримечательности.

Советую музей города, Голгофу, музей НЖД. Ну и куда без променада по Ленинскому проспекту?


https://t.me/tteoag - автор телеграм-канала о географии.

Лига путешественников

22.6K постов52.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.