Га-Ноцри и добрый человек (литературная ночь)

Га-Ноцри и добрый человек (литературная ночь) Литература, Мастер и Маргарита, Психология, Субличности, Длиннопост

Здравствуйте, дорогие сообщники!


Всем, кто не спит в столь поздний час я предлагаю присоединится к нашему литературному ночному клубу с психологическим уклоном.


Сегодня я бы хотел обсудить с вами книгу Булгакова "Мастер и Маргарита".


Наверное многим из вас как и мне было интересно, почему этот бродяга из заглавия поста упорно называл, прямо скажем, очень жестокого прокуратора Иудеи добрым человеком?


Ведь он был отнюдь не добрым, если судить по его поступкам ДО. Почему же после встречи с Иешуа он так изменился?


Скажете совесть? Возможно. Но почему она все это время спала, а тут активировалась?


Рассмотрим, к примеру эту цитату.


- Добрый человек! Поверь мне...
Но прокуратор, по-прежнему не шевелясь и ничуть не повышая голоса, тут же перебил его:
- Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно, - и так же монотонно прибавил: - Кентуриона Крысобоя ко мне.

Я думаю, дело в том, что своим обращением к прокуратору как к доброму человеку, он пытался воздействовать на то доброе, что в нем было.


То есть, говоря психологическим языком воздействовать на ту субличность (или даже сформировать ее) которая сидела глубоко внутри него и была доброй.


Тем самым, как бы, он давал ресурс этой субличности. Отмечал что она существует и значима. Несмотря на все зверства и ужасы которые он творил. Что это часть его и она все еще есть.


Не отсюда ли и пошла это религиозная и психотерапевтическая мысль, что в каждом человеке надо искать и замечать лучшее. А также фраза "ударили по левой щеке, подставь правую".


Что вы думаете по этому поводу дорогие сообщники?


Поступали ли вы хоть раз также как этот знаменитый Иешуа. И если да, то каков был результат?


Как вы считаете, надо ли поступать так в обыденной жизни? Или этот метод годится только для героев и пророков.


Спасибо.

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий
Перечитала главу про встречу прокуратора и Иешуа.
Действительно терапия получается.
Иешуа взял на себя проекцию слабой части прокуратора, которую тот отвергал (запах розового масла - это женское масло), прячась за сильную часть (должность; ум, который не служит ему больше), ригидную и поэтому соматизирующую.
Получается Иешуа открыл прокуратору его "слабую/мягкую" и поэтому подавляемую субличность ("добрый человек"), и показал на своём примере, что её проживание вполне выносимо (перенёс удары удары Крысобоя) и можно в ней оставаться, не теряя себя, - а после этого указал на то, как прокуратор проживает свою слабость в реальной жизни (контакт с собакой).
То есть внутренний конфликт, вынес вовне сделал видимым.

Только в итоге терапия то не увенчалась успехом. Мне кажется, потому, что суммарных ресурсов "клиента" и "терапевта" не хватило, чтобы Пилат эту свою часть принял и прожил самостоятельно...

Поступаю ли я так? - да часто беру проекции чужой слабой части. Т.к. для меня моя слабая часть вполне выносима. Но не специально, просто так получается...(
раскрыть ветку (20)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!


А как по вашему эта терапия должна была увенчаться успехом? Что бы произошло если бы психотерапия удалась?

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Как вариант - прокуратор принял бы свою отвергаемую слабую часть и научился с ней жить.
Правда, возможно, для этого пришлось бы поменять род деятельности)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Хотя психосоматика ушла - в конце главы про головную боль не упоминается - уже неплохо)
Плюс доступ к ранее отщеплённому аффекты: "Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо". Тоже в плюс.
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот и я о том же. Может Бог (Иесус) был психотерапевтом? :)

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется любая религия имеет психотерапевтический эффект. И задумана, в том числе, и для терапии. :)
Другое дело, что даже обычную терапию часто используют не по назначению (подрастит ресурс клиента и помочь разрешить конфликт став устойчивее и адаптивннее). Кстати, не только клиенты, но и терапевты, несмотря на сеттинг и прочее. Что уж говорить про религию, у которой столько функций и которая даёт столько возможностей...
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
что даже обычную терапию часто используют не по назначению

Вот тут интересно. А как например психотерапию еще можно использовать?

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется тут много вариантов, все можно разделить на две группы: 1 сознательное поддержание зависимости клиента от терапевта, 2. Бессознательное - терапевт проживает свои влечения, а не помогает клиенту разобраться с его внутренней ситуацией. А уж влечение может быть бесконечное множество от садизма до морализаторства и всемогущества...

Правда в таком случае - это уже скорее не терапия, а что-то что проходит под маркой терапии.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А, понял о чем Вы. Спасибо.

2
Автор поста оценил этот комментарий

На сектанство чем-то похоже...

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну а что. Верить людям. Искать в них добро. Пропагандировать любовь, нежность и всепринятие. Гуманистические ценности как сейчас бы сказали.

Стойко переносить психозы людей вокруг. Чем не психотерапевт?)

3
Автор поста оценил этот комментарий

Я иногда замечал как люди за меня заступаются. Выгдядит это так, мне в шутливой форме говорят какой нибудь наезд. Я мысленно чешу репу и думаю как отреагировать. Третий видит мою фрустрацию и придумывает "наезжающему" остроумный ответ.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Это добро к Вам. Тоже не плохо. А Вы добро кому-нибудь делали похожее сами?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Бывало и такое с моей стороны.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Я считаю, что терапия была вполне удачной. Так как после часа общения с Иешуа с прокуратором дальше постепенно начали происходить необратимые изменения :))


Он начал задумываться о доброте, как он на своем месте может помочь Иешуа и другим людям. Грубо говоря разбудил в нем совесть. И слова сказанные Га-ноцри раскручивались в его голове много позже разговора и дальше. Не даром Булгаков его на луну в конце отправляет (это уже по сериалу :)) ).

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Соглашусь. Удачной, но к концу главы, по моим ощущениям, не завершеной)
А вот в конце книги есть ощущение завершенности и контакта с эмоциями и потерянным объектом "свободен. Он ждёт!", "сын короля-звездочета"
В книге в конце тоже много про лунный свет, который освещает всех, высвечивая разные черты. С точки зрения символов Луна (например в индийской астрологии, да и не только) - это про эмоции. То, к чему не было доступа у прокуратора.
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, думаю Вы правы. Спасибо!

У вас очень интересные отзывы. Мне было приятно их читать.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо!
Благодарю за интересную тему к обсуждению. С удовольствием перечитала отрывки книги)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Поступаю ли я так? - да часто беру проекции чужой слабой части. Т.к. для меня моя слабая часть вполне выносима. Но не специально, просто так получается...(

То есть, ищите в людях хорошее? Или не обязательно и зависит от слабой функции человека. Можете примеры привести? Интересно.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не то чтобы специально это делаю. Просто мне кажется, что люди не поступают плохо специально, а скорее создают другим проблемы из своего странного понимания хорошего. Стараюсь встать на позицию человека и понять его реальность и согласиться с ней, хотя бы частично.
Например, я легко уступаю, если чувствую, что проиграть для человека тяжело эмоционально. Соглашаюсь играть по чужим правилам... на какое-то время.
Возможно, это про слабость моей собственной реальности...)
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Понятно. Спасибо!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку