Функциональная модель личности в транзактном анализе

Транзактный анализ - это одно из аналитических направлений психотерапии, благодарить за которое стоит Эрика Берна. Суть этого метода психотерапии заключается в том, что работа и контакт ведется одновременно с тремя структурными частями личности - Родителем, Взрослым и Ребенком. Таким образом психотерапевт имеет возможность проработать детский опыт, родительские установки и актуальные переживания каждого клиента. Это, в свою очередь, основательно меняет личность клиента, делая ее более зрелой и сильной, способной справляться с трудностями, без сильных затрат внутренних ресурсов.


Преимуществом транзактного анализа для клиента является простота теоретической базы. В работах Эрика Берна говорится, что концепция транзактного анализа настолько интуитивна, что будет понятна даже восьмилетнему ребенку.


Для психотерапевта же транзактный анализ является методом, который позволяет работать с большинством запросов – от отношений и личностного роста до психосоматики и даже некоторых психиатрических диагнозов.


В профессиональных источниках транзактный анализ оперирует такими понятиями, как эго-состояние, интроект, запреты, предписания и сценарий:


Эго-состояние - это то состояние личности, которое проявляется в поведении, мыслях и чувствах индивида на данный момент. Это комплексное состояние.


Интроект является встроенным в структуру личности опытом важного для индивида другого человека.


Запреты, разрешения и предписания - это послания на вербальном и невербальном уровне о том, как индивид должен себя вести, чтобы выжить (социально и физически) в своем окружении.


Сценарий - это система запретов, предписаний, разрешений, интроецированного опыта и принятых решений, которые формируют поведение индивида в обществе, его выбор, ход мышления.


Структура личности


В понимании структуры личности транзактный анализ оперирует двумя базовыми моделями - структурной и функциональной.


Первая модель представляет собой сложную систему интегрированных опытов из разных возрастных периодов как самого пациента, так и его значимых других. Но дальше речь пойдет не о ней.


Функциональная - это базовая модель, которую, собственно, и объясняют клиенту при необходимости. Структура выглядит, как три круга, в каждом из которых располагается один из структурных элементов личности - эго-состояние. Очень важно понимать, что все три эго-состояния существуют параллельно и активируются в разные периоды времени.


Взаимодействие разных эго состояний возможно как в границах одной личности (например, внутриличностные конфликты между эго-состоянием Родителя и Ребенка), так и между личностями. Например, авторитарный супруг и адаптивная супруга контактируют на уровне Родителя и Ребенка. А успешные бизнес-партнеры контактируют своими Взрослыми эго-состояниями.

Само по себе понимание структуры личности транзактного анализа позволяет успешно строить коммуникации на разных уровнях, анализировать транзакции между людьми или внутри одной личности, а также успешно строить психотерапевтические интервенции и достигать терапевтического результата.


Итак, функциональную модель личности можно свести к существованию трёх эго-состояний:


- Родитель (он может быть Контролирующими и Заботливым);

- Взрослый (автономная эго-состояние);

- Ребёнок (он может быть Адаптивным, Свободным и Бунтующим).



Эго-состояние Родителя


У всех людей без исключения есть опыт общения со старшим авторитетным человеком. Такие люди интегрируются в нашу психику под видом значимых других. Опыт, полученный от общения с этими людьми, формирует состояние Родителя. В зависимости от того, какие послания и в какой форме мы получали от вербального и невербального восприятия значимых других, структура Родителя может иметь вид равносильного сосуществования Контролирующего и Заботливого Родителя, либо же преобладать в виде одного или другого.


Если давать определение Родительскому эго-состоянию, то это интегрированный в личность опыт значимых других, в виде предписаний, запретов и разрешений. Человек получает эти послания в течение всей жизни, но наиболее сильно влияют на поведение те интегрированные послания, которые были получены в детском возрасте.


Образы и опыт значимых других, интегрированных психику называется интроектом. Таких интроектов в нашей личности будет столько, сколько важных и авторитетных для нас людей было воспринято в течение жизни.


Если говорить о структурных частях Родительского эго-состояния, то стоит отметить их значимость и пользу. Разница между Контролирующим Родителем (КР) и Заботливым (ЗР) заключается в той форме послания, которая была подана как попытка позаботиться о безопасности.

Например, внутренний монолог Контролирующего Родителя относительно проделанной работы, мог бы звучать таким образом: "Ты всё сделал неправильно, качество работы отвратительное. Ты ничего не стоишь, нужно всё переделать. Так нельзя».

В то же время, Заботливый Родитель проявился бы таким образом: "А теперь давай подумаем о том, как бы можно было улучшить эту часть работы. Вот здесь работа сделана очень хорошо, а вот тут можно ещё подумать. Ты приложил очень много усилий и можешь отдохнуть, чтобы потом взяться за работу с новыми силами». В обоих случаях речь идёт о том, чтобы улучшить сделанную работу и устранить недочеты. Однако если у человека очень развитый внутренний Контролирующий Родитель, будет активироваться внутренняя деструктивная критика. С одной стороны, такие люди обычно очень хорошие сотрудники и начальники, они перфекционисты и умеют выполнять работу качественно. С другой же, у них никогда нет ощущения хорошо выполненной работы и достаточного результата, ни по отношению к себе, ни в отношении других людей. Это грозит понижением мотивации и ухудшением результатов.


Если же опыт общения со значимыми людьми заключался в получении любви и заботы, внутренняя критика будет конструктивно направлена на то, чтобы достичь лучшего результата С обязательным условием сохранение структуры личности и физического благополучия.


Психотерапия Родительского эго-состояния заключается в том, чтобы уравновесить внутренние ощущения «должен», внутренний опыт унижения и ожидание неизбежного наказания за выполненные или невыполненные задания.



Эго-состояние Взрослого


Взрослая часть – это та часть личности, которая способна максимально объективно осознавать ситуацию здесь и сейчас и принимать решения на основании той ситуации, которая сложилась на данный момент, учитывая при этом прошлый опыт, но не опираясь на него полностью.

В этой части находится внутренняя гармония между тем что человек может, на что он способен, и что ему действительно нужно.


Внутренний взрослый формируется тогда, когда человек имеет возможность получать опыт и принимать решения, анализировать и сопоставлять факты. Самостоятельно эта часть личности, конечно, не функционирует. Без интереса и эмоциональности Ребенка и разумного контроля со стороны Родителя, Взрослый является сухим и прагматичным логиком.


Активация Взрослого эго-состояния позволяет ускорить адаптацию к нестандартным жизненным ситуациям, не впадать в острые эмоциональные переживания и рассчитывать ситуацию наперед.

Взрослый проявляется в уверенной позе тела, подвижной, но прямой, в открытых жестах, свободном зрительном контакте и спокойных интонациях. Вербально Взрослый звучит аргументированно и взвешено, спокойно и лаконично.


Однако даже такое конструктивное эго-состояние, при доминировании в личности, может сослужить плохую службу. Например, в отношениях. Сухое, логичное и безэмоциональное, оно может вызывать недоумение там, где ожидают ответного проявления эмоций или же определенной разумной критики (например, в детско-родительских отношениях).

Психотерапия Взрослого состояния заключается в уравновешивании трех эго-состояний и в формировании внутреннего разрешения на эмоциональный отклик.

Это состояние обычно формируется в соприкосновении приобретенного в Детстве опыта и Родительских установок - это та модель, которая может развиться при подавлении эмоциональных реакций и воспитании рационального мышления в раннем возрасте.



Эго состояние Ребенка


Наиболее ярким и творческим является Внутренний Ребенок. Как и предыдущие эго-состояния, Ребенок является интегрированным опытом. Разница Ребенка и Родителя заключается в том, что в структуру личности Ребенка интегрируется не чужой опыт (родительские предписания типа «Не плачь, ты не девочка»), а собственный детский опыт индивида. В каждом человеке, в его Детском состоянии эго находится ребенок конкретного возраста в эмоционально значимых ситуациях. И в определенные моменты жизни, в ситуациях, напоминающих детский опыт, человек «проваливается» в то детское состояние, которое сформировалось когда-то.


В структуре Внутреннего Ребенка выделяют три эго-состояния:


- Свободный Ребенок.

- Бунтующий Ребенок.

- Адаптивный Ребенок.


Свободный Ребенок представляет собой творческую часть личности, способную идти вслед за своими желаниями, проявлять свои чувства, заявлять о своих потребностях и делать это снова и снова. В этом состоянии индивид является счастливым, хоть и не конструктивным человеком. Такое эго-состояние развивается у людей, чье творческое начало не подавляли и поощряли здоровый эгоизм.


Бунтующий Ребенок - это результат конфликта между реально существующим Контролирующим родителем или же его интроектом, и потребностями, желаниями, эмоциями личности. При подавлении поведение Внутреннего Ребенка становится противоположным тому, что диктует внешний или интроецированный Родитель (своего рода бунт).


Следующей составляющей Ребенка является Адаптивный Ребенок. Он формируется тогда, когда бунт является опасным и личность выбирает не бороться с подавлением, а подчиняться ему. Это состояние довольно пассивное, лишенное энергии. В нем человек выбирает самую безопасную для своей личности форму сосуществования с агрессивной реальностью.


Вербальными проявлениями Ребенка являются всевозможные эмоциональные отклики, протест или выявление актуальных желаний. Невербально ребенок проявляет демонстративность и свободу эмоций.


Психотерапия детского эго-состояния позволяет сформировать Свободного ребенка и исцелить травмированных Адаптивного и Бунтующего Ребенка, позволив человеку рационально оценивать реальность, а не впадать в ступор или бунт. Также в психотерапии Детского состояния нужно сформировать здоровый диалог между Родителем и Ребенком, буфером при этом является Взрослый.


Целью психотерапии в этом методе является формирование здорового баланса между всеми тремя эго-состояниями и устранение последствий того опыта, который был травматичным.


Автор: Cухорукова Анастасия

Источник: http://psychosearch.ru/masters/erik-bern/item/205-funktsiona...

Психология | Psychology

23.4K постов60.3K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

а ревность это чье?или как с ней бороться?
люблю Эрика Берна,много своих заморочек нашелв его книге,но ревность я обуздать никак не могу

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

я бы отнесла это к Ребёнку - ревность из чувства собственничества (нежелания делить родителей с кем-то ещё) и ревность от неуверенности в себе (боюсь, что бросят и я не выживу в одиночку).

Исходя из того, что Вам откликается, то и надо прорабатывать, если, конечно, ревность на пустом месте)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку